На этой неделе закончилась календарная зима. Впрочем, синоптики еще прогнозируют снег, в том числе и в столице. Так что коммунальщикам еще, возможно, придется потрудиться. Хотя многие киевляне считают, что прошедшей зимой городские службы плоховато справились со своими обязанностями по уборке снега и льда. О решении «снежных» проблем и не только, ГолосUA поинтересовался у первого заместителя Киевской городской государственной администрации Александра Мазурчака.
- — Александр Владимирович, как вы оцениваете в Киеве уборку снега зимой, учитывая, что многие жители города имели по этому вопросу очень много претензий?
- — На мой взгляд, уборка дорог была на хорошем уровне, потому что все улицы и дороги в городе убирались практически за одну ночь и при больших снегопадах. Даже при экстремальных условиях на следующее утро магистрали были проездными. Далее идет уборка ЖЭКами своих придомовых территорий. Считаю, что жилконторы на 95% справились с уборкой снега в этих местах, то есть это — выходы из парадных, тротуары вдоль дома. Все это было убрано и посыпано солью. Но были замечания с уборкой на подходах к станциям метро и на остановках общественного транспорта. Также были претензии к юридическим лицам, которые должны убирать свою балансовую территорию, но они не выполняли это. Так что на них было составлено тысячи предписаний со штрафами.
- — Ну а какой толк киевлянам от этих штрафов?
- — Когда выписывался штраф на юрлицо, то они в течение дня все убирали вокруг себя. Люди, которые приходили на административную комиссию получать штраф, приносили с собой фотофиксацию – доказательство, что данная территория уже убрана.
- — А сколько денег поступило в бюджет города от штрафов за неубранные территории?
- — Более миллиона гривен. Но самое главное, это не деньги, а то, что после этого штрафа была реакция со стороны юридических лиц на уборку снега и льда на своих территориях.
- — Но в Киеве также были дворы, где почти всю зиму лежал лед толщиной чуть ли не десять сантиметров. Люди жаловались в контактный центр горадминистрации, где говорили, что разберутся, но проблема не всегда решалась.
- — Есть подход к дому и выход из него. Нигде не написано, что должно быть очищено место для автомобилей, которые там вообще не должны стоять. Выходы из всех домов были в нормальном состоянии. За всю зиму, объезжая районы города, я видел случаев 5-6, когда не достаточно были очищены дорожки и тротуары вдоль домов. После этого были выписаны штрафы на начальников ЖЭКов. Хотя, в основном, проблема была в том, что дворник либо заболел, либо его не было вообще. Но были проблемы с междудомовыми и междуквартальными проездами: это прослойки льда на асфальте, которые оставались практически два месяца. Эти дороги должны быть за кем-то закреплены, потому что в квартирной плате заложен тариф за уборку только придомовой территории, а все что дальше – за это никто не платит. Такими дорогами должен заниматься «Киевавтодор». Два года назад после инвентаризации этих дорог мы отдали третью их часть на баланс «Киевавтодора» и он начал там убирать. Сейчас решается вопрос, чтобы все 100% междуквартальных проездов отдать этой коммунальной корпорации. Вопрос в том, что «Киевавтодору» не хватит для этого техники, поэтому в нынешнем году ему увеличим финансирование и закупим необходимую технику.
- — Ваш шеф, Александр Попов, недавно сказал, что к следующей зиме будет закупаться дополнительная моторизированная техника для уборки снега. Это выходит, что к прошедшей зиме столичные власти не подготовились так, как надо?
- — Нет, неправильно. Техника закупалась и в 2011 и в 2012 годах. Более того, мы брали самую разную технику, чтобы можно было выбрать самую эффективную. На базе квадроциклов у нас есть более 120 ручных мотоблоков, которые переданы в ЖЭКи. Но эти ручные мотоблоки в последнюю зиму эксплуатировались лишь на 5% своих возможностей. Дело в том, что такой вид техники работает только при условии, если снег распушенный и его толщина составляет не менее 10 сантиметров. А в этом году такого снега не было, он был только влажным. Сейчас мы закупаем 10 единиц итальянской техники, которая может использоваться как зимой, так и летом: и подметать, и косить сорняки. Так что в дальнейшем будем покупать самую различную технику для разных ситуаций.
- «На реконструкцию Бортнической станции аэрации нужно 4 млрд. гривен»
- — Какая сейчас ситуация с Бортнической станцией аэрации, ведь ее начальник недавно заявил, что вскоре может случиться экологическая катастрофа, если ничего не реконструировать?
- — БСА действительно требует реконструкции. Поля, где хранится уже очищенный ил, вынуждают строить завод по обезвоживанию ила. Сейчас эти поля перегружены в три раза. У нас уже сделаны проекты на реконструкцию отдельных частей БСА и мы готовы уже в этом году приступить к этим работам. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы взять долгосрочные заимствования. Полная стоимость реконструкции Бортнической станции аэрации – 4 млрд. гривен. Если нам не удастся сразу получить всю эту сумму, то мы готовы делать это поэтапно. Но за последнее время была проведена реконструкция грабельных отделений и введены новые аэротенки в действие на БСА. Также сделаны дамбы на иловых полях, чтобы он не разливался на близлежащие территории. Экологической угрозы для жителей сел, расположенных недалеко от БСА, нет.
- — На каком этапе строительство дублирующей «нитки» главного канализационного коллектора Киева?
