Ежедневно маршрут «Дом-работа» и «Работа-дом» отнимает немалую долю энергии. Нет, не физической, а моральной и психологической.
Мало того, что в метро, автобусах и троллейбусах пассажиры едут битком, так еще и сами они создают себе трудности, что не редко приводит к словесным перепалкам. Поэтому мне в голову пришла мысль создать Правила пешеходного движения в общественном транспорте, наподобие Правил дорожного движения. Их, конечно, никто не примет, но все же…
Правило № 1.
Штрафовать пассажиров за то, что они ходят под запрещающие знаки в метрополитене. А чем скажите, это отличается от дорожной ситуации?
К примеру, на пересадочных узлах «Майдан Независимости-Крещатик» и «Дворец спорта-Площадь Льва Толстого» висят знаки «Проход запрещен». Но практически никто на это внимания не обращает. Толпы людей ломятся под «кирпич». Вот и выходит, что пассажиры, идущие по правилам, вынуждены сторониться, чтобы пропускать «нарушителей». А между прочим, от этого и создаются тянучки, как на дорогах. В часы пик работники метро даже стоят, как гаишники, под знаками, только не штрафуют нарушителей, а просто указывают, что проход здесь запрещен. А я бы штрафовал. А как иначе? Нашего пассажира другим путем не научишь.
Правило № 2.
Пересечение двух «сплошных» в метро.
Как и на дорогах, многие пассажиры так и норовят побыстрее попасть на эскалатор, чтобы сделать пересадку между станциями. На многих пересадочных узлах потоки пассажиров разделяет железный трубчатый забор, но правила ведь для некоторых не писаны. Вот и идут «находчивые» против движения пассажиров, чтобы перед самым эскалатором вклиниться в общий поток народа. И самое удивительное, что толпа пропускает этих хамов. Мало у кого даже возникает мысль, что эти «бегуны» плюют на всех, мол, вы, дураки, стойте в очереди, а мы сделаем все гораздо проще. На дороге такое редко получается. Съехал на обочину машиной, дабы пролететь пробку, тогда стой в конце пути, чтобы вклиниться в общий поток машин.
Правило № 3.
Пропускать выходящих из автобусов и вагонов метро пассажиров.
Вот открывается дверь вагона метро, а у тебя лишь маленькая «тропа», чтобы выйти, ибо всем уж больно охота поскорей вломится в салон поезда и они уже стоят прямо в дверях. Раве так тяжело додуматься, что чем быстрее пассажиры покинут салон, тем быстрее толпа на станции зайдет в него. Для этого просто нужно расступиться! Да здесь и мозги не нужны, логически додуматься можно. Но нет же, здравый смысл отсутствует. А на культурно сделанные замечания, мол, можно же разойтись в стороны, чтобы выйти, в лучшем случае увидишь недовольную физиономию со звуковым сопровождением: «А что места мало?» Жаль , ведь с таким человеком даже спорить не хочется, что ж ему скажешь, коль мозг работает на одну сотую процента…
Правило № 4.
Разговоры по мобильному телефону.
Мне кажется, что на крышах троллейбусов-автобусов нужно ставить «глушилки», чтобы не было сигнала мобильной связи. Большинство маршрутов общественного транспорта можно проехать от силы за 20-30 минут. Спрашивается, что может произойти за это время, если пассажир не будет на связи? Те у кого «горят» контракты в бизнесе, на автобусах не ездят. А все остальные во время поездки в транспорте, извините, чешут языками ни о чем! «Зая, а ты уже покушала? А что ты ела?» Черт, почему я должен слушать, чем питалась «зая» сегодня днем? Или вот еще перл: «Ты представляешь, этот упырь заставил ее работать за 200 гривен в день». Кем работает некая женщина, о которой так эмоционально рассказывала одна из пассажирок, даже страшно представить. Но автор этих строк корректно сделал замечание: «Девушка, вы не в пункте связи! Решайте свои проблемы в другом месте!» Замечание было воспринято с кислым лицом и словами: «Спасибо. Я учту ваше предложение». Правда «переговорщица» через секунд 10 закончила беседу об упыре. А ведь бывает, что подобные замечания, как горохом об стену.
Впрочем, по моим наблюдениям, разговоры пассажиров в наземном общественном транспорте раздражают подавляющее большинство людей, но все почему-то молчат.
Вот вам пример. Как-то, находясь в маршрутке, снова-таки сделал замечание «говоруну». Что после этого началось. «Правильно парень говоришь. А то сидит этот наглец и рассказывает всякую ерунду», — кричали несколько бабулек. Но ведь до этого все молчали, как рыбы. Выходит, что всех все устраивало или боялись сказать хоть слово «связисту».
Конечно, все выше изложенное, никогда не будет закреплено даже распоряжением мэрии одного из городов. С другой стороны, мы же – жители Украины – считаем себя довольно развитой нацией, но почему-то в определенные моменты не думаем об окружающих, в частности, о тех, кто едет с нами в салоне автобуса или вагоне метро.
Главное, чтобы себе было хорошо. Скорей добежать до поезда, нарушая все неписанные правила, и ломясь через толпы идущих в противоположном направлении. Скоротать время в троллейбусе за разговором с товарищем по мобильному, и все равно, что это будут слышать десятки окружающих.
Общество является сплоченным, если в нем есть хоть малая доля солидарности и уважения друг к другу. В украинском обществе этого часто очень не хватает… Безразличие…