Оксана Ващенко
08:30 14/04/2011

Когда в космос вкладывают меньше, чем в футбол

Прослушать программу можно здесь:

Часть 1 / Часть 2

Программа «РазворотUA» — совместный проект информационного агентства «ГолосUA» и «Радио Эра FM». Звучит средам на волнах этой радиостанции.

Eфир за 13.04.2011 г. Ведущая — Оксана Ващенко.

Оксана Ващенко: В Советском Союзе почти 30% от всего потенциала космической отрасли принадлежало Украине. Говорят, космических свершений не было бы, не будь КБ "Южного", "Южмаша", харьковского "Коммунара" и "Хартрона", "Киевприбора", "Арсенала". Что имеем сегодня? Профессиональные кадры, которые получили качественное образование еще в 70-80-е годы, некоторые из них продолжают работать и сейчас, и мизерное финансирование на космические проекты. Правда, даже в таких условиях Украина пытается осваивать космос, скажем, вести строительство собственного стартового комплекса на бразильском космодроме "Алкантара". Это совместное предприятие будет эксплуатировать нашу ракету "Циклон-4".

В эфире программа “РозвортUA”, с вами Оксана Ващенко, приветствую вас. /> Сегодня в нашей студии Александр Кива, вице-президент Государственного предприятия им. Антонова, поздравляю.

Александр Кива: Добрый день.

Оксана Ващенко: И Ярослав Стефанишин, заместитель начальника управления научно-космических исследований Государственного космического агентства Украины, добрый день.

Ярослав Стефанишин: Добрый день.

Оксана Ващенко: Сегодня будем говорить о том, при каких условиях Украина может вернуть себе статус ведущей космической державы, каким сейчас есть сотрудничество в этой сфере с Россией, как будет развиваться авиастроение в Украине. Вчера были встречи премьера РФ с Президентом и Премьер-министром, некоторые общие вещи были сказаны со стороны России в сторону Украины. За ними, возможно, будут конкретные дела. Процитирую некоторую информацию: "Путин фактически пригласил Украину принять участие в российском проекте по строительству космодрома" Восточный ". Как Украина отреагирует на это приглашение — не поздно ли это, возможно предоставим специалистов, выгоден этот проект Украины?

Ярослав Стефанишин: Мы ведем сотрудничество с Россией достаточно активно — есть программа до 2011 года, разрабатываем новую программу до 2016 года. Для нас это выгодное предложение. Национальное космическое агентство ее поддерживает.

Оксана Ващенко: Как это будет выглядеть — некая группа ученых будет приобщена к работе или из Украины будут осуществляться определенные работы?

Ярослав Стефанишин: Не могу сейчас сказать конкретно, будут все направления. У нас появляется опыт участия в совместном с Бразилией проекте на космодроме "Алькантара", наши фирмы спроектировали его, этот опыт может быть использован. Кроме того, там будут и ракеты.

Оксана Ващенко: Можно говорить о том, что некоторые украинские проекты будут осуществляться именно на этом космодроме?

Ярослав Стефанишин: Конечно. На Байконуре сейчас совместный российско-украинский проект, "Наземный старт". Он для нас выгоден, потому что мы там можем запускать свои космические аппараты. Если будем участвовать в строительстве этого космодрома, также можем реализовать задачи своей космической программы, как и на космодроме в Бразилии.

Оксана Ващенко: О авиации — Премьер-министр больше говорил о ней, о проблемах в этой сфере. Он сказал, что выступает за быстрое начало работы российско-украинского СП в этой области. Российские чиновники уже не намекали, а прямо говорили о том, что мешает бюрократизм, какие-то посторонние вещи. Как видит этот вопрос украинская сторона? Когда и где иметь результат?

Александр Кива: Результат мы имеем уже сегодня, потому активно сотрудничаем с российскими партнерами. Но я бы поддержал их немного пессимистические нотки, потому что сегодня очень трудно делать бизнес, и не только авиационный, а бизнес государственным предприятиям. С одной стороны, государство, как владелец, должно создавать для нас определенные преференции. Но без проведения очень тяжелых процедур мы сегодня не можем создать совместные предприятия. Заинтересованы в этом многие потенциальных партнеров из Индии, Китая, Бразилии, из той же России, но для того, чтобы создать эти предприятия, нужно потратить несколько лет, чтобы пройти все кабинеты и получить это разрешение.

Такая же проблема — проведение тендеров и выполнение заказов. Мы государственное предприятие, но в прошлом году не получили от государства ни копейки. Чтобы проплатить за какой контракт заработанные деньги, мы должны пройти через международные тендеры. Мы получили разрешение на участие в крупнейшей выставке — Парижском авиасалоне. Но потребовалось три месяца, чтобы доказать нашим чиновникам, что именно в Париже проводится этот салон и т.д.

