А. Фролов: «Президентский университет хотят построить там, где строить запрещено»

Президент Украины Владимир Зеленский объявил о создании Президентского университета, который будет готовить «людей будущего», и подписал соответствующий указ. Согласно озвученным проектам, комплекс учебного заведения развернется на территории 16 гектаров, а общая площадь застройки составит 25,8 тысяч м2. Проект университета состоит из 11 кампусов, административного корпуса, апарт-гостиницы для студентов, апарт-гостиницы для педагогов, больницы, дипломатической службы и корпуса с офисами иностранных компаний. По поводу будущей стройки возмутились экологи и активисты, ведь на ВДНХ, где хотят возвести университет, сплошь зеленые насаждения, парки, памятники природы и архитектуры: Голосеевский лес, а за ним Музей народной архитектуры и быта под открытым небом Пирогово и парк «Феофания». Но чиновники поспешили заверить: от будущей застройки деревья и природа не пострадают. В интервью ГолосUA эту ситуацию анализирует архитектор, председатель Киевского городского центра Украинского общества охраны памятников истории и культуры Анатолий Фролов.

– Анатолий Александрович, можно ли строить президентский университет на территории ВДНХ?

– Во-первых, это незаконное решение Президента. По действующей Конституции, президент не может, почесав затылок, заявить: «Будем строить университет!» У него нет полномочий, нарушена процедура. Он не может использовать бюджетные деньги, потому что там жесткие процедуры. Правда, за свои личные деньги или друзей спонсоров ему никто не запрещает, но для этого не требуется указ президента. Предлагаемый университет – это строительство нового объекта. Новое строительство должно быть заложено в Генеральном плане города Киева и уточнено Детальным планом территории. Сегодня земля размещения будущего университета выдана под Выставочный центр и частично под парк. Что там строить решает Киевский городской совет.

– Значит необходимо вносить изменения в Генеральный план и ДПТ?

– Да, но более того, срок действия Генерального плана уже вышел и изменения можно сделать, но не на этом участке. На сегодняшний день генеральные планы у нас бессрочные. Каждые 5 лет по закону о регулировании градостроительной деятельности Киевсовет имеет право корректировать Генеральный план. Вставив туда университет президента, его можно сделать законным. Но там есть два больших камня преткновения, которые не дадут именно на этом месте строить университет. Первое – это то, что сам комплекс ВДНХ является памятником архитектуры. Есть охранные номера. Как отдельные здания, так и полностью весь комплекс является памятником архитектуры. Для решения вопроса необходимо обращаться к Министерству культуры и просить у него разрешения строить. Но Минкульт может дать согласие, только если будет согласован историко-архитектурный опорный план. Он существует и в нем также ничего не сказано про университет президента. Эта территория охраняется. Второй камень – это то, что у нас на этой территории Национальный Голосеевский парк. Там не то что ни одно дерево не должно быть уничтожено, там законом запрещено строить.

– То есть можно говорить, что без нарушения законодательства там построить ничего нельзя?

– Законодательство можно менять. Чтобы там что-то построить, нужно сделать большие изменения и даже не без Верховной Рады. Но это делается не быстро, и будет большое сопротивление киевлян. Почему не учли, что напротив ВДНХ расположен университет имени Т. Шевченко? По интернету бродят несколько вариантов комплекса. Но кто утверждал проектную фирму? Кто и сколько платил за работу? Я думаю, что Союз архитекторов должен туда вмешаться и сказать, что они готовы возглавить конкурс. Основные проблемы – это Генеральный план, это статус памятника архитектуры, это Национальный природный парк «Голосеево». В Киеве уже есть президентское место. Этим коррупционным местом занималась семья Кучмы и семья Ющенко. Я имею в виду «Больницу будущего» на Троещине. Она заброшена, с ней никто связываться не будет. Туда вливались государственные и народные деньги. Жена Кучмы и жена Ющенко собрали большие деньги и не завершили объект.

– Вы считаете, что президентский университет, если начнет строиться, может повторить судьбу «Больницы будущего»?

– Да. Мое мнение, что проект запустили для того, чтобы Голосеевский район в ближайшее время волновался, кричал, что киевляне не допустят строительство. Студенты университета имени Т. Шевченко будут молчать? Если нужен был факультет под эгидой президента, то его можно было создать без скандала. Я понимаю, что людям не от науки, как Милованов и другим, здания Киевской экономической школы мало, им не нравится само название «школа». Думаю, они убедили президента, что должен быть статус университета. Я вижу, что хотят столкнуть лбами два вуза – старый университет имени Т. Шевченко и новый – президентский. Европа у нас давно требует, чтобы количество университетов сократили, поскольку многие из них не соответствуют университетам, они только имеют статус в названии.

– Следовательно, на что в реальности направлена идея президентского университета?

– Это амбиции конкретных людей, которые взяли и глупо подставили нашего президента. Другого я не вижу.

– Университет задуман как целый комплекс: учебные корпусы, общежития, больница, офисы… Очень много зданий, которые следует построить. Насколько тут с архитектурной точки зрения стоят огромные задачи для строителей?

– Это огромнейший комплекс. К комплексу должны быть подъезды, в этом комплексе должны быть парковки. И парковка не на сто машин, а около тысячи. Представьте себе, что мы говорим о Национальном парке «Голосеево», который веками создавался природой и людьми. Нам говорят, что ни одно дерево не будет уничтожено. А куда же тогда машины будут ставить? Или должны снести памятники архитектуры, или сносить деревья. Другого там быть не может. Рядом находится Пирогово. Это комплекс, который конкретно создавался Украинским обществом охраны памятников истории и культуры. Общество купило землю, которая была за пределами Киева и ввела в состав города. Мы создавали и следили за Пирогово длительное время, пока Министерство культуры разными путями не взяло в управление наш объект. В свое время были согласованы охранные зоны вокруг Пирогово. Киевсовет согласовал ДПТ вокруг Пирогово и начинает стройки, земля была роздана своим. Строители готовы начинать застройку 25-этажками уже в этом году. Комплекс Пирогово задумывался как живой музей под открытым небом. Вот и умрет музей. Через Голосеево несколько раз уже хотели проложить шириной в 60 метров коммуникации. Остановили эту дорогу только усилия общественности. Более того, сейчас застройщики занимаются Феофанией, а это охраняемая природа. Застройщики поддержали идею с президентским университетом по одной причине: скандал отвлечет внимание от их застройки.

– Сама идея этого президентского университета как она видится с позиций сегодняшнего дня. Это бизнес?

– Если бы это был бизнес, его бы продумали, хотя бы учли какие-то законные вещи. Это глупость сегодняшней власти, которая тупо подставила президента. Президент не специалист в строительстве и архитектуре. Что ему нашептали на ухо конкретные люди со своими амбициями, то он и услышал, но есть барьеры, которые непреодолимы.

– Может ли строительство нового университета натолкнуться на протесты активной общественности Киева?

– На этой территории, на Теремках, огромное количество застройщиков ведут стройки. Я так думаю, что люди просто сидят и ждут того момента, когда начнутся большие действия власти. Это подымет людей, подымет тот же университет имени Т. Шевченко, выйдут студенты. Потому что нельзя уничтожать памятники архитектуры и природные охраняемые территории.

Читайте также по теме