Секвестр бюджета или Возврат к картотеке?

Вперед в прошлое! Именно под этим лозунгом действующий премьер возобновил практику так называемой «картотеки», когда бюджетные платежи по «графику» будут в ручном режиме идти через Госказначейство в регионы.

Последний раз такое было во времена 3го премьер-министра Украины Виталия Масола… 26 лет тому назад!

Что мы имеем по факту? А вот что:

1) прекращение всех видов проводок, кроме как по защищенным статьям (зарплаты, пенсионные субвенции, социальные выплаты), а также игнорирование всех видо заявок на финансирование по декабрю (как можно понять из заявления Минфина, даже по защищенным статьям деньги есть только на 11 месяцев);

2) дополнительные бюджетные расходы, связанные со сверхплановым заимствованием денег на внутреннем рынке, что приведет к необходимости уже в январе менять закон о Госбюджете 2020;

3) остановку практически всех видов ремонтно-строительных работ, которые финансировались за счет бюджетных средств и, в перспективе, массу судебных исков против КМУ, ОГА и других распорядителей бюджета от компаний-подрядчиков. Как следствие, рост долгов по зарплатам у экономически активных предприятий и падение объемов связанных доходов бюджета.

4) прекращение подготовки украинских спортсменов к Олимпийским играм 2020.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание еще на три момента:

1) Если, как утверждают в Минфине, план по доходам бюджета за 11 месяцев 2019 полностью не выполнен вследствие укрепления обменного курса гривны, медленного роста импорта и падения производства табачных изделий, то, как я уже неоднократно говорил и писал, информация Госстата о росте ВВП в течение нескольких кварталов подряд является лживой и не имеющей отношения к действительности. ВВП – падает. И падает стабильно на протяжении последнего года. Недобор же по акцизам на сигареты вызван принятием законопроекта №1049 и увеличением налоговой нагрузки на отрасль. Об этом КМУ предупреждали все вменяемые экономические и отраслевые эксперты. Но… для понимания глубины проблемы приведу две цифры: план по доходам от акциза на 2019 год – 78 млрд грн, выполнение плана за 10 месяцев – 30 млрд грн. К концу года будет 32-34 млрд, то есть меньше 50% от плана. Потери бюджета составят около 42-46 млрд грн. Это… ну примерно половина от объемов финансирования медицины.

2) Правительство неоднократно хвасталось, что на Едином казначейском счету аккумулировано порядка 50 млрд грн и, одновременно с этим, одалживало на внутреннем рынке гривны по 15-20% годовых для покрытия дефицита бюджета. Правда, «держание» на ЕКС такой суммы в течение года эквивалентно потерям от купонных выплат по ОВГЗ порядка 7,5-10 млрд грн! Не удивительно, что при таком отношении к бюджетным деньгам, правительство вынуждено идти на секвестр бюджета в связи с отсутствием средств!

3) Сейчас принимаются областные бюджеты. И… ОГА перестают быть распорядителями субвенций из центрального бюджета. Субвенции будут распределяться напрямую центральным органами исполнительно власти. Образовательная – МОНом, на здравоохранение – Нацслужбой здоровья, льготы и субсидии – Минсоцом и т.д. Так что денег на местах не будет. Децентрализация во всей красе, так сказать!

Вот так, не прошло и четырех месяцев, как либертарианство превратилось в свою полную противоположность – большевистко-номенклатурную карточную систему. Пока что в финансовой сфере, но то ли еще будет…

Читайте также по теме