Оксана Ващенко
16:57 29/07/2012

Зоны свободной торговли: а что считали..?

Программа «РазворотUA» — совместный проект информационного агентства «ГолосUA» и «Радио Эра FM».

Эфир за 25.07.2012 г. Ведущая — Оксана Ващенко.

Оксана Ващенко: Президент Віктор Янукович вніс з Верховної Ради проект закону про ратифікацію Договору про зону вільної торгівлі з СНД. У Євросоюзі заявили, що ратифікація цього документа не перешкоджає підписанню зони вільної торгівлі з ЄС. Які ж перспективи відкриває для України зона вільної торгівлі з СНД сьогодні говоритимемо в програмі «Розворот UA». З вами Оксана Ващенко, вітаю.

У нас сьогодні в студії Віктор Суслов – колишній міністр фінансів України та колишній голова Держфінпослуг. А на зв»язку будуть наші експерти, далі їх долучимо до ефіру.

Ви знаєте, пане Вікторе, коли з»явилося повідомлення, що є не лише бажання мати зону вільної торгівлі з СНД, а й Президент вже подав законопроект до парламенту на ратифікацію і провладна політична сила – Партія регіонів говорить, що вже восени, очевидно, одним з перших питань буде саме це, то виявляється, що ми парафували і угоду про зону вільної торгівлі з країнами ЄС, потім відповідний законопроект щодо СНД, то Україна, знаєте, на такому шпагаті опинилася. Як можна все це поєднати і чи з економічної точки зору – я розумію політичні мотиви, а от з економічної точки зору – чи поєднвані ці речі?

Віктор Суслов: Начинать все-таки придется с политики потому, что Украина по-прежнему придерживается политики многовекторности и по-прежнему мы ориентируемся и декларируем свое стемление интегрироваться с Евросоюзом, в перспективе – вступить в Евросоюз, много говорится о подписании этого всеобъемлющего соглашения с Евросоюзом, включая соглашение о зоне свободной торговли. Одновременно Украина называет своим стратегическим партнером СНГ, Россию и стремится и туда. Пока можно говорить о том, что Украина не определилась с векторами своего политического развития и экономически поэтому одновременно сохраняет за собой возможность повернуть и в ту, и в другую сторону, считая, что разыгривая эти противоречия между Евросоюзом и Россией можно что-то выиграть. Это старая известная политика – в принципе, все 20 лет развития Украины эта политика использовалась, особенно Леонидом Кучмой, котрый был по-настоящему ее основателем. Ну и сейчас она продолжается. Можно ли эконмически вступить – ну с правовой точки зрения – вступить в две одновременно зоны свободной торговли – и с Евросоюзом, и с Россией? Да, это можно. В проекте соглашения по зоне свободной торговли с СНГ специально оговаривается, что это соглашение не препятствует участию в других торговых союзах. Евросоюз неоднократно делал заявления – и снова, на днях уже после подачи Президентом документа на ратификацию в Верховный Совет представители Евросоюза вновь подтвердили, что это безусловное право Украины. И действительно, в этом нет противоречия с точки зрения экономики и права…

Оксана Ващенко: А с точки зрения политики..?

Віктор Суслов: С точки зрения политики это означает, что у нас опять таки не выбран курс куда же мы все же движемся. А вот для того, чтобы этот курс правильно выбирать и оценивать, нужно просто смотреть на то, какова доля в нашей торговле, экспорте-импорте, соответсвенно в страны СНГ и Евросоюза?

Оксана Ващенко: Ми обов»язково про це будемо говорити. Зара я хотіла б долучити до нашої розмови експерта. Це буде Володимир Корнілов – директор Українськго філіалу Інституту країн СНД – він зараз з нами на зв»язку.  Скажіть, як ви сприйняли подання Президентом проекту про ратифікаці. ЗВТ з СНД – ну, ось нарешті? І як ви думаєте, це більше політичне рішення чи вже все порахували і економічно обґрунтували цей крок?

