Двадцать восьмого августа в Дрогобыче Львовской области произошла трагедия: обвалился жилой дом, под завалами обнаружены тела восьми погибших. ГолосUA решил разобраться, в каком состоянии находится жилой фонд Украины и сколько аварийных зданий в Киеве, расспросив об этом архитектора Анатолия Фролова.
— Анатолий, в каком состоянии находится жилой фонд Украины?
— В ужасном, так как старый фонд пришел в негодность. Реконструкцию и капитальный ремонт никто не делает из-за того, что нет заказчика. Кроме того, когда люди сносят несущие стены, то стоит готовиться, что их дом обвалится, как в Дрогобыче. К сожалению, новостройки также не отвечают необходимым строительным требованиям, так как застройщики экономят на строительных конструкциях и материалах. Это приводит к тому, что здания теряют свою устойчивую способность. Ранее конструкторы при проектировании дома закладывали все с запасом, сейчас же все на самом пределе. Никто не учитывает, что в помещения заносится мебель и оборудование. Кроме того, из трехкомнатных квартир создают хостелы и там проживают по 50 человек. Это определенные риски, которые создают дополнительную нагрузку на здание.
— В каких регионах у нас самый изношенный жилищный фонд?
— Самая хорошая ситуация с жилищным фондом в Киеве. Однако в столице огромное количество аварийных домов, которые могут рухнуть в любой момент, так как их никто не контролирует. По Украине — полный мрак. Людям в регионах не к кому обращаться, там нет никакого контроля.
Самая большая проблема в Украине – инженерная коммуникация. В частности, канализация, вода и электроэнергия, которые подаются в каждый дом. Например, в Киеве новые трубы в последний раз на большое расстояние перекладывали в начале 90-х годов. Сейчас же новые трубы прокладывают при подключении нового дома. Однако перекладка делается до старых труб, которые лежат в земле уже по 30 – 50 лет. Еще одна проблема, что в Киеве все застройщики стараются возвести многоэтажки в центре города, но не учитывают фактор изношенности труб, которые рассчитаны на определенное количество домов, для прохождения фекалий и воды. Массовая застройка несет огромный удар коммуникациям, так как нужно подать огромное количество воды и сбросить ее. Киев на пороге техногенной катастрофы, так как состояние коммуникаций никто не контролирует.
— Когда в Киеве может произойти техногенная катастрофа?
— В любой момент. Конституцией города является его генеральный план. Он был разработан в 2002 году, и действителен до 2020-го. За данный период в него должны были внести коррективы, но в 2007 году Леонид Черновецкий, который стал мэром, предложил создать новый генеральный план-2025, который называют коррупционным. Однако до сих пор генеральный план не сдали, так как в него еще «вкладывают» коррупционные здания, которые были возведены незаконно, чтобы одним махом потом принять коррупционный генеральный план города и все узаконить. Например, по ДПТ (детальному плану территорий) вместо 16-этажных домов строят 33, что не отвечает документации. Соответственно, трубы и коммуникации, которые заложены в ДПТ, не рассчитаны на такие здания. Как следствие — мы сидим на пороховой бочке, которая может взорваться в любой момент – трубы прорвутся в любой части города и пол-Киева останется без воды.
На Левом берегу есть несколько трасс, куда собирается вся канализация. Из-за износа она может рвануть в любой момент. В итоге все фекалии всплывут и затопят левый берег города. В первую очередь, пострадает Днепровский район. В частности, Троещина.
— Сколько аварийных зданий на сегодняшний день в Киеве?
— Более 120 зданий, но это не просто постройки с трещинами. Есть прописанная процедура, по которой определяется аварийность здания. После чего оно должно получить соответствующий статус аварийности. Для этого депутаты на сессии Киеврады должны признать здание аварийным, а людей, которые там находятся, выселить в другие помещения. У города их нет, все продано и ничего не строится.
Столичные власти давно говорят о сносе пятиэтажек и возведении на их месте новых домов. Однако людям предлагают взамен коэффициент 1 к 1. Например, 36 кв. м меняют на эту же площадь. Только если у жильцов была двухкомнатная такой площади, то взамен дают однокомнатную. То, что там живет две семьи, никого не волнует. Кроме того, в Киеве массово выселяют людей из общежитий, чтобы снести их и на их месте построить новостройки. Это так называемые очередные строительные схемы, так как для этого не требуются ДПТ. Идет чистый обман, так как людям взамен ничего не предлагают. Многие из них стоят на очереди для получения жилья больше 30 лет, но очередь двигается очень медленно. Люди согласны переселиться, но им ничего не предлагают. В итоге идут аферы через суды, чтобы людей выбросить на улицу. В одном из столичных общежитий жильцам незаконно отключили свет и тепло. Здание доводится до аварийного состояния.
На Харьковском шоссе есть огромное количество домов Войцеховского. Мало кто знает, что Войцеховский поставил эти дома практически на речке Дарница, которая была отмечена на картах еще в 16-ом столетии. В 60 -70 годах там водились утки, плавала рыба, но химические заводы сбрасывали в нее отходы. Очистных сооружений не хватало, и стоял резкий запах аммиака, поэтому речку закрыли в трубу. Люди уже забыли, что там была река, и Войцеховский построил на ней дома. Что будет со зданиями, никто не знает, потому что там грунтовые воды, которые дают коррозию. Сомневаюсь, что застройщик использовал специальный цемент, бетон и защитную арматуру, поэтому коррозия там будет очень большая. В 26-этажных домах, которые стоят возле реки, произойдет коррозия, ослабнет фундамент, и они завалятся. Пострадают и погибнут не только жильцы этих многоэтажек, но киевляне, проживающие в частных домах, возле которых возвели незаконные высотки. По закону застройщик должен был выселить людей, выкупив у них участки, после чего расселить их. Никто этого не сделал.
— Почему никто не занимается проблемой аварийных зданий?
— Из-за коррупции. Это касается и рухнувшего дома в Дрогобыче. Если было бы правильное оформление перепланировки и инспекция бы заметила нарушения, то обрушения не произошло бы.