Согласно данным Государственной службы статистики, 94 % зарегистрированных в Украине предприятий представляют малый бизнес. При этом от них исходит лишь 7 % ВВП. К слову номинальный ВВП в Украине на одного гражданина составляет около 3 тысяч долларов, что в 15 раз меньше, чем, к примеру, в Германии. О своем видении развития бизнеса в Украине и возможном подходе государства к частным компаниям ГолосUA рассказал генеральный директор S&A Group, президент Союза парикмахеров Украины Алексей Антонюк.
— Алексей Степанович, у вас есть свое видение реформирования в сфере, скажем так, взаимоотношений бизнеса и государства…
— Я убедился, что все налоговые реформы, которые проводятся государством, неэффективны. Не понимаю, как могут предлагать «горизонтальные реформы». Предлагают: «Давайте ЕСВ отменим, сделаем 16 % или 18 % и для банкира, и «Криворожстали», и парикмахера, и таксиста, гравировщика». Или еще одна такого рода инициатива: «Давайте гостиничной отрасли сделаем 5 лет без налогов». Это сетевым пятизвездочным гостиницам? Они нуждаются в Украине в этом? Считаю, что экономика делится на две части: первая – это предприятия, которые работают по международной бухгалтерской системе, и вторая — те, кто работает по упрощенной системе, то есть малый бизнес. Для первой группы налоги и сборы должны быть ниже процентов на 20 % средневзвешенных европейских цифр, а далее уже государство должно смотреть, на что ему хватает денег. Если полностью решить вопрос неэффективного государственного управления, то абсолютно уверен, что денег, которые поступят в бюджет, если их не будут воровать, хватит.
— А что вы предлагаете изменить для малого бизнеса?
— Малый бизнес надо поделить на три группы. Первая – это производство. Если фермер начинает выпускать какую-то колбасу или сыр или только заработали небольшие пивоварни, то такое предприятие может быть на какой-то специальной форме налогообложения. Объем его фискальных плат будет зависеть и от наличия основных фондов. Например, предприятие купило новое оборудование и, учитывая сумму инвестиций в оборудование, в развитие технологий, необходимо существенно снижать налог на прибыль и, возможно, освобождать от НДС такие производственные предприятия. Необходимо предоставлять им переходный период. Также стоит учитывать фактор, что предприятие находится в депрессивной зоне и играет роль в развитии сел, деревень, райцентров. Важный аспект — предположительное развитие предприятия. Чтобы импортировать и экспортировать — работать на международном рынке, нужно быть на общей системе налогообложения. Если в начале деятельности предприниматели будут чувствовать легкость, честность, отсутствие административных барьеров, то захотят переходить в разряд более крупного бизнеса.
— По вашему мнению, необходимы налоговые изменения для торговой сферы?
— Как раз вторая группа малого бизнеса в предлагаемой мной классификации – это торговля. По моему мнению, из-за нее все проблемы. Она должна работать с так называемым вмененным налогом — определенной суммой, насчитываемой в зависимости от трех коэффициентов: товара, площади магазина и его месторасположения. К примеру, очень легко поделить Киев, допустим, на 5 зон. Следует учитывать, что торговая точка открылась, предположим, на Крещатике и далее смотреть продают ли кофе с машины, из киоска или это кофейня. Остается дискуссионным моментом, отнести рестораны к группе торговли или производства. Но это не имеет огромного значения, поскольку через ресторан много не украдешь.
— И также знаю, что вы — инициатор закона о ремесленничестве и отстаиваете его принятие. Ремесленники – это третья группа малого бизнеса, исходя из Вашей системы?
— Третья группа – это действительно ремесленники и услуги. Мы как раз пытаемся услуги выделить из общего количества предприятий Украины и сделать рамочный закон о ремесленничестве, прописав моменты, связанные с образованием, специальным режимом налогообложения. Предполагается уплата 3-5 % с оборота со стороны ремесленного бизнеса и 5-10 % с дохода отдельного ремесленника, не с зарплаты. Больше, чем такие ставки, никто не захочет платить. В законе мастера мы называем не сотрудником, который находится в штате, а ремесленником. Такой закон очень существенно упрощает деятельность. Ведь сегодня мастеров делают частными предпринимателями, учет не ведут, предприятие не капитализируется, один бухгалтер сдает отчеты всех ЧП-шников. А какой смысл прятаться, умельчаться, дробиться, если можно мастерам, которые производят услугу, предложить новый вариант работы? Ремесленный бизнес — тот бизнес, где совокупный оборот складывается из доходов отдельных мастеров со своими талантами. Мы ведем речь о 70 видах ремесленных работ – это и швеи, и индивидуальные строители, и таксисты, и IT-шники и так далее.
— Что говорят сами мастера?