Володимир Корнілов: В любом случае, чем менше органичений для бизнеса, тем лучше. Хочу напомнить, что Украина на протяжении десятилетий добивалась вот этого самого подписания зоны свободной торговли в рамках СНГ. Мало того, уже ратифицировала подобное соглашение в 90-е годы. Это Россия тогда не ратифицировала данное соглашение. В это плане, я думаю, что на решение Януковича не в последнюю очередь повлияла такая иронична реплика Владимира Путина на последней встрече в Крыму, когда Путин напомнил, что так долго Украина боролась, добивалась этого соглашения, а когда все подписали и Россия уже наконец ратифицировала, то вдруг Украина почему-то, по необъяснимым причинам начала затягивать. Я думаю, что после данной сатирической тирады Владимира Путина Янукович и решил все-таки довести это дело до логического конца.

Оксана Ващенко: Зараз зі мною поруч у стідії Віктор Суслов і він сказав, що те, що Україна підписала угоду про зону вільтної торгівлі з Євросоюзом жодним чином не суперечить і тому, що є рішення про зону вільної торгівлі і в рамках СНД. Ви погоджуєтесь з цим?

Володимир Корнілов: Зон свободной торговли можно создавать сколько угодно, вступать в множество зон, в том числе и пересекающихся, более расширенных, менее расширенных, более углубленных, мене углубленных. Украина, я хочу напомнить, уже в нескольких зонах свободной торговли состоит, ведет переговоры , насколько мне известно, с десятками государств по этому поводу, в то числе с такими, как Турция, Сирия, как ни странным кому-то это покажется – ну, по крайней мере начинала переговоры. Сам Евросоюз помимо того, что он сам является по сути дела большой зоной свободной торговли и таможенным союзом, он сам состоит где то в 2-х десятках всевозможных зон свободной торговли и ведет переговоры об ассоциации где-то с тремья-четирьмя десятками различных стран. То есть конечно же, Украина вправе вступать в любую подобную зону экономическую, определять параметры этих зон и наличие Украины в каких-то подобных соглашениях не противоречит ведению переговоров с другими субъектами.

Оксана Ващенко: Якщо ви говорите, що пришвидшила цей крок з боку України зустріч двох президентів, чому ж ви говорите тоді, що ратифікація договору про зону вільної торгівлі з СНД – це крок до створення Митного союзу. Чи ні?

Володимир Корнілов: Я очень надеюсь, что мы придем к тому, чтобы Украина начала, как минимум, переговоры с Россией, Белоруссией, Казахстаном о присоединении к Таможенному союзу. Но все-таки это параллельный процесс, незначительно пересекающийся. Еще раз говорю, Украина ратифицировала договор о свободной торговле с СНГ в 90-ые годы. Да, он выглядит сейчас по-другому, но тем не менее данный вектор был определен очень давно. И если, скажем, Украина подпишет сейчас соглашение о зоне свободной торговли с Турцией, это не будет означать, что Украина когда-то вступит в таможенный союз с этой самой Турцией. Я конечно надеюсь , что мы придем к Таможенному союзу с Россией, но все-таки не надо смешивать разные понятия и разные степени интеграции.

Оксана Ващенко: Якщо пригадати такі інтеграційні структури, як ГУУАМ, ЄвраЗЕС, Єдиний економічний простір, то дуже багато ваших колег говорять, що вони не зовсім плідно працювали свого часу і могли б дати набагато більший зиск для двох держав. Зона вільної торгівлі з СНД – чи не буде це такою сплячою структурою?

Володимир Корнілов: Ну,ви знаете, зона свободной торговки это и не структура, по сути. Это правила торговли и в этом смысле тут нельзя говорить о какой-то структуре. Вот Украина находится в зоне свободной торговли с той же Исландией и Швейцарией. Это не структура – это правила определенные: правила торговли с определенными изъятиями и ограничениями между этими государствами. То есть, для этого не нужно создавать каких-то наднациональных органов, как, кстати, в Таможенном союзе, для этого не нужно принимать какие-то отдельные решения и тому подобное. То есть говорить о том, что эта структура работает или спит – невозможно.

ГУУАМ – да это чисто политическая структура, которая не работала и вряд ли когда-то заработает, Единое экономическое пространство мы подписали, но так и не создали – оно не может работать или спать, поскольку его нет и вот сейчас Украину втягивают в эту структуру. Но в принципе нужно считать, я видел расчеты различных экономистов и, вы знаете, все они пришли к выводу, что, в принципе, зона свободной торговли в СНГ, которая сейчас подписана, она в незначительной степени влияет на те отношения, которые уже сложились между Украиной и Россией. Поэтому значительного экономического эффекта от подписания и ратификации данного соглашения ждать, наверное, не приходится. В отличие от возможного присоединения Украины к Таможенному союзу.

