А. Дорошенко: «Цены в супермаркетах будут завышены на протяжении всего 2015 года»

По результатам проверки АМКУ, отдельные торговые сети в течение февраля-марта 2015 г. допустили рост розничных цен опережающими темпами. Так, при повышении закупочной цены на крупу гречневую на 16% розничные цены увеличились на 39%. При повышении закупочной цены на муку пшеничную на 58% розничные цены увеличились на 70%. При почти неизменной закупочной цене на каменную соль, розничные цены на нее повысились на 13%. То есть, средняя маржа между закупочной и розничной ценой на отдельные продовольственные товары в указанный период выросла более чем на 50%. 24 марта 2015 г АМКУ рекомендовал 13 торговым сетям снизить цены до уровня, существовавшего до периода повышенного спроса на продовольственные товары. О том, почему после роста курса гривны стоимость товаров в супермаркетах продолжает «кусаться», корреспондент ГолосUA расспросила директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко.

— Алексей, насколько действия АМКУ в силах «приструнить» нарушителей?

— АМКУ провел исследование по 13 сетям. Скорее всего, цены были неадекватно повышены буквально в нескольких торговых сетях, а не во всех. Сами предприниматели, естественно, уверяют, что у них не было никакого опережающего роста маржи, по сравнению с поставщиками.

Но как проходит проверка АМКУ? Комитет запрашивает документы по конкретной продукции. Сеть на протяжении 30 дней предоставляет необходимые документы, после чего АМКУ за 1-2 недели обрабатывает их и выносит рекомендацию снизить цены. Реакция сетей будет, скорее всего, такой: за это время они устранят нарушения и ответят, что наценка приведена в соответствие норме. В результате АМКУ вряд ли вынесет кому-то предупреждение, чреватое наложением штрафа.

— С чем может быть связан столь значительный рост цен в супермаркетах, кроме падения курса гривны?

— Не только с повышением наценки. Так, отсрочка возврата денег на крупу составляла 50 дней — притом, что она продается дней за семь. Продавцы крупы отказались поставлять ее в магазины в связи с тем, что впоследствии никто не хотел переоценивать остатки товара. А также из-за того, что сложилась патовая ситуация: сети не хотят платить поставщикам даже через 50 дней.

— Магазины не хотят возвращать задолженность поставщикам?

— Да. И многие поставщики вообще прекратили отгрузку товаров.

— Чем они мотивируют свой отказ?

— Ничем. Вернее тем, что «платят только слабые».

— Каковы последствия этой «бизнес-тактики»?

— Многие сети просто начали «умирать». В текущем году мы увидим банкротство до 20% торговых сетей. Они уже не могут получить товары от своих поставщиков даже на социальную продукцию. И вынуждены ее закупать где-то на стороне, за наличный расчет (что вообще немыслимо для этого бизнеса). Или — оплачивать в короткие сроки, до 7 дней, у новых поставщиков. Уже десять сменили, нашли какого-то последнего, и оплачивают ему какое-то время товар, чтобы получать поставки. Потом, конечно, опять произойдет неоплата очередной партии. В таких сетях ситуация очень плохая, есть задолженность по заработной плате, и это – «предпоследняя стадия рака».

— В чем главная причина неплатежеспособности отдельных торговых сетей?

— Все они раньше жили на «сумасшедшем» кредите, средняя отсрочка платежа составляла до 90 дней. А товар продавался, тоже, в среднем, за 32 дня. То есть, 60 дней – это кредит, на который закупался какой-то «свой» товар, проводились стройки и ремонты, выплачивалась зарплата, погашались долги. Но кредита уже нет – из-за скачков курса.

«Математика» у многих наших торговых сетей довольно плачевная. 20-30% поставщиков вообще не получало денег за свои товары. Они из-за неплатежей одновременно прекратили отгружать товар в сети. И когда поставщиков стало мало, они начали диктовать свои условия. А торговые сети к этому просто не готовы.

— Эта ситуация была прогнозируемой?

— Да, но мы ожидали, что это случится где-то к середине лета. Но все происходит гораздо быстрее, по принципу «карточного домика».

— Как это влияет на цены?

— Какова «новая» логика торговых сетей? «Я покупаю товар на свои деньги, потому что вынужден его оплачивать, к примеру, через 10 дней», — думают владельцы. Поэтому — нужно поставить более высокую наценку.

В результате теряется конкурентоспособность. Закрытие торговых сетей приведет к сокращению числа импортеров и украинских производителей, которые еще хоть как-то держались «на плаву». И может возникнуть временное подорожание продукции.

Но когда рынок снова «устаканится», торговые наценки будут прежними. Ведь нормальные, платежеспособные сети не заинтересованы в росте наценки, доход приносят объемы продаж.

В «период колебания» будет наблюдаться большой разброс цен в разных магазинах.

— Сколько будет продолжаться этот период завышенных цен?

— В течение всего 2015 года. Этот процесс не может пройти за месяц-два.

Читайте также по теме