«Механика» постправды: оболгать и уничтожить

Как применяется новое информационное оружие в борьбе с конкурентами и в рейдерских захватах

О том, что мы живем в эпоху постправды, сейчас не говорит только ленивый. Напомню, это специфическое явление в информпространстве, которое представляет из себя широкое публичное распространение информации, что лишь отчасти является правдой и сформулирована таким образом, чтобы воздействовать не на трезвый рассудок, а на эмоции потребителя информации.

Она представляет из себя клубок эмоционально окрашенных мессиджей, которые информационные манипуляторы вплетают в сознание публики. При этом объективные факты, истина в ее чистом виде отступают на второй план и даже подчас вовсе не берутся во внимание. В последние годы политика постправды получила свое распространение на Западе. Особенно отчетливо она проявилась во время референдума о выходе из ЕС в Великобритании и президентских выборов в США. Само определение приписывают блоггеру Дэвиду Робертсу, который в 2010-м употребил его в одной из своих колонок. А в 2016-м слово «ПОСТПРАВДА», по версии Оксфордского словаря, стало словом года.

К чему я все это?

К тому, что такое явление как постправда, «недоправда» (а попросту фейк с вкраплениями правды) получило сегодня широкое распространение и в Украине. Много о нем говорят не напрасно. Оно стало одним из наиболее безотказных видов оружия в гибридной войне России против Украины (в первую очередь, это информационные диверсии). Но и не только. К сожалению, манипулятивные информационные технологии все больше используются и внутри страны – особенно в бизнес — или в политической среде – в качестве оружия для борьбы с конкурентами или слишком мощными игроками. Чем сильнее и эффектнее фигура такого игрока, тем изощреннее и виртуознее фейки клубятся вокруг него. При этом потребитель информации полностью дезориентирован – он начинает принимать эти фейки за чистую монету. И переубедить его потом непросто. Любопытно, что на крючок распространителей постправды попадают не только среднестатистические граждане (читатели, слушатели и зрители СМИ), но и целые организации – в том числе государственные институции.

Случаев «заражения» подобной лживой информацией масса. К сожалению.

Вот из свежайшего – того, что сейчас на слуху.

 «Укрзализныцю» вновь лихорадит. Фирма, которая стремится занять позицию ее главного поставщика, наделала шуму: она терроризирует своего конкурента, пытаясь отрейдерить его бизес и взяв в союзники ни много ни мало – целое Антикоррупционное бюро. Объявлена война на уничтожение единственного в стране производителя деталей для железной дороги, в частности – рельсовых креплений Корпорации КРТ.

 Подлог документов, судебные тяжбы, шантаж и клевета – вот неполный арсенал инструментов, которыми беззастенчиво пользуется некая компания АТ «Механика», чтобы достичь своей конечной цели: захватить рынок и закольцевать на себе наиболее крупные поставки для «УЗ». Ну а параллельно – окружить завесой из губительного для репутации клубка фейков – наиболее заметные в транспортной отрасли политическое фигуры.

Конечно, для того, чтобы перечисленные инструменты были действенными, необходимо самое безотказное оружие – атака постправдой.

Не так давно об этой ситуации рассказал в своем расследовании портал «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ».

Легенда инициатора «войны» стара как мир и представляет из себя классический образец постправды на грани фейка: якобы она, «Механика», может предложить продукцию, аналогичную по качеству той, что есть у конкурента – только дешевле. Но ей чинят препятствия, гласит фейк. Ибо есть сговор.

При этом – внимание! — в корпоративный скандал втягиваются правоохранительные органы – в частности НАБУ. На основании заявления «Механики» в 2016-м году открывается уголовное производство в отношении должностных лиц «Укрзалізниці», которые при проведении тендера отклонили «Механику» и отдали предпочтение скреплениям КРТ. Несмотря на то, что аргументы у «УЗ» были более, чем веские (в частности,- подделка и фальсификации тендерной документации со стороны «Механики» и отсутствие требуемых испытаний ее продукции) НАБУ взялось за дело.

Что мы видим? Антикоррупционное ведомство вмешалось в корпоративный конфликт двух компаний. Само по себе странно. При этом взялось отрабатывать версию только одного из участников конфликта – компании «Механика» и ее директора. Напрочь игнорируя вторую сторону – Корпорацию КРТ. Упорно не принимаются во внимание многочисленные решения судов, Антимонопольного комитета, выводы и заключения экспертиз и т д, и т п. и прочие веские для здравомыслящего человека доводы. Что, вроде бы, совсем уж дико.

Вот вам яркий пример того, как действует «постправда» на целое ведомство (в котором трудятся явно не наивные дурачки).

Что это – излишняя доверчивость антикоррупционеров, которые легкомысленно поверили на слово одному из участников конфликта и вдруг ни с того ни сего взялись его защищать? Или, может, – давно знакомая коррупция? А тот факт, что ее демонстрирует ведомство, призванное с ней же бороться, только добавляет пикантности в ситуацию.

Честно – и  от первого, и от второго варианта оторопь берет…

Что же такое эта «Механика» и почему – как в НАБУ считают – ей надо верить, а ее оппоненту – такой же компании, которая, к слову, на рынке больше 15 лет,— нет? Только потому, что первая более эффектно кричит о себе, плодя волны недоправды? Где доказательство (юридическое и фактическое) того, что продукция ее заслуживает большего внимания, чем у конкурента, ибо она дешевле, а по качеству не уступает? Нет таковых – есть только эмоциональные посылы о «плохом» конкуренте и его сговоре с заказчиком, о царящей «несправедливости», которую нужно устранить.