Оксана Ващенко: Текст цього договору ви вже бачили?

Володимир Корнілов: Видел, конечно, видел и критику, и хвальбы в его адрес…

Оксана Ващенко: Володимир Корнілов говорив про те, що не буде значного економічного ефекту  від створення цієї зони вільної торгівлі. Ви можете підтвердити чи спростувати це?

Віктор Суслов: Он абсолютно прав. Дело в том, что режим свободной торговли между Украиной и государствами СНГ, и в первую очередь Россией, он существует с 94-го года. Потому что были двусторонние отношения между государствами по зонам свободной торговли и на самом деле тот проект, который может быть сейчас ратифицирован украинским парламентом, не меняет сколько нибудь заметно торговых режимов. Но разница все же есть и она тоже очень важна.

Дело в том, что после этого была созданная Всемирная торговая организация, Украина стала членом ВТО, недавно стала членом Россия и соответсвенно это новый проект полностью учитывает факт членства и Украины, и России, а в ближайшем будущем, очевидно, и некоторых других стран СНГ в ВТО. Потому что в этом соглашении расписаны конкретные нормы ВТО, которые должны применяться во взаимной торговле, технические требования, четко даны ссылки по статям на действующее в рамках ВТО соглашение и нормативные акты по очень важным вопросам торговли. И в этом плане, конечно, ратификация такого соглашения позволяет реализовать требования ВТО в режиме свободной торговли.

И вообще надо понимать, что режим свободной торговли – это соглашение о взаимной торговле без обложения пошлинами товаров, производимых в странах-учасниках соглашения. При этом, действительно есть ряд изъятий из режима свободной торговли – в приложениях к договору они все указаны. Но совершенно ошибочно мнение, что все эти изъятия якобы предназначены для России, только Россия там чего-то добилась. Если будем смотреть сам документ, то увидим, что почти все страны, включая Украину, записали необходимые, как они считают, для себя изъятия из режима свободной торговли.

Ну, скажем, Украина в отношениях со своими партнерами настаивает на том, что нельзя переходить на режим свободной торговли с сахаром. Ну, потому, что сахар у нас важный продукт и мы не можем пустить сахар из соседних стран без пошлин и соглашений. Точно также и Украина, и другие страны вводят ограничения на поставки ряда товаров сырьевого назначения. Россия в режим изъятий вводит прежде всего торговлю нефтью, нефтепродуктами, газом, потому что они настаивают на своем праве устанавливать режим экспертных пошлин на эти продукты. Но и там, где используются экспертные пошлины, везде есть оговорки и устанавливаются строки, на которые  вводятся эти экспертные пошлины. В чем и плюс этого соглашения, в том, что в перспективе предполагается, что это будет режим полной зоны свободной торговли и постепенно эти ограничения и изъятия на протяжении ряда лет должны уйти.

Да, по состоянию на сегодня не предполагается, что это соглашение резко повлияет на потоки товаров, вызовет увеличение экспорта или импорта или даст какой-то из стран преимущество. Нет это не так, но уже то, что вводятся все нормы ВТО во взаимных отношениях, то, что появляется многостороннее соглашение, которое будет действовать, это также чрезвычайно важно. Правда, надо сказать, что на сегодня это соглашение ратифицировала только Россия, Беларусь, ну, а остальные государства пока не ратифицировали – даже несмотря на то, что первоначально было соглашение об одновременной ратификации. Я напомню, что само соглашение 8 стран-члено СНГ, включая Украину, подписали 18 октября 2011 года.

Оксана Ващенко: Ви сказали, що є ряд обмежень. На яких наполягала й Україна й російська сторона. Але якщо говорити про ті товари, які все-таки не будуть підпадати під обмеження – чи можна говорити про пожвавлення бізнесу, якого саме бізнесу?

