А. Дорошенко: «Коронавирус начал влиять на рынок продовольствия — поставки продуктов из некоторых стран притормаживаются»

Эксперты прогнозируют, что в этом году мы не увидим большого колебания цен на продукты. Они будут расти, но понемножку. Вообще, прогноз по росту цен на продукты в Украине умеренный, хотя год рискованный, ибо все ждут экономического кризиса. Подорожание еды в среднем у нас ожидается на уровне 5%, и это неплохой показатель. С другой стороны, актуальным остается вопрос, насколько будет расти покупательная способность населения. Своим прогнозом о ценах на продукты с корреспондентом ГолосUA поделился директор украинской Ассоциации поставщиков и торговых сетей Алексей Дорошенко.

-Алексей, на ваш взгляд, какой год ждет украинцев в плане роста цен на продукты?

-В плане мировой экономики этот год очень рискованный, и если это так, то тогда мы увидим колебания цен на продукты в Украине. Если этого не произойдет, то, в принципе, мы увидим самый спокойный год в этом отношении, начиная с 2014 года. Если мы не увидим значительного роста цен, то в отличие от предыдущих лет, я также не знаю, насколько вырастут наши доходы. Покупательная способность населения складывается из доходов и расходов. В январе 2020 года мы видим полный провал государственного бюджета. И в феврале наблюдалась такая же катастрофическая ситуация.

-О чем это говорит?

-Это говорит о том, что с вами будем кушать еще меньше. Мы будем еще меньше есть, если при достаточно низкой инфляции – самой низкой за последние 5 лет – мы получим самый низкий реальный рост наших доходов. Это касается заработной платы, пенсий и социальных выплат.

-Все это может быть связано с курсом доллара, который искусственно понижен?

— Все гораздо проще. Я понимаю Маркарову (Оксана Маркарова – экс-министр финансов. — Ред.), потому что, когда у нас не было Президента, когда у нас не было премьер-министра, а Гройсман дорабатывал последние три месяца, Гончарук три месяца входил и до сих пор еще не вошел, то Маркарова – единственная, кто вытягивал формирование госбюджета. Если денег нет, если ни один, ни другой не наполняет бюджет, то из чего можно поддерживать выплату пенсий. Нам никто денег не занимает, кроме продажи ценных бумаг. То есть, Маркарова – единственная, кто стабилизировал ситуацию в этом безвыходье. В данном случае нужно было выходить из тупиковой ситуации.

-Ко всем экономическим проблемам сегодня добавился еще и коронавирус… Повлияет ли он на цены на импортные продукты в Украине, если закроют границы?

-Коронавирус начинает понемногу влиять на цены. Мы уже видим, что поставки продуктов из определенных стран притормаживаются. Понятно, что из Китая мы получаем продуктов мизер. Но, например, тот же самый китайский чеснок все-таки у нас основной. Сейчас еще не сезон, но, наверное, мы сможем заместить китайский чеснок чесноком из других стран, если украинского чеснока нам не хватит. Сейчас уже сокращается товаропоток из Северной Италии, поскольку там сейчас европейский очаг коронавируса. Самое важное во всем этом – сколько денег может не дойти до Украины от заробитчан, поскольку в Италии сейчас закрываются рабочие места. Украинцев в Италии и в других странах отправляют в вынужденный отпуск. В Китае, например, в том же Ухане работало 100 украинцев, из которых сейчас прилетело 30 человек. А в Италии работают сотни тысяч граждан Украины. К слову, уже на западной границе Италии перестали пропускать бусы с нашими гражданами, которые возвращались в эту страну. Они сейчас вернуться туда не могут. Это говорит о том, что эти люди не смогут в том объеме, как ранее, направить валюту в Украину.

-Уменьшится поток валюты от заробитчан…

-Безусловно. Будет меньше поток денег от заробитчан, а, соответственно, это приведет к тому, что покупательная способность украинцев будет сокращаться, что может привести к двум вещам – с одной стороны, по некоторым продуктам цена может немножко просесть, поскольку люди будут покупать меньше, а с другой стороны, в некоторых отраслях это может привести к росту цен — производителю без разницы – будет покупать 10 человек или 2 человека, они просто получать ту прибыль, которая им нужна. Это не самые дешевые продукты, они не относятся к социальным, это продукты категории «средний+». Могут поставить на них наценку не 50%, а 150%, и таким образом, фактически продавать не тонну, а 100 кг и зарабатывать на этом столько же. Соответственно, потребление сильно сократится, но рост цены будет существенный. Это две противоположные вещи. Мы увидим и снижение цены, но проблема в том, что это все равно не даст возможности людям покупать продукты в том количестве, в котором они хотели бы. Все равно снизится общее потребление. Снижение цены нас точно не будет радовать, а наоборот, даже сильно огорчать, потому что это будет означать, что мы с вами «приплыли».

— Почему курс доллар перестал влиять на ценовую картину с продуктами?

-Компании в основном оценивали свой товар по 25-26 грн за один доллар. Исходя из этого, если доллар даже начнет дорожать, цены на импортный товар расти не будут. Доллар итак уже «сидит» в каждом товаре по 25-26. Каждый производитель закладывает рентабельность 30%, или доллар по 30. Может поставить доллар по 25, но рентабельность – 100%. Мало кто сегодня оценивает свой товар по 30 грн за доллар ровно потому, что это происходит в условиях неопределенности. Производители не понимают, что будет завтра с долларом. В случае роста все сразу переоценивают свой товар и ставят его на 2 грн дороже, чем он сегодня стоит. Если доллар стабильный, то все считают цену копеек на 50 дороже. Когда мы видели, что доллар не менялся по нескольку месяцев, тогда все ставили 24,5 грн за доллар. Если доллар не колеблется, значит, конкуренты будут у него выигрывать, он будет продавать меньше. Поэтому все производители ставят доллар ровно столько, почем они могут купить его в Национальном банке либо на межбанке.

-По поводу сливочного масла… Стало ли больше фальсификата?

-Больше фальсификата сливочного масла не стало, но ситуация еще очень плохая. Надо отметить, что в этом году появилось больше качественного молока. Ранее производители были вынуждены производить спреды и продавать их под видом сливочного масла не из-за того, что они хотели производить масло и не покупать молоко, а из-за того, что молока необходимого качества просто не было. Сейчас ситуация чуть-чуть стала лучше. Понемножку стало появляться качественное молоко. Некоторые производители зерна, например, посмотрели, что рентабельность молока просто зашкаливает, и вложили туда деньги. Соответственно, теперь молочники стали иметь возможность стабильно покупать молоко. Это говорит о том, что мы с вами увидим лучшее качество молочных продуктов. И это скажется на сливочном масле в том числе.

Но это не означает, что всё решается сразу. Если нам будет продавать сливочное масло под видом масла, то мы с вами будем платить по 60-70-80 грн за 200-граммовую пачку сливочного масла. На сегодняшний день мы покупаем его в основном дешевле, и это означает, что это все-таки не масло, а спред. В ряде магазинов продают импортное сливочное масло по 88 грн за 200 г — из Финляндии, из Новой Зеландии, из некоторых стран Европы. Украинское масло стоит от 50 до 60 грн, оно хорошего качества, там должно быть использовано молоко экстра-класса. Надеюсь, что в дальнейшем такого масла будет больше. Когда сегодня люди видят, что масло стоит 20 грн, то это не может быть масло.

 

 

Читайте также по теме