Интервью Общество мвф нато

А. Якубин: «На Западе считают действующее политическое руководство Украины «хромой уткой»

base article image

Турецкая лира «обвалилась», инвесторы и население скупают доллары, опасаясь полномасштабного финансового кризиса. ГолосUA решил разобраться, как напряженная экономическая ситуация в Турции и на мировом рынке повлияет на отечественную экономику, и расспросил об этом политолога Алексея Якубина.

- Поможет ли очередной транш МВФ Украине избежать судьбы Турции и Венесуэлы?

- На самом деле -  это миф, что транш влияет на курс валюты. На курс гривны, в первую очередь, влияет торговля сырьем. В ЕС ожидается значительный неурожай, поэтому для украинских аграриев больших проблем продавать зерно и другую агарную продукцию не составит. Торговля для Украины на внешних рынках будет выгодной. Пока такие рынки выгодны, правительство может удерживать курс гривны. Тем более, что у нас как такового рынка валюты нет. Наши главные инвесторы – заробитчане. Они продолжают инвестировать в нашу страну миллиарды евро и долларов. Другое дело, что к концу года курс будет девальвирован. Если почитать документы правительства, то там на конец года он должен составить 30 гривен 10 копеек. Другое дело, что правительство будет использовать вопрос с траншем для манипуляции курса гривны. Они будет говорить, что без транша МВФ курс гривны резко упадет.

- Вероятность предоставления очередного транша?

- Одно из требований МВФ – поднятие цены на газ. Если ее повысят от 20-60%, нужно будет искать дополнительные средства на предоставление субсидий. Уже сейчас у нас около 40 миллиардов гривен задолженности за ЖКХ. В бюджете было заложено около 70 миллиардов гривен на субсидии. Плюс мы видим, что правительство всеми правдами и  неправдами пытается сократить количество получателей субсидий.  В вопросе повышения цен на газ окончательного решения еще нет. Правительство думает. Есть желание переубедить миссию МВФ закрыть на это глаза. Плюс еще есть вопрос, связанный с социальным секвестром бюджета. В преддверии выборов это создает много рисков для правительства. Не уверен, что  премьер-министр Гройсман будет брать на себя негатив связный с повышением цен на коммунальные платежи для населения.  Взамен будут предлагаться разные  варианты, например, что  в будущем в Украине откроют рынок земли.

- Согласится ли на это МВФ?

- У МВФ есть практика за 6 месяцев до выборов не кредитовать страны. Они считают, что государство может использовать эти ресурсы на выборах как аргумент. Ключевым фактором станет, удастся ли администрации президента США Дональда Трампа договориться с МВФ о получении Украиной последнего  транша. Не исключаю, что если он будет при этих условиях, то он будет уменьшен. Вместо 2 миллиардов мы получим в районе одного миллиарда. Без фактора Белого дома,  Украина не сможет получить транш.

- Чем закончится конфликт между Турцией и США?

- Конфликт между  Турций и США начался еще при Президенте США Обаме. Глава Белого дома Дональд Трамп надеялся, что ему удастся договориться с главой Турции Эрдоганом, но так не произошло. Точкой обострения выступила ситуация с американским пастором евангелистом Брансоном, которого  задержали в Турции.  В свою очередь президент Турции Эрдоган говорит, что готов его отдать, если США пойдут на уступки. Трамп не готов этого сделать, так как позиция Вашингтона сейчас ориентирована больше на вопросы Сирии и ближневосточной политики. Еще один скандал связан  с тем, что вроде бы часть официальных турецких банков, когда Иран был под санкционными списками, отмывали деньги  путем продажи иранской нефти. Потом они попадали в мировую финансовую систему. Этот скандал возник в США, а теперь получается, американцы ставят это в упрек Эродогану.  Предпосылки конфликта Турции и США закладывались долгие годы, их не удалось решить. Сейчас Турция ищет различные способы прищемить США. Однако Анкара ожидает, что Вашингтон проявит лояльность и с ним удастся договориться. Не стоит забывать, что на территории Турции находятся военные базы НАТО и американские военные. Плюс Турция – это вторая армия в Альянсе. Пока мы видим, что так не происходит. Заявления Анкары, которые звучат по поводу того, что они будут искать новых союзников, например в Китае. Плюс поднимется вопрос, как дальше Анкара будет сотрудничать с Ираном. На этом фоне для Анкары остается открытым вопрос, с кем она будет сотрудничать. Мы видим, что есть попытка наладить диалог с Европейским союзом. Сейчас на территории Турции находятся 3, 5 миллиона сирийским беженцев. Очевидно, что Анкара без ЕС не сможет решить вопросы беженцев. Турции будет нужна европейская помощь.  Анкара пытается укрепить альянсы с Россией, Китаем  и ЕС и с помощью этого перекрыть проблемы.

- Как будут складываться отношения Турции  и Германии?

- У Турции и Германии есть своя линия отношений. Не обязательно она связана с президентом России Путиным. Это другая линия отношений. Там есть вопросы относительно сирийских беженцев, европейской помощи Турции и представления безвиза для Турции. Плюс в самой Германии есть значительная турецкая диаспора, которая играет свою роль в немецкой политике. Причем значительную роль.

-  Как вы оцените встречу президента РФ Владимира  Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель?

- Встреча  Путина и Меркель прошла после того, как  министр иностранных дел Лавров и глава генштаба РФ Герасимов провели встречу с немцами и французами. Встреча Путина и Меркель прошла постфактум в контексте скрытых переговоров, которые ведутся между Российской Федерацией и Германией. Очевидно, что одним из ключевых был вопрос «Северного потока- 2». Германия нацелена его строить.

При этом понимает, что США могут ввести санкции. Кроме того, обсуждали тему Украины, но без представителей нашей страны. Это связано с тем, что и в Берлине, и в США,  и в Париже считают действующие политическое руководство Украины «хромой уткой», которая не пройдет горнило выборов. Поэтому уже сейчас переговоры ведутся не при участии наших политиков, а скорее в отсутствие наших политиков. Переговоры Меркель и Путина прошли на фоне ухудшающихся отношений между Берлином и Вашингтоном.

- Что мешает ввести миссию ООН на Донбасс?

- Она является сверхдорогой. По разным оценкам ее стоимость составит около двух миллиардов долларов в год. Бюджет ООН на миротворческие миссии был уже утвержден 1-го июля. Денег на миротворческую миссию нет. Более того, в бюджете утверждена цифра около 7 миллиардов долларов, но там есть нехватка. США до сих пор являются должником бюджета ООН и в том числе бюджета по миротворческим миссиям.  

- Продлят ли осенью особый статус Донбасса?

- Этот вопрос может быть увязан с вопросом предоставления транша. В телефонном разговоре между Президентом Порошенко и американским госсекретарем Помпео обсуждался вопрос транша в обмен на пролонгацию закона об особом статусе Донбасса. Порошенко обещал за него проголосовать в обмен на транш, для демонстрации выполнения минских соглашений.

Хотя это спящий закон, который не действует. В этом году будут возникать конфликты между парламентариями по поводу его принятия. Не зря Порошенко заявил, что решил внести в Конституцию правку по поводу НАТО и ЕС. Возможно, будет попытка разыграть карточную игру. В Конституцию внесут изменения и попытаются быстро принять и то и другое. Плюс – будут говорить нардепам, что без данного закона мы не получим транш.  Не исключаю, что на встрече Меркель и Путина поднимался данный вопрос.

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.