Павел Зинченко
15:39 29/10/2021

Эх, нам бы сейчас кардинала Ришелье…

Известный мюзикл «Три мушкетера», снятый по мотивам знаменитого одноименного романа Александра Дюма, будоражил мое детское воображение. Синий плащи мушкетеров короля, алые накидки гвардейцев кардинала (вообще-то они также были мушкетерами и для меня навсегда останется загадкой, почему их обозвали гвардейцами), ожесточённые дуэли на шпагах, невероятные повороты сюжета и увлекательные события… Все это производило впечатление на детский, та и подростковый, ум.

Но со временем, стал замечать, что чем старше я становлюсь, тем больше перехожу на сторону кардинала Ришелье, который представлен в повествовании, как антагонист. Конфликт главных героев с кардинальскими мушкетерами (или гвардейцами, если угодно), начался с того, что последние попытались воспрепятствовать намечающейся дуэли.

Эммм… Так а что не так? Разве будем мы мешать полицейским, которые пытаются остановить уличную драку? Гвардейцы (или мушкетеры) кардинала намеревались попросту поддержать порядок на улицах. Более того, остановить дуэль.

Дуэль – это не так романтично, как может показаться на первый взгляд. Это кровь на мостовой, это погибшие и тяжелораненые молодые и не очень люди. Это слезы друзей и родственников погибших. Не говоря уже о том, что страна действительно теряла в бессмысленной резне своих лучших сыновей, которые могли бы сделать государство (в данном случае Францию) великим. Но они погибли, не стерпев мелкой обиды или просто ради азарта.

Кардинал Ришелье всеми силами пытался остановить дуэли, это кровавую язву общества. А еще он делал много чего другого – реформировал законодательство, наладил экономику, преобразовал армию, сделал Францию гегемоном на европейском континенте. Но Дюма, а затем и создатели мюзикла, переместили симпатии читателей и зрителей на главных героев – мушкетеров короля, которые по сути были авантюристами и беспредельщиками.

К чему я это все? Просто случайно узнал, что именно 29 октября Арман Жан дю Плесси де Ришелье (в тот момент еще не кардинал) защитил в Сорбонне диссертацию и стал доктором богословия. Почему бы не уважить достойного, хоть и весьма противоречивого, государственного деятеля?

Читайте также по теме