Новости Жизнь египетартефактымумиятибетресурсы

Для искателей ресурсов: ТОП-5 книг о поисках артефактов

base article image

Пожалуй, тех людей, который мечтают или занимаются поисками артефактов, можно разделить на две группы: те, кто хочет с помощью артефактов достичь волшебных изменений в жизни, и те, кто хочет понять, что происходило на Земле до того, как Египет стал одним из могущественных государств.

Одни, получается, хотят «волшебную пилюлю»: слопал - и вопрос решен. Вторые, скорее всего, хотят понять, как египтяне, а до них – шумеры, а до них, возможно, инопланетяне находили ресурсы, развивали свои способности, строили пирамиды, добивались высокой урожайности, в общем делали все то, что сейчас кажется невозможным из-за отсутствия у них технологий.

Хотя, может быть, именно у них эти технологии были? До сегодня ученые и историки об этих цивилизациях знают не так уж и много, а, кроме того, новые открытия порой просто опровергают предыдущие открытия ученых, археологов.

В общем, чтобы этих мифов было меньше, мы нашли несколько книг, которые подробно описывают принятые в Древнем Египте определенные подходы к решению вопросов, а также книги о системе мировоззрений египтян.

ГолосUA предлагает вам ТОП-5 книг о людях, которые жили на Земле очень давно, но умели эффективно находить ресурсы. Говоря о ресурсах, я подразумеваю не только ценности материальные, но и ценности духовные, а также убеждения, которыми в Древнем Египте руководствовались.

1.«Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства» от Большакова А.О.

Эта книга преимущественно рассказывает о гробницах египтян. Книга ученика Юрия Перепелкина, нынешнего хранителя египетской коллекции Государственного Эрмитажа посвящена интерпретации представлений египтян III тыс. до н.э. о т.н. Двойнике (ка), проявляющихся в оформлении гробниц вельмож времени Старого (Древнего) царства. К концу III династии (около XXVII века до нашей эры) возник классический тип таких гробниц, в которых лаконично оформленная погребальная камера размещалась в подземной части, а наземные помещения оформлялись множеством реалистичных изображений усопшего и его достояния. Особое закрытое помещение (сердаб) заключало в себе его статую, воспроизводившую его внешность в возрасте средних лет. По мнению Большакова, наземные помещения гробниц были предназначены для поддержания существования после смерти человека его Двойника — особого существа, сопутствовавшего ему с момента его появления на свет и при соблюдении некоторых условий сохраняющегося и после его смерти.

К выводу о существовании Двойников египтяне пришли благодаря наблюдениям за свойствами своего сознания: в нем при воспоминании или во время сна может возникнуть яркий зрительный образ того, о ком или о чем он вспоминает, даже если этот объект не дан в непосредственном наблюдении или же его существование уже завершилось. Современный человек объясняет такие переживания внутренней работой сознания и зачисляет их в категорию субъективного. Египтяне же, ориентируясь на их спонтанность и независимость от целенаправленных усилий тех, кто эти переживания испытывает, объясняли их наблюдением особой категории объективной реальности. Сохранить изображения человека, сведения о нем, оформленные в текстах, и сконструировать для него с помощью системы изображений небольшой мирок значило обеспечить следующим поколениям возможность «увидеть» его Двойника, а ему самому — неограниченно долгую и комфортабельную жизнь. Принадлежавшие к элите египтяне полагались на такой способ обретения посмертного существования, пока ресурсы страны позволяли сооружать богато оформленные гробницы и поддерживать их в порядке. С конца Старого царства, когда это стало невозможно, они стали рассчитывать на обретение бессмертия в мире богов с помощью другой имевшейся у каждого человека сущности — ба, тесно связанной с мумифицированным телом и с погребальной камерой. Книга Большакова важна как исследование базовой категории древнеегипетского мировоззрения, автор которого не прибегает к надуманным тезисам о качественных различиях в принципах построения суждений людьми архаики и современности, а, прежде всего, обращает внимание на разницу в проведении ими границ между объективным и субъективным опытом, зависящую от уровня их знаний об окружающем мире и о самих себе.

