Интервью Экономика киевтеплоэнергонафтогаз

Г. Рябцев: «Точку в конфликте между «Киевтеплоэнерго» с «Нафтогазом» должен поставить суд до начала отопсезона»

base article image

НАК «Нафтогаз Украины» требует, чтобы КП «Киевтеплоэнерго», которое с мая обеспечивает столицу теплом и горячим водоснабжением, взяло на себя долговые обязательства предшественника. Свое слово в этом вопросе должен сказать Верховный суд. В КГГА отмечают, что эта конфликтная ситуация ставит под угрозу обеспечение Киева горячей водой и срыв отопительного сезона. Кроме того, действующие тарифы на отопление и воду могут разделить на несколько составляющих, одну из которых придется оплачивать независимо от того, используется коммунальная услуга или нет. ГолосUA решил разобраться, грозит ли столице срыв отопительного сезона и  зачем разделять действующие тарифы на отопление и воду на несколько составляющих, расспросив об этом эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева.

- Геннадий, почему половина киевлян  большую  часть лета сидели без  горячей воды, и чем закончится  конфликт между «Киевэнерго» и «Нафтогазом»?

- Не нужно связывать ситуацию, которая сложилась во взаимоотношениях между «Киевтеплоэнерго»  и «Нафтогазом»  с наличием или отсутствием горячей воды.  Дело в том, что и три года  назад и сейчас поставлять горячую воду  конечным потребителям невыгодно. В связи с этим профилактические работы затягиваются  с двух недель до нескольких месяцев. Все дело не в наличии или отсутствии газа. Если ТЭЦ работает на полную, то есть поставляет тепловую энергию для центральной системы, то она окупает свои затраты на топливо. Если нужно поставлять только горячую воду, то такие затраты не окупаются. Напрямую об этом никто не скажет, поскольку это поставит под сомнение способность этой компании выполнять те соглашения, которые она в массовом порядке подписала со всеми киевлянами.

Связать это с некоторыми профилактическими работами, хотя средств на них выделяется все меньше, вполне возможно, что собственно и делается. Это свидетельствует, что отношение со стороны «Киевтеплоэнерго» к конечному потребителю сохранилось и после прекращения работы «Кивэнерго». Теперь относительно конфликта: он  разгорелся из-за того, что  Киевтеплоэнерго» должно  брать на себя помимо уплаты долгов населения за ЖКХ, еще штрафы и пеню  «Киевэнерго» за несвоевременную оплату за потребленный газ поставленный «Нафтогазом». На мой взгляд, требовать от компании, даже после передачи ей целостного хозяйственного комплекса, уплаты долгов и штрафов, которые возникли  в результате неэффективного управления предыдущего владельца, это все равно, что требовать с нового владельца автомобиля уплаты штрафа за нарушения правил дорожного движения  его предыдущим владельцем.  Это было отмечено юристами «Киевтеплоэнерго» и киевской властью. Решения суда первой инстанции свидетельствуют о том, что аргументы в споре с «Киевтеплоэнерго» с «Нафтогазом» пока считаются и признаются судом более весомыми. Точку в конфликте между компаниями должно поставить решение суда, которое будет принято до начала отопительного сезона. 

Сторона, которая подала иск к «Нафтогазу», то есть киевская власть, заявляла, что примет любое решение суда. Кроме  того, до начала отопительного сезона никто не запрещает «Киевтеплоэнерго» закупать газ путем заключения разовых сделок на оптовом рынке.  Газ будет дороже в сравнении с тем, который поставляет «Нафтогаз». Однако киевская власть может выступить с объяснением этого шага. В частности, что «Нафтогаз», премии которого за невыплаченное до сих пор решение Стокгольмского арбитража, как раз равны тем штрафам и пене, которые не заплатило «Киевэнерго». То есть 1 миллиард 200 миллионов гривен, из-за которых разгорелся скандал, как раз равняется тем 40 миллиардам долларов, которые получил НАК «Нафтогаз» за якобы достигнутую в Стокгольме победу.

- Насколько такие закупки газа будет отличаться по цене и вырастут ли коммунальные тарифы?

