Министр Петренко реформирует нотариат без нотариусов 

23 ноября 2018 г. министр юстиции Павел Петренко презентовал в Верховной Раде законопроект № 9311, получивший условное название «Антирейдерский-3»[1]. По словам министра, данный документ должен решить несколько проблем:

  • устранение возможности субъективного влияния регистраторов или других лиц, имеющих право на регистрационные действия в сфере собственности;
  • гарантирование владельцу сохранности его имущества и недопущение рейдерских захватов;
  • предоставление доступа к сервисам государства (прежде всего, нотариальным услугам) семи миллионам граждан, живущих в отдалённых населённых пунктах Украины.

Дефицит государственных нотариусов в сельских районах предлагается устранить путём предоставления права быть нотариусом лицам, работающим в системе министерства юстиции, в органах местного самоуправления либо консультантами государственных нотариусов. Ещё одной новацией предлагаемого законопроекта является лишение коммунальных предприятий права регистрации бизнеса и собственности. Это право остаётся в ведении только местных общин, городских советов, райгосадминистраций и нотариусов. Данный законопроект защищает граждан от подделок договоров аренды земельных паёв, в частности путём исключительного нотариального оформления таких документов. Убирается 1 %  который частные нотариусы взимали от суммы сделки. Министр выразил надежду, что законопроект № 9311 будет принят Верховной Радой до конца текущего года[2].

Согласителсь звучит прогрессивно и привлекательно. Однако за последние годы экспертная среда привыкла к тому, что всё к чему не прикасаются руки наших реформаторов превращается в вещество коричневого цвета и это не шоколад. И в этот раз не ошиблись. Как оказалось   

законопроект реформирующий нотариат готовился без участия нотариусов. А значит без профессионального взгляда на целесообразность и системность законодательных изменений. Министерство юстиции в данной ситуации поступило, как русские декабристы, которые в 1825 г. вышли на Сенатскую площадь, чтобы улучшить жизнь народа, но без его участия (финал всем известен). 

После того, как текст указанного законопроекта был обнародован, руководство Нотариальной палаты Украины (НПУ) провело пресс-конференцию, в ходе которой действия правительства в лице министерства юстиции были подвергнуты резкой критике. Главная причина критических замечаний состоит в том, что представители НПУ не привлекались к работе над законопроектом, хотя нотариальное сообщество является одним из стейкхолдеров (заинтересованных сторон) предлагаемых властью реформ. 

Для справки: НПУ — негосударственная неприбыльная организация, осуществляющая профессиональное самоуправление в сфере нотариата. С момента государственной регистрации НПУ (апрель 2013 г.) её членами становятся все нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах или осуществляющих частную нотариальную деятельность. Работа НПУ нацелена на повышение профессиональных стандартов, защиту прав и интересов нотариусов, достойное восприятие нотариата, его роли и места в правовой системе государства. НПУ объединяет около 7 тысяч нотариусов со всей Украины. НПУ является коллективным членом Союза юристов Украины, имеет статус наблюдателя в Международном союзе нотариата.

Трудно не согласиться с мнением руководства НПУ, что анонсированная министерством юстиции ликвидация кадрового дефицита в государственных нотариальных конторах без проверки квалификации будет являться бесконтрольной раздачей свидетельств на право заниматься нотариальной деятельностью государственным чиновникам и другим категориям, которые не соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к нотариусам. Против таких инициатив выступает также Международный союз нотариата. Попытка власти авральным путём заполнить дефицит кадров в нотариальной сфере недостаточно квалифицированными кадрами может привести к проблемам в оформлении гражданами соответствующих документов, которые потом придётся переделывать. Кейсы из жизни  налицо: 

Для справки: аналогичная ситуация возникает при обращениях граждан в Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). Конкретный пример. При оформлении первого паспорта гражданина Украины лицу, достигшему 16-летнего возраста и родившемуся в Польше от двух граждан Украны, сотрудник ЦПАУ Оболонского района: не знал положений закона «О гражданстве Украины»; требовал проставления апостиля на польское свидетельство о рождении, хотя между Украиной и РП подписано соглашение о правовой помощи, отменяющее апостиль; требовал предоставить свидетельство о разводе родителей, хотя такие свидетельства были отменены министерством юстиции более 5 лет назад (проставляется только штамп в паспорте).

Вряд ли стоит ожидать положительных последствий заявленного удешевления стоимости нотариальных действий, поскольку такие благие намерения министерства юстиции чреваты потерей государственными и местными бюджетами значительных поступлений от налогов с дохода, отчислений в Пенсионный фонд и от военного сбора. Ведь от 1% от сделки четверть автоматически шла в бюджет.  

Однако не это главное. Парадокс ситуации в том, что то же рейдерство приобрело невиданные доселе масштабы именно при министре юстиции Петренко, который много и хорошо говорит про борьбу с коррупцией и рейдерством. министр который по идее должен быть частью решения проблемы, давно стал её неотъемлемой частью. И предлагаемые им новации скорее всего часть его «дембельского аккорда». Поскольку у его «партайгеноссе» по земельной теме планов громадье.   

 Наверное депутатам прежде чем рассматривать законопроект стоит обратиться к министру юстиции с просьбой объяснить причину игнорирования ранее предложенных реальных антирейдерских шагов. Не является ли это лоббированием тех интересов, за которыми стоят однопартийцы Павла Петренко по «Народному фронту»?

Результат реформы натариата без нотариусов вполне прогнозируем, такая реформа попросту уничтожит нотариат в Украине. Её реальные последствия многие ощутят когда по выданным псевдонотариусами документам у них  будут отбирать землю, недвижимость, имущество.  

Обратить внимание на то, что в разделе «Финансово-экономическое обоснование» пояснительной записки к законопроекту № 9311 говорится, что «реализация положений проекта Закона не потребует дополнительных расходов Государственного и местных бюджетов Украины»[3]. В связи с этим возникает ряд вопросов: в каких помещениях в сельских районах будут работать новоиспечённые нотариусы; кто будет оплачивать аренду этих помещений (если это не будут помещения органов государственной власти или местного самоуправления); кто обеспечит, и кто оплатит бесперебойное подключение к Интернету, необходимое для работы нотариуса.

 

Похоже что и Минюст о своими намерениями способствует возрастанию напряжённости в обществе. После блокирования дорог владельцами автомобилей с т.н. «евробляхами», принятие законопроекта № 9311 может привести к протестным выступлениям со стороны нотариусов[4].  

          

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення гарантій захисту державою права власності. — Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/ zweb2/webproc4_1?pf3511=64969

[2] Павло Петренко презентував у Верховній Раді законопроект #РейдерствоСтоп. — Режим доступа: https://minjust.gov.ua/news/ministry/pavlo-petrenko-prezentuvav-u-verhovniy-radi-zakonoproekt-reyderstvostop

[3] Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо посилення гарантій захисту державою права власності. — Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/ zweb2/webproc4_1?pf3511=64969

[4] Нотариусы грозят мощной забастовкой в ответ на антирейдерский закон Минюста. — Режим доступа: https://ubr.ua/business-practice/laws-and-business/notariusy-hrozjat-moshchnoj-zabastovkoj-v-otvet-na-antirejderskij-zakon-minjusta-3878185

Читайте также по теме