А. Дорошенко:«Алкогольная отрасль у нас является «дойной коровой» для правоохранительных органов»

Нашему государству принадлежит монополия на производство спирта, цены на который госчиновники постоянно повышают на 20-30%. Однако все попытки власти заработать таким образом на алкоголе не увенчались успехом —  наполнить казну за счет водки не вышло,  зато получилось обвалить производство легального алкоголя, от чего бюджет понес миллиардные потери. За 5 лет Украина сократила производство водки в два раза, зато за последние годы  колоссально  вырос теневой рынок алкоголя. О нынешней  ситуации в алкогольной отрасли Украины корреспонденту ГолосUA рассказал Ассоциации поставщиков торговых сетей  Украины  Алексей Дорошенко.

— Алексей, почему одна из самых прибыльных отраслей экономики – алкогольная, которая могла бы пополнять бюджет, на самом деле не приносит туда миллиарды гривен?

—  Не секрет, что теневой рынок алкоголя в Украине уже превысил 80%. Перечень шагов для сокращения  доли  теневого рынка  алкоголя в  нашей стране понятен для  каждого. Во-первых, мы должны посмотреть, к чему приводит постоянное повышение акциза и минимальной розничной цены и минимальной оптовой цены. Это приводит к тенизации рынка алкоголя. Здесь  нужно говорить о рынке пива и рынке водки, потому что они являются самыми массовыми алкогольными напитками. На все  остальные напитки приходится буквально по  несколько процентов. По пиву у  нас четыре международных производителя, и они все равно будут производить продукцию, как им и необходимо ее производить. По рынку водки — каждое повышение акциза приносит повышение нелегального оборота этого спиртного напитка. Мы понимаем, что сейчас нелегальный оборот водки уже составляет больше 80%. Могу полагаться на цифры самих игроков рынка, которые говорят о том, что на конец прошлого года доля контрафакта на рынке алкоголя  у нас составляла 80%. В этом году уже было повышение стоимости алкоголя и сейчас будет еще одно, поэтому мы получим до конца  2017 года  увеличения теневого рынка алкоголя не меньше 85%.

— В Европе тоже есть теневой рынок алкоголя?

— Безусловно: в Европе и США. Его доля там составляет порядка 20%. По сравнению с  нами, это, конечно, немного. Европейцы привыкли к тому, что у них все всегда соблюдается согласно закону, однако у них тоже есть теневой рынок алкоголя. Самые большие теневые рынки Европы — это Румыния и Греция. Там теневой рынок алкоголя составляет порядка 40%. У нас, напомню, уже за 80%.  Это происходит  из-за того, что у нас алкоголь стоит дорого по отношению к  нашему  доходу. То есть, мы  можем  уже сегодня сделать максимальные ставки по всем видам алкогольных напитков и сигаретам, но  при этом всем мы должны понимать, что сигареты будут стоить не меньше 90  грн за пачку, а бутылка водки не меньше 150 грн. И что, мы добьемся того, что люди у нас перестанут пить и курить? Конечно же, этого не произойдет. Когда мы говорим, что рынок переходит в тень, то доходы будут идти не в государственный  бюджет, а в чей-то карман. Это абсолютно понятные и прозрачные действия, понятно, для чего это делается. Последующих шагов власти еще немало. Грядет та же самая приватизация «Уркспирта»,  многие эксперты говорят, что рынок таким образом выйдет из тени. Нет, рынок всего лишь снизит процент теневого рынка алкоголя. Но  в  любом случае он останется.

— Какие шаги должны предпринимать власти, чтобы бороться с этим негативным явлением?

— С нашей точки зрения, Ассоциации поставщиков торговых сетей, нужно менять государственную политику в отношении  алкоголя. Тогда мы уже точно добьемся уменьшения доли теневого рынка спиртных продуктов. Приватизация, монополия, может быть, это будет повышение акцизов, когда и насколько это растянется, нужно определиться, запрет на продажу алкоголя в ночное время. По крайней мере, все это должно быть сделано на уровне государства одним документом, чтобы было все понятно и прозрачно.  Мы, допустим, сейчас инициировали по Киевской области, чтобы алкоголь не могли продавать ближе, чем 100-150 метров от школ, училищ или детских садиков.   Повторю, должна быть создана государственная политика по алкоголю, которой у  нас  нет. Там можно заранее все прописать. Тогда мы будем точно понимать, что нас ждет  на  протяжении 3 или 5 лет. Жесткие или мягкие требования будут, но  хотя бы они будут. Эта отрасль  в  настоящее  время  просто является «дойной коровой» для  наших  правоохранительных органов.

— Попадает ли на прилавки наших супермаркетов алкогольный суррогат?

— Основной поток алкоголя поступает в супермаркеты не из маленьких цехов, а от больших легальных производителей.  Вместе с тем тот же самый «Укрспирт» производит спирт, который в объеме 80% попадает на теневой, а не на легальный рынок. Потом производители, которых мы с вами хорошо знаем,  производят из этого спирта точно  такую же водку, как в бутылках, но только в пластиковой таре – она уже потом продается в «наливайках». К слову, по нашим наблюдениям, сейчас многие точки, которые продают водку в  Украине, почти все легализированы.  У этих самых «наливаек» уже есть все разрешительные документы,  но  только алкоголь они  наливают не  из акцизной тары, а, извините, из бочонков. Практически все документы на торговлю у  них есть, в  том  числе  и  лицензия на розничную торговлю алкоголем.  Так вот, если посмотреть соотношение легальных и нелегальных точек торговли алкоголем в Украине, то на одну легальную точку, а это в  основном крупный магазин, приходится три нелегальных точки.   

— «Наливайкам» клиентов ждать не приходится…

— Разумеется, «наливайки» просто осаждают желающие выпить подешевле, поскольку разница в цене колоссальная. На нелегальном рынке пол литра водки  стоит  30  грн, на  легальном  рынке – минимальная розничная цена  70 грн, ниже которой продавать никто не имеет права. Разница —  40 грн. Если в эти 30 грн вкладывается  все —  и производитель спирта, и  производитель водки, и сама торговля, и  все «откаты», которые там есть,  то 40 грн составляет все виды акцизов, сборов и налогов.  Это  все ведет  к тому,  что  мы фактически заставляем человека рисковать своей жизнью.  Человек понимает, что  может отравиться, но  все равно  идет в «наливайку», ровно потому что водка там ему по карману. По отношению к своей заработной  плате украинец за алкоголь  платит  больше, чем любой  европеец. При этом шанс отравиться спиртным суррогатом у него все время возрастает.

Читайте также по теме