Віктор Суслов:  Ну перечень полный, десятки позиций. Но в основе своей есть две стороны: это возможность устанавливать экспортные пошлины и эти эспоортные пошлтны в основном устанавливаются на сырьевые товары и, конечно, на м бы хотелось, чтобы Россия, напрмер, не устанавливала экспортные пошлины на нефть и газ – мы бы смогли их покупать тогда бы дешевле и это повысило бы эффективность украинской экономики. Но пока так не получилось и нужно сказать, что это не ухудшает украинскую ситуацию – это сохраняет ту ситуацию, которая действует сегодня. Россия устанавливает экспортные пошлины на свои товары и сейчас. Ну и другое дело, что ряд позиций сохраняет импортные пошлины при ввозе товаров из соответствующих стран. Все это распространяется на движение либо сырьевых товаров, либо товаров, которые играют очень важную роль в пополнении бюджета. Потому что спирт, водка, коньячные изделия и другие, сигареты – все это то, что наполняет бюджет по графе «доходы от подакцизных товаров».

Оксана Ващенко: Чи не дійде потім до того, що українська влада увійде все-таки в Митний союз?

Віктор Суслов:  Ну это дело другое. Но я закончу о том, что можно участвовать во многих зонах свободной торговли. Да, можно. Но общий принцип, которого пытаются придерживаться все страны, состоит в том, что надо участвовать в зоне свободной торговли с равной по конкурентоспособности страной. Потому что, да, Украина с Россией более-менее равны по уровню развития экономики. Ну, считается, что Украина на сегодня несколько технически отстает , но не на много. Разрыв в производительности труда между Украиной и странами Евросоюза – огромен, в качестве производимой продукции, соответствия стандарта. Поэтому, по оценкам экономистов, которые признаны и их никто не оспаривает, скажем заключение соглашений о зоне свободной торговли с Евросоюзом сразу же даст увеличение импорта из стран Евросоюза на 15% за счет готовой продукции, а увеличение украинского экспорта буде 10% соответственно ухудшится торговый баланс, ухудшится платежный баланс. Экспертный оценки говорят, что Украина потеряет ряд своих отраслей, производящих готовую продукцию, в виду неконкурентноспособности. То есть, чисто экономически, если отбросить политический фактор, подписывать соглашение о зоне свободной торговли нельзя для Украины – это ухудшит нашу экономическую ситуацию. Со странами СНГ – можно, потому что Украина, скажем, отставая от России несколько, она впереди многих стран СНГ стоит по уровню развития и может туда поставлять значительные объемы своего экспорта. /> Скажем, очень спорно желание Украины подписать соглашение о зоне свободной торговли с Турцией. Турция – страна, проходящая успешно период многих реформ, модернизации, начала очень бурного промышленного развития. У Турции уже есть соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, но у них не очень-то получается конкурировать на европейском рынке. Если будет соглашение с Украиной – да, многие опасаются, что мы не сможем конкурировать даже во многих традиционных отраслях. Мы видим, что огромная часть материалов уже и так поставляется из Турции, турецкие строители работают в Украине и много других услуг мы получаем из Турции. Да, Турция распространит экономическую экспансию на Украину благодаря подобному соглашению. Надо подумать, стоит ли это делать?

Поэтому во главу угла ставить все время политические соображения, а мне кажется, что очень многие правительства Украины пытаются заключать соглашения о зоне свободной торговли с разными странами, хотя эти соглашения не дадут выиграша Украине. Детальнее можно говорить еще о проекте соглашения с Евросоюзом, кстати, засекреченном… спорные моменты по сельхозпродукции, которая в Евросоюзе дотируется, а в Украине – нет. Там миллиарды евро тратятся на поддержку сектора и есть опасения, что мы нанесем ущерб своему сельському хозяйству, не увеличив экспорт наше сельхозпродукции. Ну и по ряду других позиций мы можем понести серьезные потери…

Оксана Ващенко: Попередній висновок можна зробити такий, що економічної стратегії в нашої держави, на жаль, немає, мають місце лише політичні уподобання: подобається-неподабається, хочемо дружити чи не хочемо…

Мій співрозмовник говорить, що вільна економічна зона – це вигідно. Але Україна ах визначатися і не з усіма гуртуватися і створювати таку зону, а з тими, економіка яких схожа на українську…

Віктор Суслов: Скажем так, которая сопоставима по уровню конкурентоспособности, там где есть наш рынок. Потому что, если мы начнем анализировать структуру торговли Украины со странами СНГ – ну, конечно, там доминирует Россия в торговых отношениях – получается, что Украина импортирует преимущественно сырьевые товары и энергетические ресурсы такие, как газ, нефть и другие, но экспортирует в огромной части продукцию машиностроения, сельськохозяйственную продукцию – сырье мы в Россию, в основном, не экспортируем. И поэтому Россия для нас важна как рынок, тем более, что сегодня это практически единственный в мире потребитель украинской высокотехнологичной продукции, ну в той мере, в которой еще сохраняется производство этой продукции. Будь-то самолеты, авиационные двигатели, участие в совместных космических проектах, производство ракет для совместных запусков спутников в космос и т.д. Это все только в отношениях с Россией можно реализовать.

