Юлий Мятлик
08:00 06/10/2019

А. Бодров: «Законы про борьбу с коррупцией не приживутся в Украине»

Верховная Рада приняла закон Президента Владимира Зеленского о борьбе с топ-коррупционерами, кроме того, Зеленский поставил свою подпись под законом о Высшем антикоррупционном суде. Насколько реально приживутся данные новшества и будет ли искоренена коррупция в Украине, ГолосUA поинтересовался у политического эксперта Андрея Бодрова.

— Андрей, насколько будут эффективны законы про борьбу с коррупцией в Украине?

— Законопроект про борьбу с коррупцией в Украине можно назвать вещью, которая, скажем так, противоречит устоям нашего общества.

Ведь наше общество, как досоветское, так и постсоветское, как и советское в особенности, — настроилось на взаимовыручку и некую взаимопомощь. По большому счету, ранее все помогали друг другу выживать без какой-либо помощи от государства. Это мощная традиция, которая до сих пор имеет значение, даже когда вы проезжаете по загородному шоссе, можно видеть, как водители «мигают» один другому, чтобы не попасть на патруль полицейских.

— То есть, по вашему мнению, кумовство, как и коррупция в Украине продолжат процветать?

— Это не кумовство, это традиция, которая заключается в том, чтобы помогать друг другу избегать давления со стороны государства. Это не является попытками помочь попасть на «теплое» местечко и не помочь украсть очередной миллион, это является попыткой спасти друг друга от государства, которое по отношению к маленькому человеку было весьма и весьма несправедливым.

— Как же в этом случае расценивать все новые антикоррупционные инициативы со стороны государства и новой власти?

— Здесь все совершенно просто, ведь по большому счету, здесь имеет место просто копирование и заимствование от западноевропейских стран, где ментальность менее коллективистская, и более индивидуалистическая и протестантская.

В этом плане ментальность очень резко отличается. Даже если посмотреть на работы многих философов, то они писали, что государство — есть Бог и всякому покусившемуся на государство – оно должно мстить.

Поэтому там люди выросли совсем на других книгах и совсем другой воспитательной риторике, и там у них эта система работает внутри семьи и общества.

— Скорее всего, у нас подобное не приживется?

— Подобная система ценностей в Украине эпизодически может прижиться, потому что у нас то, на что как раз и пытаются рассчитывать авторы законопроекта, то есть на рост ненависти, социальной зависти и неприятия богатых, вряд ли приживется.

Хотя во всем мире мы можем видеть, что подобное происходит. Это можно увидеть на примере «желтых жилетов» во Франции, ряда выступлений по Brexit. Поэтому в данной ситуации точно так же, как в попытке каталонцев отделиться от Испании, это не будет единичным случаем, когда народ будет движим социальной ненавистью в отношении чиновников.

Но также нельзя забывать, что люди, которые дают чиновнику взятку, – сами не заинтересованы рассказывать об этом по одной простой причине. Во-первых, это также является уголовно наказуемым деянием, и первая статья закона о коррупции касается конкретно взяткодателя. Во – вторых, собственно человек принес деньги за решение своего вопроса, и он надеется на его быстрое решение.

Совсем другое дело, когда люди узнали о факте взятки со стороны, но обычно деньги «любят тишину», и все такие вещи под покровом этой тишины и проделываются, вряд ли кто-то третий будет знать о суммах и сущности таких договоренностей.

Также нельзя забывать про такую черту наших чиновников, как то, что они могут организовать некую проблему, а потом за деньги ее решить. Это также может помешать искоренить коррупцию. Что же касается бытовой коррупции, которая больше всего мешает маленькому украинцу – в тех же школах, заведениях здравоохранения, скорей всего, это изменить невозможно.

— Многие эксперты говорили, что антикоррупционные инициативы приведут к возвращению 90-ых, когда за донос о взятке человек просто исчезал?

— Если будет речь идти о небольших суммах в бытовой коррупции, то такое, скорее всего, не сможет произойти. Если же речь будет идти о больших суммах – госконтрактах или муниципальных контрактах, то такие случаи вполне могут быть реальными.

— Таким образом, все эти инициативы ни к чему в Украине не приведут, и все, как было, так и будет?

— На самом деле, это очередная попытка наших реформаторов подстроиться под западный опыт. Они переносят эту норму без адаптации к менталитету, более того, они переносят ее однобоко. Скажем так, с санкций, которые закреплены в нормативной базе западных стран, наши реформаторы снимают кальку, а про поощрительную часть, которая не связана с уголовными преследованиями, забывают и не реализовывают ее.

Между тем, это большая и упорная работа, давайте вспомним, что традиции по взаимному доносительству в той же налоговой сфере в западных странах существуют десятки, а то и сотни лет, и у них это успело прижиться. В Украине же, может, такое начинать и нужно, но начинать нужно с того, чтобы создать условия, которые не подталкивают человека к коррупционным деяниям.

По большому счету, те же депутаты местных советов не являются супербогатыми людьми, они были приведены на свое место определенным кланом и нарушают закон в его интересах и в обмен на это получают гарантии своей безопасности, которые, к сожалению, не всегда реализуются.

— Есть ли хоть какие-то шансы искоренения коррупции в Украине?

— Подобная перспектива есть, но она должна строиться не только на наказании. Поощрение же должно лежать больше в гуманитарной плоскости и информационно-воспитательной работе, когда политик, который нарушил закон, уходит в отставку, а не продолжает спокойно сидеть в своем кресле.

 

Читайте также по теме