Анализируя коррупционные скандалы в Украине, приходишь к выводу, что семейных подрядов в Украине и сегодня немало. Трак-энд-трейсят Украину по полной программе. Не знаете такой формулировки? Понимаю, не бином Ньютона…
Track&Trace – это система индивидуальной маркировки и идентификации для любой продукции, что является гарантией обеспечения ее подлинности. Это могут быть документы, деньги, акцизные марки и т.п. В общем, как говорил профессор Преображенский, «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня!!». Кстати, о бумагах.
Любопытный документ Государственной финансовой инспекции Украины от 12 декабря 2014 года – «О результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГП Полиграфический комбинат «Украина» по изготовлению ценных бумаг». Очень полезное чтиво, из которого узнаешь, что через год после Революции Гидности предприимчивые «полиграфы полиграфовичи» создали схему вывода денег из страны в невероятных масштабах, используя какую-то частную систему Track&Trace.
При этом автору системы ООО «Универсальные информационные технологии» (УНиТ) за непонятный графический защитный элемент с закодированной информацией в соответствии с контрактом от 2013 года платили 0,06 грн. без ПДВ с одной марки. То есть, работали по схеме, созданной еще первым вице-премьером Украины Арбузовым.
Кстати, речь идет о весьма впечатляющих суммах: только за полгода 2013 года государство заплатило за «мутные» марки 131 миллион гривен, а за первые полгода 2014 года — 148 млн. грн. Ну, это как купить «Мазератти», собранное в гараже на задворках Троещины, за полную его стоимость.
Сегодня же группа товарищей под руководством Максима Степанова (бывший директор Полиграфкомбината «Украина»), Максима Соколюка (председатель Государственной миграционной службы Украины), Юрия Онищенко (нынешний директор комбината), хотят получить рычаги «акцизного» управления новым Кабмином. Ведь с прежним правительством все получалось. Вообще, по слухам, г-н Степанов активно торил тропинки в ЗЕ-кабинет, даже проходил кастинг на должность главы Минздрава: все же главный полиграфист страны закончил Донецкий мединститут по специальности «хирургия». Однако, не исключено, что информация о его «семейном подряде» дошла до первого кабинета раньше, чем туда ступила нога бывшего директора ГП «Украина»… Это хорошо характеризует ЗЕ-команду, потому что «папередники» были менее разборчивыми или – в доле.
Так, в 2012 году с помощью министра юстиции Лавриновича г-н Степанов вдруг снял голографическую защиту, но цену за потерявшую гарантии безопасности акцизную марку, не изменил… Зато оказал неоценимую услугу контрабандному миру. Уже через год директор ГП «Украина» возвращает голограммы (которые страшно давят на производителей- по его же собственным словам). Но делает это руками своего бизнес-партнера Игоря Ильенко через офшорную компанию Inte Graph Limited, которая зарегистрирована в штате Делавэр. Хорошая поддержка отечественного производителя, не так ли?
При этом новая голограмма обходится покупателю почти в три раза дороже – спасибо «дружбе» с нужными людьми в правительстве. Однако, очень скоро схема, что называется, накрылась медным тазом: вместо Inte GraphLimited Делавэр голограммы клепала компания OPSEC, чуть ли не на колене. Начались перебои, жалобы на плохое качество… Вобщем, с технологией отмыва инициаторы «проекта» справиться не сумели. И голограмму спешно отменили, чего не скажешь о цене и качестве марки, которую легко можно подделать на любом принтере. А как лучше всего скрыть свои просчеты? Найти врага и обвинить его во всех проблемах акцизного рынка. И такой «враг» быстро нашелся –консорциум ЕДАПС, который имел к тому времени весомую репутацию во всем мире. Достаточно сказать, что фотография DeeBersTabloid EDAPS демонстрировалась в Нью-Йорке на Таймс-сквер, где купить рекламную площадь невозможно.
Таблоид EDAPS «засветился» и в генеральной ассамблее ИНТЕРПОЛа, что неудивительно: компания первой в мире изготовила максимально защищенные паспорта для сотрудников этой организации. Как сказал бы один известный чиновник, «каких тебе еще, б..дь, доказательств не хватает?».
Однако, чем более публичной является компания, тем проще ее атаковать и дробить, рассказывая о необходимости уничтожения «монстра». Традиционно разоблачителей искать долго не пришлось: в любом коллективе найдется свой «павлик морозов», и ЕДАПС не стал исключением. Все же Украина не Япония, где переход, например, из Sony в Toyota считается предательством корпоративных интересов. Здесь вовремя предать — значит, предвидеть. Однако, одно дело разоблачать бывшее руководство, и совсем другое – координировать и управлять технологическими процессами, которые становятся совершеннее каждые полгода-год. Поэтому сегодня на Полиграфкомбинате «Украина» не высококачественную продукцию изготовляют, а вылавливают брак — за этим следит целый «отряд» ОТК. Впрочем, топ-менеджмент такой ручной режим вместо суперсовременных технологий, ни капли не смущает. А чего стесняться людям, которые бывшую «официантку» ставят на должность начальника внешнеэкономического департамента? В итоге, экс-«обслуга» стала представлять Украину на мировых выставках, наслаждаясь бесплатными поездками и халявной кока-колой. А самое главное, внушая правительству Украины, что без иностранных технологий стране не обойтись. Неудивительно, что на стендах полиграфкомбината «Украина» выставляласьпродукция…немецкой компании «ARTLINE», которая контролирует сегодня государственное предприятие независимой страны.
Ну, а самый большой зашквар – это откровения французской компания Surys, которая однозначно признает, чтоконтролирует через эстонский офшор все технологии биометрического паспорта Украины. При этом гордится тем, что только одна страна — Украина — признала эту технологию. Проще говоря, вместо опоры на собственных специалистов, мы покупали технологии и оборудование для изготовления биопаспортов, водительских удостоверений, акцизных марок у иностранных компаний, ставя под угрозу безопасность государства. Отдельная уголовная статья, между прочим — согласно закону «О Едином государственномдемографическом реестре», где говорится, что паспорта гражданина Украины — это собственность страны. Поэтому принадлежность иностранным или отечественным коммерческим компаниям любых прав интеллектуальной собственности на защитные элементы или другие составляющие этих документов по закону недопустима.
Не будем уж затрагивать тему откатов, этим должны заниматься соответствующие органы. А просто спросим: кому вообще нужно устаревшее полиграфпредприятие, занимающее несколько гектаров полезной площади в центре Киева? Причем, звучит этот вопрос все громче, и «полиграф полиграфовичи», чтобы спасти положение, начинают вещать о своей исключительной пользе для страны. Дескать, как можно резать курицу, несущую золотые яйца? В качестве яиц предлагается система Track &Trace, которая должна быть срочно принята государством. При этом никого не смущает тот факт, чтосистемы индивидуальной идентификации должны принадлежать исключительно государству и управляться черезМинистерство финансов, которое никакого отношения к полиграфкомбинату «Украина», естественно, не имеет. Как и то, что вместо демонстрации своих достижений ГП предпочитает демонизировать более продвинутых, и главное — национально ориентированных- конкурентов. Ведь ЕДАПС, на который ведутся нападки, позволил себе создать свои собственные технологии, зарегистрировав 398 объектов интеллектуальной собственности, да еще и где, в Украине, а не в Эстонии, не в Германии, не в офшорах! Это коробит тех, кто свои аферы прикрывает вывеской с надписью «Украина»…