Оксана Ващенко: Ми з вами говорили, що поки що це переважно рішення політичне і ось в економічній стратегії поки що не видно Україну – з ким вона буде більш інтенсивно співпрацювати…

Віктор Суслов: Экономически тут все ясно. Я начал говорить о том, что у нас достаточно специалистов, компетентных экспертов, которые могут сказать, что выгодно экономически. Но наша экономика все время прогибает, так сказать, под влиянием политических факторов и много принимается решений, исходя из политических соображений, даже в тех случаях, когда Украине такие соглашения не вполне выгодны. Ну, а для того, чтобы позволить себе привести несколько цифр, для того, чтобы понять, какова же роль рынка СНГ в нашей внешней торговли и какой объем торговли будет подчинен вот этому соглашению. Сегодня надо четко понимать, что объем экспорта товаров Украины в страны СНГ составляет 36,8 процента от общего объема экспорта, а в страны Евросоюза – 24%, т.е. в полтора раза больше мы экспортируем в страны СНГ. При этом, что касается импорта, то из стран СНГ это 41,3%, из стран Европы – это 32%, в т.ч., из стран Евросоюза 30 с половиной процентов. И особенно важно понимать, что Украина имеет негативное сальдо торгового баланса преимущественно как раз в торговле со странами Евросоюза, т.е.. импорт из стран Евросоюза уже сегодня существенно превосходит украинский экспорт  и этот импорт  из стран Евросоюза быстро растет, в то время как экспорт в страны Евросоюза уже сейчас, до заключения каких-либо соглашений по зоне свободной торговли, сокращается. А вот в российском направлении происходит другое. Там как раз быстрее растет украинский экспорт. Поэтому, исходя из этих экономических  соображений, надо было бы, конечно, прилагать максимум усилий для увеличений экспорта, особенно промышленной продукции, машиностроительной продукции. Ну а если идти в этом направлении, то, конечно, Украине очень выгодно участие в Таможенном союзе, и я не сомневаюсь, что это решение Украина буде вынуждена принять. Либо она должна будет принять сознательное решение о том, что мы начинаем свертывание своей промышленности высокотехнологичных отраслей, потому что если мФ не вступаем в Таможенный союз, а Таможенный союз все же будет возводить барьеры на пути украинского экспорта, в Евросоюз мы это подать не можем – в какие-то страны Азии, Африки что-то еще может будет продаваться. Хотя и там мы не можем конкурировать из продукцией более развитых стран, то мы тогда получим очень большие проблемы.

Оксана Ващенко: З нами на зв»язку експерт Андрій Окара. Ми сьогодні говоримо про ратифікацію законопроекту про зону вільної торгівлі з країнами СНД. Але ж маємо і договір про створення зони вільної торгівлі з Євросоюзом. І лунали думки, що це не суперечить, можемо дружити із усіма і інтегруватися як в в ЄС , так і в СНД. На вашу думку, наскільки політично це було вмотивоване рішення і чи може воно бути ратифіковане?

Андрій Окара: Я так бачу, що рішення Януковича має не економічну, а політичну природу. А Янукович є жорстким прихильником вступу України до Євразійського союзу. А Євразійський союз це є така, знаєте, голуба мрія нашого Президента і він хоче чимось залишитися в історії – і от він вважає, що розпад Радянського Союзу – це найбільша геополітична катастрофа 20-го століття. А путін хоче щось зробити, тому для нього це не стільки економічно вмотивоване, а політично і психологічно вмотивоване.

Оксана Ващенко: Ви хочете сказати, що Євразійський союз – це СРСР?