2.«Писцы Древнего Египта» от Коростовцева М.А.

Эта книга является соединение ряда очерков, описывающих разные стороны письменной культуры Древнего Египта. В ней Коростовцев характеризует само сословие египетских писцов основу администрации и вместе с тем созидателей культурных ценностей, систему школьного образования, роль писцов в функционировании «домов жизни» (центров религиозного и тесно связанного с ним научного знания), проблему индивидуального авторства произведений древнеегипетской литературы. Отдельные очерки посвящены рецепции древнеегипетской культурной традиции в странах Азии и в греческом мире. Приложением к книге Коростовцева служит сборник переводов текстов древнеегипетских писцовых поучений Среднего и Нового царств (II тысячелетие до нашей эры). Впервые книга была издана в 1962 году, а в ее переиздание 2000 года были включены два очерка Ю.Я. Перепелкина, посвященные истории письма: «О происхождении минускульного письма», в котором рассматривается эволюция палеографии античных рукописных текстов, в том числе на папирологическом материале греко-римского Египта, и «Основы египетской раннединастической эпиграфики».

3.«Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации» от Ассмана Я.

Работа крупнейшего немецкого египтолога-религиоведа Яна Ассмана, оригинал которой вышел в 1984 году, представляет его видение эволюции религии Древнего Египта на протяжении III–II тысячелетий до нашей эры. И.М. Дьяконов, крупнейший теоретик истории ближневосточных обществ, охарактеризовал эту эпоху удачным термином «ранняя древность». По мнению Ассмана, в египетских представлениях мир богов был четко противопоставлен земному миру как сакральное начало профанному. При этом взаимоотношения с богами («близость к богу», рефлексия по поводу которой и может быть определена термином «теология») имели для египтян исключительное, большее, чем для людей других культур, значение.

На первом этапе развития египетской религии (в III — начале II тысячелетия до нашей эры) для египтян характерна «имплицитная теология» — построение системы ассоциативных взаимосвязей между образами божеств и мифологемами («констелляциями»). Эта система привязана к культовой ритуальной практике. С начала эпохи Среднего царства (рубеж III и II тысячелетий до нашей эры) зарождается «эксплицитная теология» — не имеющее связи с ритуалом осмысление самого понятия бога, его отношений с людьми, возникающих при этом космологических и этических вопросов. Она получает свое выражение не в констелляциях, а уже в дискурсе. При этом если имплицитная теология политеистична и предполагает включенность человека во всеобщую систему взаимоотношений, обозначаемую понятием маат (гармоничную норму миропорядка), то в эксплицитной теологии происходит становление образа единого божества и индивидуализация отношений между ним и человеком, приобретающих к тому же морально-этический оттенок («личное благочестие»). Помимо общей схемы эволюции религии Древнего Египта, книга Ассмана очень ценна как введение в материал по культу бога Амона в эпоху Нового царства — важнейшему явлению эпохи расцвета эксплицитной теологии, сравнительно редко оказывавшейся в фокусе внимания отечественных египтологов.

4.«Тибетская книга мертвых» от издательства «Арий», переводчик Леся Дудченко.

Книга содержит описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации.

5.«Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц» от Баджа Э.А.

Книга посвящена одной из самых важных и загадочных сторон древнеегипетской культуры — воззрению египтян на воскресение и жизнь после смерти. Это подробное и систематическое исследование погребального ритуала, способов бальзамирования и египетских усыпальниц. Опираясь на археологические исследования гробниц от Древнего царства до христианского периода, автор дает великолепное описание амулетов, символических изображений и скульптур, стел и украшений, сопровождавших египтянина и защищавших его в великом странствии в загробном мире.

В общем, читайте и наслаждайтесь, путешествуя по истории Древнего Египта.

 

Погода
Погода в Киеве
Погода в Харькове
Погода во Львове

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Оставайтесь в курсе событий.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях.