А.Дорошенко: «Продуктовые карточки могут быть внедрены не раньше июня»

Советник Президента Украины В.Зеленского О.Устенко не исключает, что в Украине могут ввести так называемые карточки на продукты – частичную компенсацию государства населению на продукты. Он приводит как пример опыт США, где есть так называемые скидки на ряд продуктов, оплачиваемые из госбюджета. Возможно, эта идея хороша, но еще нет цифр от исполнительной власти, чтобы оценить реалистичность этой программы.

В то же время, очевидно, что в Украине для начала стоило бы снизить налог на добавленную стоимость (НДС), когда речь идет о производстве и продаже продуктов питания.

Об этом в интервью ГолосUA рассказал экономист Алексей Дорошенко.

— Алексей, как вы думаете, может ли Украина справиться с таким вызовом, если из госбюджета выделят целевую помощь на продукты? Хватит ли средств госбюджета-2022 на это?

— Если государство в лице Устенко или в лице президента считает, что эта задача является социально и политически важной, то, естественно, деньги будут найдены. Хотя госбюджет-2022 действительно дефицитный в условиях, когда мы находимся сейчас в эпицентре информационной войны и имеем риски военных действий на территории нашей страны, то все, что касается продажи государственных ценных бумаг, заморожено. Для сравнения можно посмотреть данные по ОВГЗ для внешних и внутренних инвесторов, которые продавались в ноябре, в октябре 2021 года и посмотреть на результаты января 2022 года. Они кардинально отличаются друг от друга. Это означает, что привлекать сейчас деньги крайне проблематично в госбюджет. Другого варианта у нас на сегодня нет. И когда мы говорим о сборе налогов, то есть достаточно плохие показатели. Естественно, в условиях падения нынешней предпринимательской активности – и мы видим, что в стране из-за энергокризиса закрываются коммерческие структуры, которые оставались после 2014 года, потому что такую стоимость коммунальных платежек никто не может потянуть, и даже офисы начали страдать от этого, потому что суммы за электроэнергию для многих неподъемные. Поэтому, естественно, что мы понимаем, что с доходами госбюджета все плохо.

Но это не означает, что денег на затраты, которые нужны государству, нет. Поэтому в данном случае сумма на так называемые продуктовые карточки будет найдена. Хотя на данный момент не ясно, о какой сумме идет речь, потому что никаких расчетов ее нет. Я так понимаю, когда в Офисе Президента, заявляют о введении компенсации на продукты для населения, то это проводится информационное зондирование украинцев; чиновники смотрят, насколько общество отзовется, насколько отзовется экспертная среда.

— В Раде есть законопроект о нулевом НДС на продукты питания. Вы об этом слышали?

— Я был первым, кто начал еще в 2016 году заявлять о необходимости снижения ставки НДС на продукты питания – если конкретнее, то речь идет о дифференциации НДС. При продаже готовых продуктов в супермаркетах взимается в каждом чеке 16% НДС, и когда говорят, что для какой-то группы будет другая ставка НДС, то это не о нулевом НДС, а о другом размере НДС. Так вот Устенко говорил, что будет сложно администрировать налог на добавленную стоимость.

Я направлял в Кабинет министров запросы в предыдущие годы о вариантах снижения ставки НДС. Мне приходили ответы из Минфина приблизительно  о том, что возможность нескольких разных ставок НДС являются невозможными, потому что министерство не может его администрировать. То есть, другими словами, считать в разных сферах по-разному НДС Минфин не может.

Но напомню, что у нас есть 7% ставка НДС на товары медицинского значения и фармацевтические товары. Это означает, что в Украине есть 2 ставки НДС. И когда мы говорим, условно говоря, о варианте карточек на продукты, то это просто такое условное название. В США, к слову, это было просто выделение денег населению как компенсация за покупку продуктов. Ранее там были введены действительно карточки, на которые приходили от государства целевые деньги – на них можно было делать покупки в определенных магазинах и по товарам, произведенным местными фермерами.

Сейчас в США количество пользователей такой продуктовой помощи сильно выросло после начала пандемии. Так что продуктовые карточки – это американский вариант помощи населению в покупке продуктов. Европейский вариант помощи государства населению в части покупки продуктов связан со снижением НДС.

— Какой вариант выберут украинские чиновники, как вы думаете?