Андрій Окара: Знаєте, Євразійський союз – ну, квазіссср, і ностальгія не просто за СРСР. А ностальгія за тими часами, коли Росія була таким міцним геополітичним полюсом світу, коли Росія – ну, не Росія, а Радянський Союз – вирішував долю світу от ця ностальгія в Путіна дуже конкретно проявлена і це одна із пружин, які існують в проекті під назвою «Євразійський союз». Янукович, звичайно, не хоче категорично туди вступати, як він не хоче бути і губернатором Малоросіїї . але після зустрічі з Путіним він, можливо, ще раз оцінив коньюктуру і ті реалії, які цікавлять його російського коллегу, і звісно, що він буде гратися з ним в цю гру, він буде щось обіцяти. Насправді ж принциповим і концептуальним є не підписання договору про зону вільної торгівлі з СНД, а переговори двосторонні між країнами СНД, перш за все, з тією ж Росією. От це приципово важливо і потрібно. Звичайно, дуже гарно було б, аби Україна підписала угоду про зону вільної торгівлв і з ЕС, і з майбутнім Євразійським союзом, щоб не було оцих бар»єрів, але ..  От, напрклад, голова Представництва ЄС Тейшейра, сказав, що таке неможливо тому, що не можна сидіти на двох стільцях, але, я думаю, що в принципі, в перспективі для України подібний формат співробітництва, подібний формат економічного співіснування, коли є зона вільної торгівлі з ЄС і майбутнім Євразійським союзом, я гадаю, що це те, що може бути…

Оксана Ващенко: Тобто, ви закликаєте до балансування, до балансування як в економічній політиці, так і в політиці..?

Андрій Окара: Я думаю, що в данному випадку не балансування і не кучмина оця багатовекторність – пам»ятаєте, було таке слово, — а в тому, що, дійсно, Україні, це моя точка зору, не вигідно вступати і в ЄС, і в Євразійський союз, вона в цьому плані може бути, ну якщо не мостом, то країною, яка може бути відкритою в певних питаннях і з одним, і з іншим союзами. Давайте, думати конкретно – сирна війна України з Росією продовжується. Це говорить про те, от ми хочемо ратифікувати угоду про зону вільної торгівлі, а Аніщенко – один з провідних, як виявилося, політиків, хоча він всього-на-всього головний санітарний лікар Росії – от він вважає інакше і сирна війна продовжується. І тому йдеться про те, що навіть ця угода про зону вільної торгівлі з СНД не стосується енергоносіїв і металів. От Путін наполіг на тому, щоб з цієї угоди викинули положення про енергоносії і метали. Що для України принципово важливо. Тому, я гадаю, що ця угода про зону вільної торгівлі з СНД – ще один фактор політичної торгівлі перед виборами. Після виборів восени Янукович намагатиметься я к можна дорожче в політичному вимірі продати Путіну цю у году, яка насправді принципово не впл… і на три місяці це привід сперечатися, торгуватися.. А Януковичу для діалогу з Путіним потрібні якісь аргументи. Він хотів мову використати…

Оксана Ващенко: Дякую. А ми далі продовжуємо з нашим гостем в студії. Я хоті ла б, щоб ми не оминули увагою і зону вільної торгівлі з ЄС – оскільки не все так просто, гладко. Не хотілося б, що все було б так, як зі Світовою організацією торгівлі, коли підписували, багато говорили, що це – вигідно Україні, а потім ми хочемо змінити на деякі товари, декі квоти і хочемо інших правил. Так от, як зробити так, щоб ці правила були нормальними, дієвими, тривалими і давали економічний зиск державі?

Віктор Суслов: Я тоже был членом правительственной делегации на переговорах с ВТО, ездил в Женеву, мы там пытались отстаивать многие позиции, но постоянно эта делегация украинская находилась под давлением политического руководства Украины. Это было при президенте Ющенко — ставились достаточно сжатые сроки, выдвигались требования соглашаться, быстрее вступать…  И в итоге Украина вступила в ВТО на условиях, которые хуже, чем для многих других стран, потому что ради ускорения процесса мы неоправданно шли на уступки. Ну известно – данные публиковались, — что средний уровень пошлин оказался – по защите украинского внутреннего рынка 4 %, хотя Россия продолжает переговоры – правда, 18 лет, но добилась уровня около 10% и создания специальных условий для создания конкурентноспособности своей экономике.

