Публикации Экономика бюджетчернаяпятницапоказателирадаакцизы

Антисоцальный бюджет-2019 приняли: Чем обернется «черная пятница» Рады для украинцев

base article image

Рост расходов на социальные нужды предусмотрен только на 5%, а финансирование правоохранительных органов увеличено на 24,4%, отмечают эксперты. Они не исключают социальных волнений в год выборов, и отмечают налоговые сюрпризы, принятые Радой в «бюджетную» ночь.

«Бюджет черной пятницы»: бензин подорожает на 10%

Бюджет-2019 Верховная Рада приняла в шесть часов утра пятницы, 23 ноября. В этот день в магазинах проходили распродажи с большими скидками  - т. н. «черная пятница», что дало повод для шуток о «бюджете черной пятницы».

Поспешность принятия бюджета объяснялась тем, что Международный валютный фонд обещал транш кредита, и власть рассчитывает получить его до конца года. А от кредита МВФ зависит получение макрофинансовой помощи Евросоюза.

Политолог Алексей Якубин считает, что госбджет-2019 был принят «не для граждан, а для МВФ». Он отмечает, что во время принятия бюджета, произошло нарушение норм, связанных с бюджетным кодексом. «Одновременно прошло и второе и третье чтение. Нормы бюджетного процесса эти вещи запрещают. В авральном порядке пытались успеть, чтобы до рождественских праздников, которые будут в декабре, передать проект и ключевые его цифры в МВФ», - считает он.

Блогер Вячеслав Чечило отмечает, что в ходе бюджетного процесса были приняты изменения в Налоговый кодекс и введен налог для посылок в Украину стоимостью более 100 евро. «Это большой привет тем хитросделанным соотечественникам, кто думает, что, не платя налоги, можно игнорировать неэффективное государство. Оно все равно возьмет свое через налогообложение потребления – всевозможные тарифы, акцизы и сборы», - пишет блогер.

Отметим, что  налог на добавленную стоимость (НДС) вводится для посылок в Украину суммарной стоимостью свыше 100 евро для одного получателя от одного отправителя. Устанавливается переходный период, в течение которого налогом будут облагаться посылки стоимостью более 150 евро. Он продлится с 1 января по 30 июля 2019 года.

Кроме того, этим законом вводится новый акциз на табак и ужесточается контроль на рынке спирта и бензина. Индексация ставок акцизного налога с табачных изделий составит 9%. Для обеспечения контроля над целевым использованием спирта планируется установить перечень требований к предприятиям. С 1 июля усовершенствуют электронную систему контроля за оборотом топлива, что позволит увеличить поступления акцизного налога.

Экономист Александр Охрименко считает, что новшества  способствуют росту доли контрафакта и контрабанды. «В Налоговый кодекс  внесены акцизные изменения по требованию Европейской ассоциации. Как результат со следующего года подорожает алкоголь, сигареты и бензин. Это не будет радикальным ростом, но бензин подорожает на 10%», - сказал А. Охрименко, отметив, что подорожание топлива отразится на всех без исключения товарах и услугах.

Ранее консультант Киевского Центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская заявляла, что  большая часть изменений в Налоговый кодекс, кроме налогообложения посылок,  не затрагивает простых украинцев. Дескать, новации, в основном, касаются администрирования и акцизов.

«К примеру, пункты документа по учету топлива. Это - давнее лобби десятка крупных игроков рынка, которые работают «в белую». То есть, все идет в рамках борьбы с «серыми» поставщиками…Эти же изменения касаются и рынка спирта. По сути, все новшества не особо связаны с налогами. Это - попытка очистить рынок, или «подмять под себя», - цитируют Томашевскую СМИ.

Как бы то ни было, от изменений Налогового кодекса ждут пополнения бюджета на дополнительные 6,3 млрд. гривен.

«Ксерокопия бюджета-2018»: на пороге «социального Майдана»

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак напоминает, что изменение Налогового кодекса не должно происходить менее чем за полгода до начала нового бюджетного года.  «Если было бы желание изменять налогово-бюджетную систему, то это следовало бы делать до начала бюджетного процесса – весной или в крайнем случае летом», - говорит он.

Он отмечает, что госбюджет приняли в первом чтении, на старой бюджетной базе. А в день самого рассмотрения документа во втором чтении состоялось голосование за внесение изменений в налоговый и бюджетный кодексы.  По его словам, столь внезапное изменения законодательной базы означает непрогнозированные действия правительства в будущем.  «Это является главным препятствием для инвестиций, как внутренних, так и внешних», - отметил Новак.

Экономист считает, что  принятый Радой госбюджет-2019  это «ксерокопия госбюджета 2018 года».  «Особенно, что касается структуры доходной и расходной частей, их соотношение друг к другу (дефицита), а также соотношения между центральным и местными бюджетами», - констатирует он.

Напомним, что дефицит бюджета- 2019 установлен так, как требует  МВФ уровне 2,3% ВВП. Похожий показатель был  принят в прошлом году для бюджета 2018 года. Многие другие показатели так же сходны. Недаром министр финансов Оксана Маркарова заявила, что все приоритеты остались неизменными.

Но эксперты отмечают, что бюджет нынешнего года не выполняется. Экономист Виктор Скаршевский заявляет, что, если посчитать реальный дефицит госбюджета (с учетом недофинансирования), то за 9 месяцев он составил 65 млрд грн, или в 9 раз больше, чем показывает официальная статистика. Он отмечает, что из-за недостаточного наполнения казны, правительство урезает расходы на здравоохранение (-44% от плана), экономическую деятельность (-32%), сельское хозяйство (-39%), культуру (-31%).

У эксперта нет сомнений, что подобное повторится и в будущем году. Он считает нереалистичными основные показатели, заложенные в документ. Так бюджет на 2019 год был рассчитан исходя из таких макропоказателей: рост ВВП — на 3 процента, средний курс доллара — 29,4 грн, инфляция — 7,4 процента.

«Инфляция в реальности составит 10-11%. К показателям инфляции, которые закладываются в бюджет, привязаны все социальные расходы и индексация социальных стандартов, но они будут меньше индексироваться, чем реальная инфляция. Экономия расходной части бюджета будет осуществляться за счет бедных граждан», - прогнозирует  Виктор Скаршевский.

Он констатирует: «Бюджет на 2019 год является антисоциальным. Рост расходов на социальные нужды предусмотрен только на 5%».

Отметим, что бюджет-2018 составлен таким образом, что расходы на оборону и правопорядок вырастут на 31,5 млрд грн (на 27%) до 209,5 млрд грн (5% ВВП).  При этом, более 82 млрд грн (на 24,4% больше, чем в 2018 году) направлено на статью «общественная безопасность» - то есть на  полицию и другие структуры.

Алексей Якубин отмечает, что финансирование МВД увеличилось на 20%, но результаты его работы оставляют желать лучшего. Следует отметить, что вливания в силовые структуры происходят на фоне повышения цены газа для населения на 23.5% и сокращения бюджетных расходов на субсидии с 70 до 55 млрд. грн в год, когда намечены президентские и парламентские выборы. Эксперты прямо говорят о возможных волнениях. По словам  эксперта по вопросам социальной политики Андрея Павловского, страна находится «на пороге социального Майдана».

Загрузка...

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.