— Отмечу, что если сделать подобный отдельный закон, то это будет как книжечка правил дорожного движения, где будет четко выписаны налоги, пенсионная система, образовательная. Ремесленникам будет понятно, как развиваться, что их будет ждать в будущем. К слову, пенсии этой группе через лет 15-20 можно не платить, как сейчас. Инициативу по пенсии они возьмут на себя, будет иметь значение, сколько в каждом конкретном случае человек будет работать, показывать доход. Если бы такой закон приняли 15 лет назад, то сейчас бы ушли от веса в 3 млн пенсий. Смешанная система включает в себя такое положение: если раньше работал какое-то количество времени, то тебе государство заплатит за этот период и еще 700-800 гривен как ремесленнику. Пусть зарабатывают, работают в том режиме, в котором договорятся с работодателем, это — креативный класс. Посчитайте: 4-5 % от 5-тысяч долларов — это 250 долларов, то есть более 5 тысяч гривен, а сейчас государство сколько берет с субъектов предпринимательской деятельности? Но главное, чего боятся ремесленники – так это того, что государство их обманет. Они думают, что закон могут принять со ставкой 3 % с оборота и 10 % с дохода мастера, потом они покажут свой доход, легализуются, а через 2 года государство скажет, что ставка уже не 10 %, а 20 %
— Насколько я понимаю одна из главных целей такого закона о ремесленничестве – легализация малого бизнеса в сфере услуг…
— Самая большая проблема сферы услуг – это действительно нелегальность. Вся система «упрощенки» — легальна с точки зрения государства, но не с точки зрения инвесторов и умных денег. Не будет инвестор покупать СПД, ЧП по 1, 2. 3 группе. Должна быть здоровая мотивация у предпринимателя ставить кассовый аппарат, показывать оборот, понимать, что если он работает легально, то сможет продать бизнес. Не помещение с оборудованием, а именно бизнес. Наши предприниматели этого не понимают. Сети на международном рынке в сфере красоты занимают 60-70 %, а в Украине даже одного процента нет. Все дело в том, что сеть – это инвестор. То, что у нас в Украине нет соответствующих денег, показатель того, что черный бизнес неинтересен умным инвесторам.
— Как вы восприняли закон, разрешающий предпринимателям с годовым доходом менее 1 млн гривен не устанавливать кассовые аппараты?
— Я воспринимаю то, что происходит, как пиар для победы на местных выборах. Когда парламентарии и общественные деятели выбегают на баррикаду, создают некую проблему, спасают, а потом становятся депутатами. Кассовый аппарат — это учет, а если у меня черный бизнес, зачем мне кассовый аппарат? Пока в Украине не решится вопрос с регулированием, предпринимателям лучше открываться в Польше или Словакии. Там спокойнее, понятнее и надежнее. В Украине необходимо не просто проводить нужные реформы, а быстро.
— Вы могли бы подтвердить падение посещаемости и рентабельности в салонах красоты в Украине на 30-40%, как в ресторанном бизнесе?
— Да, речь идет о таких цифрах.
— Как вы оцениваете уровень услуг в сфере красоты в Украине?
— В целом неплохо, но последние 5-7 лет качество катастрофически падает из-за вопроса образования. В ремесленном законе, о котором я говорил, будет прописано право работодателей учить без лицензий. И, может быть, с этой точки зрения часть бюджета, который выделяют на ПТУ, дышащие на ладан, будет перенаправлена. Ведь на самом деле сейчас рынок инвестирует в обучение ремесленников.
— Сколько в Украине работает салонов красоты?
— С вывесками — около 10 тысяч. И параллельный рынок, состоящий из приблизительно такого же количества надомников. Салонов красоты сейчас закрывается больше, чем открывается, потому общее количество падает.
— В Риге на бизнес-форуме восточного партнерства президент Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер заявил о намерении выделить 3 млрд евро для поддержки предпринимательства в Украине…
— Я не верю, что эти деньги дойдут до малого бизнеса в том виде, в котором он действительно существует. Думаю, что деньги поделят посредники, как это происходит 25 лет подряд. Для того, чтобы эти средства были потрачены эффективно, необходимо сделать рейтингование бизнес-ассоциаций в зависимости от того, сколько лет она работает, что успела сделать. К примеру, если работает до 5 лет, то получит 5 % и не она, а лишь выступая, как консалтер. Таких ассоциаций тысячи, но многие из них мертвые, бездействующие. Нужно выявить живые, работающие, с реальными проектами, привлечь их и сказать: «Помогите найти контрагентов, кому эти деньги дать». Бизнес-ассоциация должна подготовить предприятия- члены, которых она рекомендует. Средства должны попасть в руки живых отраслевиков, которые знают, что отстаивать. Тогда будут созданы рабочие места, а не 200-300 тысяч евро будет потрачено на открытие одной пивоварни. Речь об общей ответственности за деньги.
— А как вы относитесь к идее о создании Администрации малого и среднего бизнеса в Украине?
— В Америке есть подобная структура, но здесь все зависит от того, кто будет руководить, как избираться, какие полномочия. Я не верю в подобные надстройки и ТПП не даст этого сделать.