Оксана Ващенко: Но в чем проблема, если авиационный бизнес в Европе — это сверхприбыли, в России — тоже прибыли, почему в Украине это неприбыльное дело?

Александр Кива: Это — как любой бизнес, чтобы получить прибыль, нужно вложить. Если нас сравнивают с Европой по транспортному самолету Ан-70, Европа уже вложила более 10 миллиардов евро в подобный проект. В этом году, чтобы запустить его серию, приняли решение вложить еще 3,5 миллиарда евро. Мы за прошлый год не получили ничего.

Оксана Ващенко: Как по мне, это говорит о том, что государству не нужна авиация.

Александр Кива: Вроде нужна, государство поддерживает нас морально. Когда проходят встречи с международными партнерами, и Президент, и премьер, министры говорят об «Антонове» добрые слова.

Оксана Ващенко: Вы чувствуете, что с российской стороной будет возрождение и у вас появится возможность создания конкурентных на европейском, мировом рынках проектов?

Александр Кива: Дело в том, что если говорится о возрождении, это означает упадок. Но что касается «Антонова», то упадка нет.

Оксана Ващенко: Деньги государство не дает, а упадка нет?

Александр Кива: Мы надеемся, особенно это касается военно-технического сотрудничества, ибо без заказов собственного государства никто даже не рассматривает возможность сотрудничества. Первое, что спрашивают — а ваше министерство обороны сколько заказало, планирует заказать самолетов?

Оксана Ващенко: Сколько? Ноль?

Александр Кива: В течение двух лет финансируется понемногу производство двух Ан-75.

Оксана Ващенко: А сколько было 15 лет назад?

Александр Кива: Государство 15 лет назад не заказывало у нас самолеты. В течение этих лет заказов было немного. Самый большой — четыре Ан-32 для МЧС.

Оксана Ващенко: А Ан-140, Ан-148, Ан-158?

Александр Кива: Их, к сожалению, государство не заказывает. Ан-148 заказали через лизинговую компанию, подчиненную Минтрансу, 5 самолетов. Ан-140 пока не заказывает. Мы сейчас работаем с компанией «Украина», которая перевозит высших должностных лиц, подписаны предварительные договоренности на шесть Ан-148, но в этом году в бюджете не нашлось средств.

Оксана Ващенко: И дальше я бы хотела, чтобы мы обратили внимание на материал, подготовленный журналисты информагентства ГолосUA, о состоянии дел, особенно в космической сфере, далее — мой коллега Владимир Лукин.

Владимир Лукин: «В современном мире есть несколько сфер деятельности, определяющих уровень и роль государства на мировой арени.Серед них — космические исследования и технологии. В советское время вклад Украины в освоение космоса, в частности в космическое соревнование между Советским Союзом и Соединенными Штатами в ХХ веке, был определяющим. Но мир быстро меняется, Украине же во многих сферах остается консервативной, и космос — не исключение. Появились новые амбициозные космические державы — Китай, Индия, Япония. А мы сейчас не имеем ни одного космического аппарата на орбите.

По словам директора Главной астрономической обсерватории Ярослава Яцкива, советский космос не состоялся бы, не будь Конструкторского бюро «Южное» и «Южмаша», харьковских «Коммунара» и «Хартрона», «Киевприбора». Скажем, во время первого полетеа Юрия Гагарина киевский «Арсенал» осуществлял ориентацию ракеты-носителя, которая выводила его в космос. В том же Южном "было создано до сих пор непревзойденные межконтинентальные баллистические ракеты" СС-18 ". Они образовали ракетный щит бывшего Советского Союза. Советские космические аппараты «Вега-1» и «Вега-2», созданные при участии украинских ученых, впервые в истории человечества приблизились к комете Галлея. В Днепропетровске же были созданы космические аппараты типа «Интеркосмос». «Сич-1» был запущен в  1991 году, затем аппараты типа «Океан», в 2005 году — «Сич-1М».

Ярослав Яцкив: "Потом Украина стала независимым государством. Конечно, первое, что было очень важно — сохранить наши возможности космической державы. В бывшем Советском Союзе Украина имела примерно тридцать процентов всего потенциала космической отрасли. К сожалению, Украина никогда не была постановщиком или руководителем космических проектов. Мы были исполнителями, мы были хорошими исполнителями ".

В то же время, Российская Федерация использовала последние двадцать лет для успешного развития своей космической отрасли. В частности, запуск одного из немногих украинских проектов-космического аппарата «Сич-2" готовится на российском космодроме на базе ракеты-носителя "Днепр". А это — бывшие украинские боевые ракеты "СС-18", успешно используются сейчас российской фирмой «Космотранс» для запуска гражданских космических аппаратов.

Директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что Украина "проигрывает" России не только в гражданской, но и в военно-космической сфере, причем при новой власти это практически не изменилось.

Валентин Бадрак: "Год, прошедший с новой властью, показал, что Российская Федерация очень живо использует потепление отношений между Россией и Украиной для усиления своего военного потенциала, тогда как украинская сторона почему-то "тормозит" в этом вопросе. На самом деле, такой потенциал есть, в первую очередь, это создание космических аппаратов ".

При этом Валентин Бадрак подчеркнул, что украинские коммерческие космические проекты, такие, как "Циклон-4" — коммерческие полеты в космос с бразильского космодрома "Алькантара", могли бы способствовать продвижению на мировые рынки продукции украинского военно-промышленного комплекса.

Однако, по словам Ярослава Яцкива, Украина не может похвастаться и развитием научного сектора космической отрасли.

Ярослав Яцкив: "Мы не сотрудничаем с Европейским комическим агентством, как это делает Россия. Так случилось, что здесь вместо того, чтобы ставить совместные эксперименты с ними или с НАСА, они сманивают наших людей к себе зарплатами, лучшими условиями жизни. И вот так происходит пока что наше сотрудничество. Хотя в рамках СП-7 — Европейской рамочной программы седьмой мы имеем некоторые контракты с Европой и осуществляем отдельные научные контракты ".

Некоторые достижения современная украинская космическая отрасль все же имеет. Украинские ученые проводят уникальные эксперименты на космических аппаратах других государств. Однако, несмотря мощный потенциал, внимание власти к этим исследованиям остается, мягко говоря, недостаточной. Ведь в 2011 году Национальное космическое агентство получит из госбюджета только 60 миллионов гривен, из них 34,6 миллиона гривен — на погашение задолженности 2010 года».

Оксана Ващенко: Финансовая сторона важна, осуществлять какие-либо проекты с такой ​​суммой в космической сфере трудно. Но на "Евро-2012" в бюджете закладывается 36 миллиардов. И тут весомая разница. Если деньги есть на другие проекты, почему не находятся на космическую сферу? Можно говорить, что она будет помогать государству зарабатывать эти деньги, возможно, не сразу, но через определенный период?

Ярослав Стефанишин: Финансирование космических программ государством колеблется в пределах 25-30% от записанного в законе. Исключение было в 2008 году, когда мы получили 100% средств. К сожалению, этот успех не был закреплен, сейчас вернулись к тем же 25-30%. Но в последнее время мы чувствуем, что государство обращает внимание на космическую деятельность. 31 марта принято постановление Кабмина о реализации концепции государственной политики в космической сфере на период до 2032 года. Она охватывает 4 перспективные космические программы, определенная цель.

Оксана Ващенко: Какие основные задачи и достижения до 32-го года?

Ярослав Стефанишин: До 32-го года предполагается международный эксперимент по исследованию ионосферы, исследование Луны с аппаратов на окололунной орбите, реструктуризация отрасли, трансфер космических технологий в реальный сектор экономики. Предполагается запустить первый собственный космический аппарат на орбиту в конце этого квартала, «Сич-2».

Оксана Ващенко: Я бы не хотела, чтобы первая часть завершилась так — все плачут, нет денег, каждый ждет от государства. В этой концепции у вас предусмотрено, что Агентство может зарабатывать и участие государства будет минимальным? Или это вообще невозможно?

Ярослав Стефанишин: Это возможно. Государственная поддержка — не только государственный заказ, в том числе преференции в виде налогов, кредитов. Одним из факторов концепции определена коммерциализация.

Оксана Ващенко: Продолжается программа "РозворотUA". Говорим мы о том, при каких условиях Украина может вернуть себе статус космического государства и о сотрудничестве с Россией в авиастроении. По поводу коммерциализации космоса, господин Ярослав.

Ярослав Стефанишин: Данные одиночных космических аппаратов не имеют практически никакой коммерческой ценности. На орбите работают десятки космических аппаратов, обеспечивающих глобальное зондирования земного полушария с изменением общей картины за 2-3 дня.

Оксана Ващенко: Но почему частные мировые компании ищут выход на космические агентства и вкладывают в это дело огромные средства?