— Мне еще это не ясно. Я бы хотел понять, куда наше государство будет идти. С одной стороны, Украина подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС. Но, как я вижу, Украина в плоскости международной торговли в каком-то смысле отдаляется от ЕС, и страны Евросоюза сейчас, скорее, недружественны к украинским экспортерам, чем наоборот – это Германия, Франция, Италия. И Украина «мигрирует» в военном плане больше в сторону США и Великобритании. Соответственно, тогда мы рассматриваем вариант продуктовых карточек, который практикуют в США.

— Как вы думаете, кто из органов власти будет принимать решение о внедрении продуктовых карточек?

— Сейчас начало февраля. Обычный срок рассмотрения закона в Верховной Раде – 140 дней. Это означает, что если, например, даже сейчас будет внесен законопроект и будет рассмотрен, то принят этот закон будет не раньше июня 2022 года. Это означает, что в июне только начнется внедрение продуктовых карточек.

Сейчас я вижу, что у Верховной Рады нет готовности рассматривать такой или такие законопроекты, потому что тот законопроект, который был внесен, сейчас навряд ли наберет голоса. Навряд ли фракция Слуга народа поддержит инициативу партии За Майбутне. Соответственно,  проще будет внести другой, альтернативный законопроект.

Если будет идти речь о снижении ставки НДС, то нельзя рассматривать стоимость сырья отдельно от готового продукта. На мой взгляд, НДС при покупке сырья при производстве продуктов тоже надо снизить и сделать это для всей аграрной отрасли, с которой начинается производство продуктов. Аграрии будут за, но суммы будут большие.

— Как вы думаете, каким может быть механизм выделения средств из госбюджета на продуктовые карточки?

— Мы видим, что все больше Кабмин начинает подменять функции Верховной Рады, потому что на самом деле какие-то новшества может вводить и правительство. Другой вопрос, насколько это имеет обоснования и юридически правильно. Но при условной монолитности Верховной Рады, Кабмина и Офиса Президента я не исключаю, что решение о ликвидации НДС при внедрении продуктовых карточек может быть введено просто решением Кабмина. И я думаю, подготовить такое решение можно за 2 недели, или даже за 10 дней. Хотя я допускаю, что даже если будет принято само решение тем же Кабинетом министров довольно быстро, то потом потребуется время на внедрение механизмов реализации. На это нужны месяцы. Без механизмов решение это, естественно, не реализуется, не будет отлажена система.

Один из ее аспектов – контроль государства за людьми, которые прибегают к помощи государства в виде так называемых продуктовых карточек. Например, сейчас есть контроль госорганов – ГФС, НАПК, — над доходами и расходами и госслужащих, и всех других категорий.  Также государство проверяет получателей субсидий. Таким образом, государство может проверить доходы и тех, кто планирует получать компенсацию от государства на продукты.

— Алексей, как вы думаете, не введет ли государство новые налоги, чтобы найти средства на эти продуктовые карточки?

— Естественно, государству где-то нужно взять где-то средства на эти продуктовые компенсации. На сегодня, как мне известно, из госбюджета тяжело получить даже миллиард гривен даже для значимых для Президента проектов. А если это социальный проект, то сумма может потребоваться в размере нескольких миллиардов гривен. Если речь будет идти о целой отрасли, то это будет несколько десятков миллиардов гривен. Но ведь в Верховную Раду уже внесен законопроект об экономическом паспорте украинца. Значит, государство знает, из какого дополнительного источника взять эти средства?

Добавлю, что в последние годы в Украине значительно подорожали продукты и коммунальные услуги. К слову, коммунальные услуги по скорости роста в последние 4 года уже на первом месте. Если в 2018 году быстрее всего дорожали продукты, то сейчас это коммунальные услуги. Так что любой принятый Верховной Радой вариант ликвидации НДС при продаже продуктов будет хорош, потому что населению может очень понадобиться помощь такая государства.

Чтобы было ясно, какие суммы идут от НДС с операций по розничной продаже продуктов, я составил сравнительную таблицу.

2017 2018
Розничный товарооборот 586 330 100 1 631 669 067 2
Розничный товарооборот продуктов, %1 30,2 1 30,2 2
Розничный товарооборот продуктов 177 247 700 1 190 764 059 2
НДС с составе розничного товарооборота продуктов 29 541 283 1 31 794 010 2

 

1 – с учетом безалкогольных напитков, чая и кофе

2 – прогноз на основании данных Госстата за 2017 год и 9 месяцев 2018 года.

 

Читайте также по теме