Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха длится уже не первый год. Этой осенью произошла очередная вспышка военных действий из-за спорных территорий. Несмотря на то, что Армения фактически признала свое поражение в конфликте и между сторонами был подписан договор о перемирии, этот инцидент все равно приковал к себе внимание, как мировой общественности, так и украинских властей. Как конфликт и его последствия повлияют на отношения Украины со странами, ГолосUA поинтересовался у политического эксперта Андрей Кучера.
— Андрей, как конфликт между Арменией и Азербайджаном может повлиять на их отношения с Украиной?
— Если говорить конкретно про Украину, то нужно понимать, что этот конфликт был сложным и внутренним, поэтому каждое слово со стороны Украины, как третьей стороны, могло трактоваться, как повод для приостановки любых отношений. Поэтому для нас было важным не торопиться с оценками. Ввиду того, что у нас и так внутренняя ситуация сложная, международная ситуация нас касается второстепенно и любые выводы могли быть поспешными. Чтобы этого не было, надо всегда разбираться в контексте.
— Что вы можете сказать о завершении конфликта?
— Оба народа не заслуживают тех событий, которые произошли, и смертей, которые были в результате военных операций. Но по факту мы можем анализировать только то, что случилось в плане подписания мирного договора.
Этот исход был неожиданным, и является показательным то, что Армения после этого ушла в революционные действия. Депутаты не смогли отравить в отставку правительство, которое в конфликте обвиняет народ. По моему мнению, в этом конфликте, который может перерасти в революцию, присутствуют элементы подготовки.
— Предполагаемая вами революция будет гражданской?
— Однозначно вначале все будет происходить внутри страны. Страна, которая «сама кипит», не сможет проводить полноценные и полномасштабные военные операции, это априори невозможно. В Армении будет нагнетаться протестное движение, появятся протестные лидеры, которые придут к власти. Уже потом пойдут процессы на государственном уровне, такие как смена правительства, парламента, наполнение министерств военного направления и только потом уже можно будет говорить о каких-то акциях. Но этого точно не будет в обозримом будущем, а именно пять лет.
— А что касается Азербайджана?
— Он оказался в более выигрышном положении, и для них это лучший вариант, потому что это историческая победа для народа. Я думаю, что для Азербайджана намного высшая стартовая позиция и у них нет расшатывания внутри страны. Поэтому, с точки зрения экономики, Азербайджан будет точно выигрывать у Армении в обозримом будущем. Я вынужден констатировать, что Армения будет очень сильно проседать и экономически, и политически.
— Давайте поговорим о международном вмешательстве… Например, о поддержки Азербайджана со стороны Турции… Вроде бы и США готовы были помочь…
— Фактор поддержки Азербайджана со стороны Турции был очень существенным.Что же касается США, то опять же это было на уровне политических заявлений и не касалось реальных действий. Эти заявления не оцениваются на уровне международной политики, они оцениваются только на уровне реальных шагов. То, что есть заявления отдельных лидеров, не является фактом, подтверждающим это событие.
Я не думаю, что в этой ситуации на уровне международных отношений кто-то мог бы рискнуть войти третьей стороной в конфликт. Максимум, что могло быть, так это передача летального оружия и использования армий этих государств друг против друга. Иной сценарий грозил бы очень большим международным конфликтом и рядом экономических блокад и санкций.
— Тем не менее, такой сценарий возможен?
— По моему мнению, он невозможен. Третья сторона может только неофициально помогать летальным оружием, и только так. В какой форме и как – можно только догадываться. Если вспомнить Приднестровье и Грузию, то оружие передавалось, и, конечно же, это было неофициально.
— В целом, этот конфликт как-то может отразиться на Украине?
— Это не основные партнеры для Украины ни в экономическом, ни в политическом плане. Кроме того, мы далеки от этого региона, соответственно, наши региональные амбиции никоим образом не касаются этого региона. Это коснется только азербайджанской и армянской диаспор, которые сильно ассимилированы в Украине, но при этом подчеркивают свою идентичность. Это никак не отобразится на Украине в целом.