А. Фролов: «Строительство метро не было приоритетом для киевских мэров»

В Киеве появились планы построить новую линию метрополитена, которая соединит микрорайоны Троещина и Осокорки. По проекту она будет пересекать весь левый берег города. На проектирование собираются выделить в сумме 100 миллионов гривен. Еще одной новостью стало то, что в Киеве опять перенесли запуск метро на Виноградарь. Сроки выполнения работ переносят с ноября 2021 года на май 2023 года. На сегодняшний день последняя станция метро в Киеве «Теремки» была открыта восемь лет назад – в ноябре 2013 года. Почему столичная подземка развивается так медленно, в интервью ГолосUA рассказывает архитектор Анатолий Фролов.

– Анатолий Александрович, можем ли мы ожидать строительства ветки метрополитена Троещина – Осокорки?

– Могу заключить следующее: наши депутаты никогда не смотрят в действующие документы. У нас существует Генеральный план города. В Генеральном плане города у нас заложена линия метрополитена, которую 31 января должен был завершить Кличко. Он должен был отрапортовать киевлянам, что от Троещины прошла линия метрополитена. Она должна была пересечь Подольско-Воскресенскую линию, сделать там пересадку, пересечь на станции «Левобережная» следующую линию метрополитена, пересечь железную дорогу, пройти до Позняков и дальше. Она должна была идти и дальше, если город будет развиваться в ту сторону.

– Наверняка такой ветки метро ждут очень много людей на левом берегу Киева.

– Эту линию метрополитена должен был начинать Черновецкий и закончить уже Кличко. И в этом году, по действующему Генеральному плану, он должен был отрапортовать, что она уже завершена. Прошло 20 лет и дошло время до нее. Линия метрополитена от вокзала и до «Радужного» тоже заложена в Генеральном плане. Эта линия сейчас называется Позняки – Воскресенка, но почему-то она резко повернула влево, убила линию Троещина – Осокорки. Это одна из коррупционных вещей, которую наши чиновники в КГГА решили отрапортовать дважды – сказать, что мы строим Подольско-Воскресенскую линию и делаем линию Троещина – Осокорки. Они сделают немного линии Троещина – Осокорки, с Троещины до Русановских дач, а дальше они поворачивают на большой мост, который уже строится 20 лет, останавливаются посреди гавани и поворачивают обратно влево, поворачивают на Нижний и Верхний валы, которые и так загружены и направляют весь транспорт на исторический Подол, который нужно было обойти. Почему? Потому что на сегодняшний день застройщики вошли в договор с речным портом и промышленную территорию решили застроить жильем.

– В чем необходимость линии Троещина – Осокорки?

– Она идет полностью вдоль Днепра. Она охватывает все существующие линии метрополитена, на всех пересечениях идут пересадочные станции. Вы садитесь с Троещины, смотрите, где вам лучше пересесть, чтобы добраться в центр. Эта линия метрополитена связывает все существующие станции и ускоряет движение по городу. Она заменяет наземный транспорт.

– То есть суть этой линии – разгрузка левого берега?

– Полностью разгрузка левого берега. Более того, у нас идут большие пробеги малого транспорта. Маршрутки практически пересекают город. Это выгодно для владельцев маршруток, но нам необходимо с ними расставаться, потому что муниципальный транспорт более выгоден для самого города. Это официальные деньги, а в маршрутках по-другому. Это наловые деньги, которые не всегда попадают в кассу.

– Как Вы думаете, почему так медлят со строительством новых линий метрополитена в Киеве?

– Генеральный план был принят в 2002 году. При Омельченко начинали проектные работы, но Омельченко проиграл выборы, пришел Черновецкий. Он занялся тем, что «распиливал» полностью город. Он продавал в городе места для застройщиков. У него просто не было времени. Городом никто не занимался, это было невыгодно. Длительное время деньги не выделялись. Выделялись только на Подол – Воскресенка, на мост, где можно было много «распилить», где огромные бетонные работы, где надо было отселять людей. При Попове тоже не занимались. Он пытался что-то делать, но занимался другими станциями, не на левом берегу. Тогда было Евро-2012, основные деньги были брошены туда. Кроме четырех линий, должна была быть круговая линия. Вокруг Киева должны были начать строительство по Большой окружной дороге метрополитен, который охватил бы полностью левый и правый берег.

– То есть 20 лет не строили нормально метро, потому что были другие приоритеты?

– Да, каждый приходил, как временщик, смотрел, что ему можно сделать, как прославиться, но никто не думал за сам город.

Метро не строилось из-за нежелания властей, которые больше хотели угодить застройщикам, чем обыкновенным гражданам и пассажирам?

– Метрополитен – это транспорт, который снимает потоки людей сверху, с автобусов, троллейбусов, с маршруток и запускает их под землю. Многие ездят на своих автомобилях. Люди попадают в пробки, в которых стоят по два часа. Мы теряем на горючем и времени, которое дорого само по себе. Об этом постоянно должен был думать мэр и его советники. Но коррупционной системе при Черновецком не надо были транспорт, разгрузки и все остальное. Они даже не обращали на это внимания. У них были другие приоритеты. Команда нашего сегодняшнего мэра тоже занята всем, чем угодно. Можно построить стеклянный мостик, который лопается каждую зиму, у него вечные проблемы, можно заняться канатной дорогой, в которую уже вложено огромное количество денег.

О чем говорит то, что переносят сроки строительства метро на Виноградарь?

– Это может говорить только об одном: были плохо проверены грунты, идут проблемы с грунтами. Если вы помните, станция метро «Сырец» находится возле озера и рядом течет речка. Это вода. На Виноградаре этим никто не занимался. Это большие капитальные вложения, и решили делать на авось. Сейчас скорее всего пошли грунтовые воды, возникли проблемы. Это могут быть обвалы в самих тоннелях. Это не потому, что они не успевают, а потому что возникли проблемы с прохождением на Виноградарь. Там тоже есть несколько озер прямо возле домов.

Как Вы думаете, когда в Киеве откроют новую станцию метрополитена?

– На сегодняшний день есть одна станция метрополитена, которая давно заморожена. Это «Львовская площадь». Она построена, требует отделки, и на весну можно было бы ее запустить.

К какому сроку могут сдать новую линию на левом берегу от Троещины до Осокорков?

– По Генеральному плану было сказано, что за 18 лет – с 2002 по 2021 год – должна быть построена эта линия. Она не вся идет под землей. Если вы помните, по улице Бальзака на Троещине идет яма, где ходят трамваи. Ее застраивали то гаражами, то еще чем-то. Это линия метрополитена. Она была заложена уже. Ее уже делали. При Омельченко ее начинали делать.

На такое строительство уходят десятки лет?

– Ее можно сделать за пять лет. Единственное, что будет проблемой, это там, где выход к станции «Позняки». Там планировалось делать под землей, но я бы ее делал надземной, потому что там стоит уже огромное количество автостоянок, парковок. Там есть возможности это сделать. На Виноградарь просят времени два года. За два года она, может, и пройдет туда, но она очень опасная и очень затратная.

Читайте также по теме