Ярослав Стефанишин: Тенденция развития космической отрасли в мире направлена ​​на ее коммерциализацию. Сначала космос осваивался за государственные средства, это было в основном военное использование. Сейчас военная составляющая не доминирующая. Коммерциализация космоса идет полным ходом, например, космическая связь почти 100% коммерциализирована. Сейчас такие тенденции наблюдаются в дистанционном зондировании земли. Сейчас в космос возят туристов, которые платят пока достаточно большие деньги. В недалеком будущем эти туристы будут доставлятися, например, на Луну. В нашей концепции предусмотрено предоставление транспортных услуг по доставке грузов на орбиту Луны. В связи с тем, что здесь присутствует господин Александр, я хотел бы сказать, что в нашей концепции предусматривается также разработка нескольких модификаций воздушного старта. Думаю, что космическую и авиационную промышленность можно объединить. Этот цикл создания космической техники у нас расторгнут, потому что нет своего космодрома. Если даже будет космодром в Бразилии — это далеко. А имея свой воздушный старт, можно было бы сказать, что мы диверсифицируем наши системы запуска. И они не могут, а должны быть коммерческие.

Оксана Ващенко: Еще раз о СП с российской стороной — насколько ваши финансовые дела, как госпредприятия, и возможности с точки зрения выпуска большего количества самолетов станут весомее и заметнее?

Александр Кива: Я бы не говорил о наших достижениях по финансовым делам. Сотрудничество с россиянами в рамках СП уже на этом этапе должно дать положительный результат по уменьшению затрат на производство самолетов, во-первых, Ан-148. Это даст возможность увеличить темпы и количество выпуска самолетов, привлечь наработки россиян относительно сотрудничества с третьими странами, потому что Россия уже имеет механизмы экспортного государственного кредитования. Это увеличит возможность выхода на третьи рынки. И это СП — первый шаг к созданию коммерческого проекта, как европейские СП, чего у нас пока нет.

Оксана Ващенко: Сколько в год вы сможете выпускать самолетов?

Александр Кива: Вместе с россиянами — у нас в планах 12 самолетов и увеличить в последующие годы до 24 самолетов класса Ан-148, Ан-158.  Росияне имеют планы на 36 самолетов в год. 60 самолетов этого класса в год — это уже достаточно неплохие сдвиги, если мы за прошлый год произвели 2 самолета, а россияне — 6.

Слушатель: Полтава, Юрко Долина. Скажите, Прибалтика, Польша, Германия не имеют своей космической программы, а живут лучше нас. Возможно, они нас как-то используют?

Оксана Ващенко: Это непредметные вопросы.

Ярослав Стефанишин: Нельзя сказать, что у них космических программ нет. Прибалтийские республики активно интегрируются в Европу и участвуют в европейских космических программах. Кстати, они заинтересованы в выполнении космических исследований и ищут контактов с нами. Одно из направлений нашей космической программы — интенсификация деятельности в странах Балтийско-Черноморского бассейна.

Слушатель: Харцызск, Александр. Многие специалисты жалуются, что государство не помогает. Но государство — это кучка олигархов и они решают свои вопросы. Надо будет Коломойскому самолетик — он закажет.

Оксана Ващенко: Я так понимаю, суть в том, что люди, имеющие капиталы, могли бы взять под патронат космическую сферу и авиастроения.

Ярослав Стефанишин: Мой земляк из Донбасса обратил внимание на интересную тему — государственно-частного партнерства. Недавно был принят соответствующий закон, к сожалению, там среди отраслей — космической нет, но, думаю, это поправимо. Вообще, частные компании должны иметь заинтересованность, чтобы вкладывать деньги в развитие космических исследований. Это может быть проведение научно-образовательных программ, создание молодежных космических аппаратов, которые смогут лететь на Луну. Задача Государственного космического агентства заключается в создании такой нормативной базы, которая бы это стимулировало.

Оксана Ващенко: Правда, если содержат футбольные клубы ради имиджа, может быть, можно осуществлять ноу-хау в космической сфере или в авиа-? Я не ошибаюсь?

Александр Кива: Думаю, здесь поддерживать имидж очень дорого, хотя не знаю бюджета на футбольные проекты. Но здесь должен быть нормальный расчет. Поступления в реализации наших программ должны заинтересовать не только акционерные капиталы, но и частные. Государство сегодня, если говорим об «Антонове», владеет 100%. Сейчас популярно приводить пример Бразилии, это не США и не Германия, но авиационная отрасль там развивается очень высокими темпами. Старт был 15 лет назад, когда государство приняло стратегическое решение по привлечению инвестиций, частного, иностранного капитала и создала определенные условия. Это дало сдвиги. Относительно наших возможностей — весь мир отдает должное существующему еще сегодня потенциалу «Антонова» по созданию, в первую очередь, грузовых самолетов. Даже страны НАТО, 18 министерств обороны, провели тендер, и мы выиграли тендер у компании «Боинг ».

Оксана Ващенко: Видите, не так все плохо у нас. Но я думаю, что когда может быть еще лучше. Спасибо за участие в программе. С нами были Александр Кива и Ярослав Стефанишин, беседовала Оксана Ващенко, всего хорошего и до свидания.

Читайте также по теме