Наталия Белоус
17:48 25/09/2019

Законопроекты 1209, 1210: ставят предпринимателей на колени

В информационном пространстве Украины не первый день можно отслеживать горячие дискуссии, которые возникли вокруг законопроектов 1209, 1210, которые инициировала  партия «Слуга народа». Данные законопроекты касаются налоговой сферы.  Указанные законопроекты содержат ряд норм, которые могут крайне негативно повлиять на украинский бизнес и вызывают беспокойство у участников реального сектора экономики. 

В частности речь идет о таких пунктах:

  • исключается персональная ответственность инспекторов за необоснованные доначисления в акте проверки;
  • убирается максимальный порог судебного сбора для обжалования налоговых решений, что приведет к значительному усложнению для бизнеса  во время обжалования решений;
  • внеплановые проверки назначаются не по фактам нарушений, а при подозрении налоговиков, что может привести к значительным злоупотреблениям в отношении законопослушных предприятий;
  • сохраняется НДС на экспорт при превышении продажной цены над себестоимостью;
  • фактически вводится двойное налогообложение горно-металлургической сферы, которое приведет к существенному ухудшению условий работы;
  • доработка потребует изменения к процедурам контроля ТЦО, а именно: о перечне расходов, связанных с обслуживанием материнской компании, международной группы компаний (пп. 39.3.2.10) по определению стоимости нематериальных активов (пп. 39.3.10) увеличение объемов и требований к документации по трансфертному ценообразованию (пп. 39.4.6); по официальной публикации котировочных цен для целей ТЦО на сырьевые товары — это эксперимент проводился  3 года назад, от него отказались, как от неудачного;
  • курсовые разницы исключаются для целей налогообложения прибыли (100% налоговая разница);
  • несет значительные риски усиления административного давления на налогоплательщиков механизм корректировки финансового результата на основе другого, распространенного толкования концепции «умной экономической причины (деловой цели)». Новая налоговая разница (пп. 140.5.17 НКУ) создаст значительные споры с контролирующими органами по вопросу расходов, понесенных налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели;
  • требуются более понятные обоснования административно –обременительных  мер по:

а) распространению правил «тонкой капитализации» (новая редакция пп. 140.2 НКУ) на все кредиты, займы и другие долговые обязательства, даже полученные в Украине (сейчас правило действует только в отношении операций со связанными лицами — нерезидентами)

б) введение правила налогообложения так называемых «конструктивных дивидендов» (п. 14.1.49)

в) расширение понятия «доход с источником их происхождения из Украины» (подпункты с) и а) пп. 14.1.54) 

г) внедрение с 01.01.2020 года правила контролируемой иностранной компании (статья 39-2 НКУ), сроки выглядят слишком нереальными (внедрение КИК требует минимум 2-3 года);

  • рентная плата за минеральные ископаемые повышается в десятки раз, метод налогообложения меняется на расчет полезного вещества не из добытой, а из обогащенной руды — такое значительное изменение требует дополнительного анализа в части сбалансированного соразмерный фискальной нагрузки;
  • увеличение сроков документальных и фактических проверок, внедрение значительных штрафных санкций с фиксированным размером по налоговым накладным / расчетам корректировки где отсутствует НДС (освобожденных от налогообложения, нулевая ставка), по компенсирующим налоговым накладным (пп.198.5 НКУ);
  • внедрение повышенной ответственности за просрочку уплаты денежного обязательства более 4 170 000 грн. в размере 50% (пп.123.2), нарушает принцип равенства плательщиков перед законом;
  • достаточно дискуссионными выглядят новые нормы по статусу, налогообложения и проверок постоянных представительств (пп. 14.1.193, 64.5, 78.1.14, 94.2.9 и 141.4.7 НКУ), фактически создаются предпосылки к «охоте» на незарегистрированные частные предпринимательства, таким образом, может негативно повлиять на инвестиционный климат в Украине.

Как видим, за месяц налоговой истории, ни Налоговая служба, ни Министерство финансов, ни профильные комитеты Верховной Рады не слышат мнения экспертов, представителей бизнеса, возникает такое впечатление, что новые депутаты не понимают, какие законопроекты они готовят. Такой саботаж общественным мнением может привести к массовому бунту, остановке работы предприятий, ведь граждане от власти не видят никаких аргументов по внесению изменений в налоговую систему, разве, что как способ нелегального заработка для отдельных лиц, которые планируют возглавить налоговые потоки и ухудшить имидж Слуги народа. Также не следует забывать, что усложнения законодательных процедур и некомпетентность новых политиков может привести к тому, что бизнес, который работает в «белую» (платит налоги, официально трудоустраивает сотрудников) будет находиться в небезопасности с угрозой  в дальнейшем работать  «в тени» или вообще закрыться, или эмигрировать за рубеж.

 

 

Читайте также по теме