Что характерно – сама «обиженная» «Механика» почему-то норовит зацепиться на рынке совершенно неконкурентным способом, нокаутируя более сильного оппонента со спины, исподтишка. Сопровождается все бурным потоком постправды в самых разных СМИ. При этом легко попираются основы кодекса чести журналистов и честного бизнеса, основы правосудия, наклеиваются ярлыки – без каких бы то ни было решений судов, — сыплются чудовищные обвинения, смакуются некие субъективные, глубоко эмоциональные, но совершенно безосновательные версии. Их «достоверность» и неоспоримость навязываются через «инфицированное» информационное поле, а не доказываются в законном порядке. Общественное мнения формируется – на основании клубка фейков и полуправды…

Но вот я лично далек от мысли, что все так однозначно, как нам внушает постправда. Что удерживать в течение огромного периода времени (15 лет) лидерство на рынке можно только за счет неформального влияния и поддержки со стороны сильных мира сего. Это про КРТ.

Ну и ок – если мы допускаем, что был многолетний сговор этого гиганта с руководством «УЗ», то почему нельзя допустить, что «бедная» «Механика» сейчас не использует те же приемы с руководством «наивного» НАБУ? Налицо – шельмование и дискредитация конкурента с применением тяжелой антикоррупционной «артиллерии».

Между тем, любопытной судьбой самой «Механики» правоохранители почему-то не интересуются – а зря.

Авторы расследования приводят несколько красочных эпизодов.

Расцвет бизнеса этой компании пришелся на 2013-2014-е годы – именно тогда она была основным поставщиком «УЗ». Но не потому, что была лучшей на рынке, — а потому, что заручилась поддержкой влиятельной «крыши». Как указывается в упомянутом выше материале, таковой для «Механики» оказался сын беглого президента Александр Янукович, который вывел на рынок свою компанию ООО «Евроинвестстрой», а та уже в качестве дилера «Механики» взялась проталкивать ее скрепления. После бегства «семьи» схема накрылась.

В июле 2014 года Хозсуд Киева признал заключенные договора недействительными – из-за несоответствия качества поставляемой продукции требованиям «Укрзализныци» и нарушений при проведении тендера, напоминают расследователи.

После этого «Механика» — вместо того, чтобы развивать собственное производство и совершенствовать качество продукции – нашла новую «крышу» и взялась за конкурента.

КРТ, повторюсь, далеко не новичок – сотрудничает с «УЗ» с 2000-х годов и, как утверждают в самой КРТ, жалоб на их продукцию со стороны перевозчика не было. На протяжении последних лет компания всерьез занимается модернизацией, существенно улучшила эксплуатационные характеристики своих креплений, что было подтверждено позитивным результатом исследований, которые проводились под надзором специалистов «УЗ», сообщает «Обозреватель».

Прохождение испытаний – важнейшее требование ко всем без исключения поставщикам «УЗ». Ибо речь идет о железнодорожном полотне, а в конечном итоге – о жизнях сотен тысяч пассажиров.

Однако «Механика» наотрез отказывается от проведения испытания своей продукции на общих основаниях. Спрашивается – почему?

Может, потому, что весь ее пафос касательно качества продукции, которое не хуже, чем у КРТ, – на самом деле не более чем фейк? И продукция не пройдет испытаний?

Или потому, что «Механика» уверена – «вопрос порешают»? Даже без прохождения испытаний?

Надо полагать, прозрачный рынок и справедливая конкурентная борьба за первенство – не вариант для стагнирующего предприятия. Кстати, время от времени в СМИ появляются шокирующие свидетельства того, что из себя представляют «производственные мощности» «Механики».

В то же время, нельзя утверждать, что «Механика» вообще не имеет никаких результатов испытаний своих креплений. Общественности демонстрируются результаты, которые еще в 2015-м году проводил некий Испытательный центр «Надійність». Правда, они не могут быть достоверными. Причина – отсутствие у лаборатории соответствующей сферы аккредитации и аттестата на проведение подобных испытаний.

Мало того – названная лаборатория является компанией, связанной с «Механикой», и контролируется «Механикой» через учредителей Испытательного центра.

Факты недостоверности результатов этих испытаний, кстати, были выявлены в ходе проверки Национальным Агентством по аккредитации.

И вот эти сомнительные протоколы и есть единственный довод «Механики» для «УЗ». Более того – их воспринимают в НАБУ. И даже …заказывают этой лаборатории новые испытания продукции «Механики» – уже для НАБУ.  Неаккредитованной лаборатории! Граждане, вы серьезно?

Казалось бы – наблюдаем ничего не значащее для общества противостояние двух компаний на одном конкурентном поле. Таких примеров каждый день – сотни. Но! Не все так просто.

То, что происходит вокруг «Механики» и КРТ с участием госструктуры – НАБУ – весьма симптоматично. Ибо это классическая атака рейдера с применением модного и весьма действенного оружия – постправды.

Почему я настаиваю, что – рейдера? Потому что, если бы шла речь о схватке двух равносильных конкурентов, «Механика» должна была бы быть мощным предприятием-производителем – как и ее оппонент. Но ей это не нужно. Она выходит на арену иначе.

Если выйдет и окопается – это будет проигранное сражение не для одной отдельно взятой компании. Это будет проигранное сражение для всего общества, которое уступило манипуляторам и дало поймать себя на крючок. Очень бы не хотелось, чтобы так случилось…

 

Читайте также по теме