Публикации Экономика проездмонетизация

Монетизация льгот: Платный проезд обернется бунтом АТОшников?

base article image

Протесты участников боевых действий, чернобыльцев, ветеранов военной службы могут последовать за монетизацией льгот на проезд. По экспертному мнению, компенсация 30 поездок  не покрывает существующих льгот, а денег в местных бюджетах может просто не хватать.

Не учли российский опыт 2005 года

С 14 июля стоимость проезда в общественном транспорте Киева составит 8 гривен. Такое решение приняла Киевская городская госадминистрация в мае. Она пока не приняла решения о монетизации для льготников, хотя Кабмин утвердил монетизацию льгот на проезд всеми видами общественного транспорта еще в марте. 

Льготникам планируют выдавать деньги на 30 поездок, вместо права на бесплатный проезд всеми  видами общественного транспорта, включая метро, троллейбусы, трамваи электрички, пригородные и междугородные автобусы.

 Срок введения новшества – прерогатива местных властей. Они же устанавливают сумму компенсации в пределах социальной нормы в 30 поездок. Уже известно, что для Киева это будет по пять поездок в трамвае, троллейбусе и автобусе, еще 7 поездок в метро и 8 поездок в пригородном транспорте.

Эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов уверен, что монетизация льгот на проезд не заработает в полной мере из-за нехватки денег в местных бюджетах.

«На местах приведет к бунтам социально незащищенных граждан, как это было в России, когда пенсионерки ложились на рельсы, так как людям выделяли смешную сумму на проезд», - сказал Коновалов.

Отметим, что кроме пенсионеров и инвалидов право на бесплатный проезд  имеют  участники боевых действий,  чернобыльцы, ветераны военной службы, ветераны МВД, ветераны нацполиции и других силовых ведомств (всего 24  категории). Статус участника боевых действий уже получили более 300 тысяч человек. Из них 230 тысяч военных по линии Минобороны, остальные – из Нацгвардии, МВД и пр.

Когда в 2005 году в РФ приняли закон о монетизации льгот, проблем с отставными силовиками стремились избежать. Льготники были разделены на федеральных и региональных - разного рода участникам боевых действий деньги на компенсацию проезда старались дать вовремя. А из местных бюджетов предусматривались средства для пенсионеров, ветеранов труда, инвалидам. На местах не хватило средств. После многочисленных протестов пенсионеров и инвалидов, власть вынуждена была выделять  дополнительные средства.

В украинском варианте реформы «федеральных» льготников нет. Деньги будут из местных бюджетов, а размер компенсации ежегодно должны определять областные администрации.

Вячеслав Коновалов прогнозирует конфликты. «Когда дойдет до реализации на практике, возникнут конфликты между льготниками и перевозчиками. Не всем категория льготников вовремя смогут выделить деньги на проезд. Перевозчики будут отказываться вести их бесплатно. Местная власть  будет разводить руками и говорить, что Киев им не выделил необходимые средства», - предполагает эксперт.

Задержек исключать нельзя. Ведь Министерство юстиции предлагает украинцам обращаться с иском в украинские суды или Европейский суд по правам человека в случае задержки или отказа в начислении пенсий или других соцвыплат от государства.  Но пока никто из представителей власти не выступал с советом, куда обращаться в случае задержки компенсации за проезд.

Монетизация не покроет все существующие льготы

Самая многочисленная категория льготников - пенсионеры: их более 12 млн чел. Планируется,  что пенсионеры будут получать средства ежемесячно «по месту получения соответствующих выплат».

А тем, кто не получает пенсии, но пользуется правом бесплатного проезда, полагается оформить банковский счет. Так же льготниками без пенсии  для получения денег необходимо подать соответствующее заявление в орган Минсоцполитики.

На местах уже определены суммы, которые предусмотрены для компенсации расходов на проезд. По данным СМИ, на  Волыни сумма возмещения составит 69 гривен.  В Винницкой области – 96,9 грн, в Донецкой  – 106,8 грн.  Кировоградская область выделит  97,5 грн, Николаевская– 110 грн.,    Ровенская – 90 грн,  Тернопольская область – 100 грн, Черниговская область – 112,5 грн.

 Будет ли этих денег хватать при колебании цен на проезд? В правительственном постановлении говорится, что размер выплат рассчитывается на весь год, исходя из тарифа, который действует на 1 января текущего года. А сумма компенсации будет повышаться только с 1 января следующего года.

И. о. главы Ассоциации работодателей перевозчиков  города Киева Юрий Артеменко настроен оптимистично. 

«Все перевозчики согласны с тем, что монетизация для них большой плюс. Монетизация касается коммунальных предприятий, муниципального транспорта и плюс тех перевозчиков,  которые работают на пригороде и на областных маршрутах. Фактически им будет адресная дотация, напрямую  будут платить дотации и субвенции не перевозчику, а будут платить пассажирам. То есть, это та же самая адресная дотация», - говорит он.

Артеменко  прогнозирует, что в столице социальная норма будет увеличена.  «30 поездок разделить на трамвай, автобус и троллейбус в течение месяца - это смешно. В столице Киевсовет, скорее всего, увеличит количество поездок», - считает он.

А Владимир Петровский, председатель ОО «Всеукраинская общественная организация «Всеукраинский парламент трудоспособных инвалидов»  пессимистичен. Он заявил в СМИ, что монетизация льгот не заменит все существующие льготы.

Ведь представители льготных категорий имеют право на бесплатный проезд всеми видами пассажирского городского транспорта, а также всеми видами пригородного транспорта, и на 50-процентную скидку на проезд воздушным, железнодорожным и автобусным транспортом в период с 1 октября по 15 мая.

 Взамен, власть предлагает  деньги на 30 поездок в городском транспорте. «Действительно ли эта замена является адекватной? Думаю, ответ понятен и без подсказки», — отметил в СМИ эксперт.

Он подчеркнул, что статья 3 Конституции Украины провозгласила человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью в государстве, а также установила, что именно государство отвечает перед человеком за свою деятельность.  «Поэтому именно государство, а не местные органы власти, является гарантом соблюдения прав и свобод любого гражданина, в том числе представителей льготных категорий», - подчеркивает  эксперт.

Следует отметить, что 22 статья Конституции подчеркивает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.