- Будут дороже. «Нафтагаз» поставляет газ для  теплоэнерго по цене 6900 гривен за куб, « Киевтеплоэнерго» покупало газ на оптовом рынке 10000,02  гривен за куб. Эта  цифра существенная. Однако не следует забывать, что ТЕЦ-5 и ТЕЦ-6 – это когенерационные станции. Они вырабатывают не только тепловую, но и электрическую энергию. Следовательно,  цена этой энергии ниже, чем у «тепловых электростанций». Поэтому тариф может измениться, но не критично.  Главное, чтобы киевляне знали, кто в этом виноват и требовали наказать виновного, который должен компенсировать им убытки.

- Грозит ли Киеву срыв отопительного сезона из-за конфликта «Киевэнерго» и «Нафтогаза»?

 - Нет. У «Киевтеплоэнерго» есть все необходимые ресурсы. Даже если « Нафтогаз» откажется заключать соответствующие соглашения, «Киевтеплоэнерго» сможет получить на оптовом рынке достаточное количества газа, чтобы обеспечить бесперебойную работу ТЕЦ-5 и ТЕЦ- 6.

- Зачем разделять действующие тарифы на отопление и воду  на несколько составляющих?

- Все это объясняется введением рыночных механизмов  и разделением функций компаний, которые предоставляют соответствующие услуги. Можно было сохранить одну большую платежку и потом не знать, куда направляются средства,  и почему нужно платить ту или иную сумму, хотя соответствующие услуги не предоставляются.  Раньше сумма за ту или иную услугу шла в один дырявый мешок.  И сложно было проследить, поступили ли деньги на счет конкретной компании или нет. Теперь же  жилищно- коммунальные услуги будут направляться по разным местам, к непосредственным поставщикам этих услуг.

Думаю, что  у любого возникнут вопросы, если он платит какую-то сумму, но не видит никакого результата от того, что эта она предоставляется,  как исправить ситуации.   Ведь качество той или иной услуги является низким. Благодаря раздельной платежке будет понятно, кому можно будет выдвинуть претензии. Не к абстрактному  поставщику коммунальных услуг, а к конкретной компании, которая например, занимается вывозом мусора  или уборкой придомовых территорий. Такое дробление коммунальных платежей привязывает услугу к платежу. И повышает ответственность  поставщика. Другое дело, что это все должно работать в идеале.

До сих пор рынок ЖКХ представляется властями, как нечто, что объединяет одну часть участников этого рынка. То есть поставщиков, производителей и при этом права потребителей систематически ущемляются. Их просто сбрасывают со счетов. Когда устанавливается уровень тарифов, то речь идет только об их экономической обоснованности. Никто не говорит об их прозрачности. Они должны быть понятными и подъемными для большей части потребителей. Только тогда, можно говорить, что рыночные отношения являются цивилизованными и говорить о европеизации Украины.

- Кто будет отстаивать интересы киевлян, которые захотят компенсации от поставщика, предоставившего  некачественную услугу?

- Отдельному гражданину будет очень сложно противостоять монстру, например такому как «Киевэнерго» и «Киевводоканалу».

Для того чтобы защищать свои права и требовать предоставления ЖКХ в полном объеме и надлежавшего качества, киевлянам необходимо объединяться. Например, в ассоциации потребителей или объединения жителей микрорайонов.  Как только появляется юридическое лицо, и оно обращается к юристу, который знает, как отстаивать права потребителей, тут же проблемы начинают возникать у монополистов. В том числе у энергетических компаний  и  у поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Если они предоставляют не качественную услугу или в неполном объеме.  Если компания работает не эффективно, то против нее можно будет открывать соответствующие дела. Ранее такой возможности не было, так как существовал один большой тариф. Было очень сложно понять, получила ли компания деньги на профилактические ремонты  и работы, которые она проводит. 

Ни государство, ни КГГА не будет заниматься поддержанием в надлежавшем состоянии и функционированием многоквартирных домов. Советское время ушло, мы должны осознать себя собственниками всего дома, в котором мы живем. Если будем и дальше думать, что нас будут поддерживать и предоставлять услуги,  и кто-то это будет контролировать, то  ничего хорошего из этого не выйдет. Правительство заявляет четко, все функции касающиеся обеспечения жилищного хозяйства передаются на места. То есть населению. Если мы сами о себе не позаботимся, то о нас никто не позаботиться. Нас только будут использовать собственники, которые десятилетие назад получили за гроши в управления данные  объекты.

 

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.