17 июля Верховная Рада Украины поддержала проект постановления № 3650 о ликвидации 490 существующих районов и создании вместо них 136 новых, таким образом был принят закон о территориально-административной реформе. Данное решение вызвало волну критики в регионах, потому что на местах в основном ее сочли недоработанной. В чем плюсы и какие минусы кроет в себе данное решение, ГолосUA спросил у политического эксперта Андрея Кучера.
— Андрей, закон о территориально-административной реформе больше был выгоден народу Украины или власти?
— Прежде всего, закон о территориально-административной реформе больше всего был необходим Арсению Яценюку, потому что на фоне декоммунизации и объективности новых современных вызовов в функционировании Украины, эта реформа «розділу України» началась еще в 2014 году.
-То есть сам процесс реформы начался еще шесть лет назад?
— Да, это рано или поздно должно было случиться, а Яценюк в 2014 году этот процесс запустил, и, если углубляться в саму суть, то там должно было быть несколько этапов этой реформы. Сначала должны были создаться объединенные территориальные громады (ОТГ) на добровольной основе, а потом уже реализовать так называемое районирование.
— Сейчас это также выгодно Яценюку?
— Уже вряд ли, поскольку это уже выгодно действующей власти, и это логично, потому что флаг уже перешел на сторону «зеленых», и, конечно же, они должны были принять этот законопроект.
В этой ситуации есть один существенный момент, который необходимо отметить в этом процессе. Если говорить с политической точки зрения, то стоит вспомнить, что после парламентских и президентских выборов у нас активно обсуждалось то, что, кроме парламентских, у нас еще будут и местные выборы, чтобы команда Зеленского полностью «собрала весь урожай», пока их рейтинг был на пике.
— Почему же этого не произошло?
— Тогда и надо было «продавить» это административное деление, и вот как раз тот факт, что тогда не прошли местные выборы, говорит о том, что команда не сумела полноценно подготовить этот процесс районирования. Следующие местные выборы должны были бы уже проходить по новому административно-территориальному кодексу.
Тогда они не сумели его подготовить, более того и сейчас не подготовили полноценно, поэтому этот процесс настолько затяжной, что команда Зеленского затянула принятие этой реформы.
— В чем же недоработки данного закона?
— Почему я говорю, что они недоработали, поспешили или не успели, – как угодно можно назвать все с этим законом. Во-первых, у нас получается коллизия, потому что районные государственные администрации из-за этой реформы остались рудиментом. Они не сокращают штат депутатского корпуса, как было заявлено ранее, не несут никакой функциональной ответственности, также должен был назначен префект на территории, который должен был быть назначен Кабмином, но в реформе Президента Зеленского, он видит то, что этот префект должен быть назначен самим Зеленским.
— Какие последствия можно ожидать?
— Суть в том, что это уже конституционные изменения, а поскольку их не провели, получается следующая картина: из-за того, что поспешили с этим законом, сейчас местные политики и местная политическая элита оказались в неведении, как, в принципе, и весь народ Украины. Тут логика простая, те люди, которые чего-то не знают, они начинают бояться. Поэтому, по моему мнению, вся эта децентрализация находится на опасном пути – если люди не увидят эффекта от районирования и децентрализации в ближайший год, после местных выборов, то будет очень плохо. Поскольку местные общины уже готовят иски в суды из-за этого районирования, чтобы отстоять свое право на самоопределение.
— В некоторых областях уже начались бунты, пока вялотекущие, что будет дальше?
— На самом деле, сейчас увеличивается роль ОТГ, и общины решают, какие вопросы надо решить в данный момент, и если общины самоорганизованы – они будут успешны. Но, как показывает практика, там, где более лояльное население, – там и результаты хуже, но там, где население активное, – децентрализация срабатывает в точку.
— Можете назвать конкретные области, где это будет работать «в точку»?
— Сложно назвать конкретные области, но я знаю, что в Кировоградской области, где есть ОТГ, происходят споры из-за одного населенного пункта, который дает очень большие налоги в область, а теперь две области спорят, кому это село перейдет.
Что же касается успешных ОТГ – то я могу назвать Винницкую ОТГ, где люди на первом этапе самоорганизовались, воспользовались этой возможностью в законе и начали зарабатывать за счет садоводчества. Похожая ситуация и в Киевской области.
— Что же касается Волыни, где процветает незаконная добыча янтаря, и Закарпатья, где незаконно вырубают леса, как этот закон подействует на эти области?
— Однозначно будет противостояние местных элит. Потому что любая местная элита стремится к ручному руководству населенного пункта и так далее. Поэтому, конечно, чем больше денег идет нелегально или в криминале, тем больше они будут перечить этому, им будет невыгодно, чтобы ОТГ работали успешно. Но, если община сможет противостоять, то это будут прецеденты с массовыми исками в суды и так далее.
— Что делать власти, чтобы не возникли массовые волнения, и чтобы реформа заработала?
— Единственный вариант у власти – быстрый и позитивный результат этой реформы после местных выборов, у них для этого есть буквально год. Если не сработает децентрализация и административно-территориальное деление, то тогда у Зеленского добавится проблем.