Так не должно происходить. Экономика должна доминировать, политика должна идти следом, а не наоборот.  Что касается других очень важных вопросов, на которые обращают внимание эксперты ряда министерств в случае вступления в зону свободной торговли с Евросоюзом. В Евросоюзе есть очень четкие стандарты и качества продукции, потребления, реализации атак далее. Так вот, Украина очень много потеряет, если подпишет такое соглашение, потому что эти стандарты в Украине не соответствуют европейским, в том числе, и по сельськохозяйственной продукции. И на то, чтобы наши предприятия привели все в соответствие, стали конкурентноспособными, нужно достаточно много времени и большие финансовые затраты. Поэтому с Евросоюзом можно вести такие переговоры, но все надо оценивать.

Кстати, что касается вступления Украины в ВТО, вспоминается известная, наверное, история. Вот в феврале прошлого, 2011 года были проданы 2 последних чисто украинских автомобиля на заводе АвтоЗАЗ. Это была известная наша «Таврия»  ив второй наш автомобиль – как он там назывался…  А — «Славута». Вот два последних автомобиля были произведены, торжественно проданы и было сказано, что результат вступления в ВТО и снижение пошлин привело к тому, что две эти последние модели автомобилей просто уже невозможно выпускать – завод стал неконкурентноспособным и окончательно перешел на сборку импортных автомобилей. Кто-то видит в этом плюс, кто-то – минус, но в принципе такое может произойти с очень многими отраслями машиностроения, поэтому надо быть очень осторожным – пусть, когда говорят, что давайте исходить из интересов потребителей, а не производителей – если иностранная продукция лучше, давайте потреблять ее, то тогда перспективы технологической нет. Все время есть стратегический вопрос, на который никак не может ответить наша власть – какой мы видим Украину? Надо не просто говорить о техническом развитии, об инновационном пути развития, а надо выбирать политику для этого. Либо это политика поддержки этих отраслей и соответственно  защиты внутреннего рынка и создания условий для развития нашего производства, либо мы отказываемся эти отрасли поддерживать. Но тогда будет тотальное обнищание, которое уже началось, и уничтожения многих отраслей.

Оксана Ващенко: Підбиваючи підсумок нашої розмови, чи вірите ви в те, що ці інтеграійні процеси в рамках СНД будуть інтенсивнішими. Тому що дуже бугато чинників, які заважали, завжди щось стоїть на перешкоді. Хто має ту керувати? Чи лише президент, чи тут щось має зробити й уряд?

Віктор Суслов: Ну у нас традиционно за внешнюю политику отвечают Президент и Верховный Совет. Правительство, как исполнительный орган, должно эту политику исполнять. Ну очевидно эта ситуация – особенно после возвращения к старому тексту Конституции – буде сохраняться и на сегодня решающую роль в стране, безусловно, играет Президент – он определяет политику. Но я, знаете, сразу не согласился бы вот с теми идеями, что вот доминируют политические факторы, что вот Путин хочет, чтобы Украина в чем-то участвовала, а Янукович вот не хочет, потому что он хочет быть хозяином и так далее. Нельзя руководствоваться этими соображениями: решайте, что экономически выгодно, умейте защищать национальные интересы и не может страна идти по тому пути, чтобы дать одному лидеру больше полномочий и власти либо другому. Не это должно определять развитие страны. Развитее страны должно определять работающее производство, национальный доход на душу населения и так далее…

Оксана Ващенко: Для мене взагалі дивно чути, що третя особа може знати чого хоче президент або голова уряду. Це – нереально. І таким чином вибудувати стратегію в залежності від цих – а що буде — виглядає безперспективно.

Слухач: Скажіть, будь-ласка, як так може бути, що Україна вже майже 21 рік вільна і не змогла нічого зробити свого і ви знову хочете в Росію? Тоді треба Леоніда Макаровича – посадити, Леоніда Даниловича – посадити…

Віктор Суслов: Ну, я не хочу в Россию, как и вы не хотите. Я говорю о том, что считайте, и если вы видите, что экономически выгодно участвовать в зоне свободной торговли с СНГ, давайте участвовать. Если выгодно участвовать в Таможенном союзе и уровень жизни возрастет – давайте участвовать.

Оксана Ващенко: Будемо рахувати економічні переваги і виходити з національних інтересів держави. На все добре, до побачення.

Читайте также по теме