- — Сейчас он находится в завершающей стадии строительства. При тех планах и финансировании, которое есть, мы уже в этом году, возможно, запустим две трети протяженности нового коллектора, а всего его длина – 9 километров. Полностью его можем сдать в следующем году.
- — А пока запустят новый коллектор, действующий выдержит «фекальные нагрузки», потому что еще несколько лет назад ходили разговоры, что он чуть ли не на 100% отработал свой срок эксплуатации?
- — Он выполняет свою функцию. В нем нет аварийных участков. Местами коллектор проходит на глубине около 60 метров. Но в то же время он уже действительно отработал свой срок службы и опасно, чтобы Киев оставался без запасной ветки коллектора. Поэтому и достраивается новый.
- В этом году могут расширить три кладбища Киева
- — Уже несколько лет остро стоит вопрос с нехваткой земель для новых кладбищ в городе. Что делается в этом направлении, потому что скоро горожан негде будет хоронить?
- — У нас есть договоренности с Киевской областью. Есть возможность более 20 гектаров земли с территории предприятия «Антонов» присоединить к кладбищу. Разрешение на это руководство «Антонова» дало, сейчас идет оформление документов. В новом Генплане Киева, который разрабатывается, предусмотрено еще два места для строительства новых кладбищ. Сегодня около 60% умерших хоронят на кладбищах, а остальные 40% «проходят» через крематорий. А ведь сегодня в Киеве только одно кладбище — «Северное» — является открытым для захоронений. 21 кладбище является полузакрытым, где можно подзахоранивать умерших к родственникам. Кроме этого данные погосты могут быть открыты для умерших Героев Великой Отечественной войны, Ветеранов труда и т. д. Работаем над тем, чтобы уже в этом году расширить территорию Лесного, Южного и Городского кладбищ.
- — Время от времени в СМИ появляется информация о том, что некоторые люди занимаются черным бизнесом в сфере ритуальных услуг, то есть за деньги могут подзахоранивать умерших даже ни к их родственникам. Как с этим сейчас дела обстоят?
- — Да, факты такие были, но мы стараемся пресекать эти моменты. В последнее время таких случаев не возникало. Два года назад мы были вынуждены заменить руководителя «Спецкомбината» с директорами кладбищ. После этого такая процедура повторялась еще дважды. Так что сегодня нарушений и жалоб на работу кладбищ нет, но мы готовы реагировать, если что-то такое произойдет.
- — В связи со взрывом в ресторане на площади Льва Толстого проводятся ли какие-то проверки других подобных заведений на предмет нарушений по технике безопасности?
- — Да. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям проводит такие проверки, также наше Управление по вопросам чрезвычайных ситуаций дало указание проводить такую же работу на уровне ЖЭКов и балансодержателей сооружений. В первую очередь должны быть осмотрены подвалы, чердаки, там, где могут храниться различные баллоны и не только с газом, но и с кислородом. Если найдут какие-то нарушения, то все они будут пресекаться.
- — Знаете, вырисовывается некая тенденция: распоряжения о проверках выходят только когда уже произойдет ЧП, например, что-то где-то взорвется. Разве нельзя проводить проверки регулярно, чтобы предупреждать различные происшествия?
- — Можно, и проверки такие проводятся. Но есть такое понятие, как частная собственность. Например, сотрудники ЖЭКов или Управления по чрезвычайным ситуациям не могут зайти на частную территорию с проверкой. Ресторан, в котором произошел взрыв баллона, был частным, там выкуплен целый подвал и зайти туда с проверкой невозможно. Да и по закону те же пожарные должны проводить свои проверки только по графику и не более чем раз в год. Так что прошел предприниматель проверку, а дальше делает, что хочет. И вот только когда случается ЧП, то это как раз момент, чтобы выдать распоряжение и на фоне этого все везде проверить.
- «Через три-четыре года полигон для мусора под Киевом не сможет работать»
- — Как сейчас в Киеве выполняется программа по сортировке мусора?
- — Сейчас мы наращиваем количество контейнеров, которые устанавливаем под домами, то есть сортируем отходы на уровне их уборки. К тому же в Киеве есть более 150 киосков, которые принимают вторсырье и платят за это людям деньги. Но есть еще переработка мусора на стадии его утилизации. В городе имеется коммунальная линия по сортировке отходов, такую же имеют еще несколько частных организаций. Но нужно уже строить заводы по переработке и сортировке мусора. Под эгидой Президента была внедрена программа «Чистый город» и Киев в нее попал. В рамках этой программы в Киеве может быть построено два завода по переработке мусора и к тому же проведена реконструкцию завода «Энергия». Новые заводы будут за границей Киева, с областью уже все согласовано и земельные участки выделены. Нужно найти инвестора для строительства.
- — А сколько денег нужно?
- — Строительство одного такого завода стоит от 150 до 250 млн. евро, в зависимости от его мощности.
- — И думаете, что какого-то инвестора это заинтересует?
- — Думаю, да. Под это можно получить государственные гарантии и дешевые льготные кредиты.
- — А еще «живой» полигон под Киевом, куда вывозят мусор из столицы? Сколько он еще может работать?
- — Полигон № 5 при такой нагрузке, которая создается сейчас на него, может поработать еще три-четыре года и после этого без реконструкции он использоваться не сможет. За этот период должны быть построены мусороперерабатывающие заводы, чтобы разгрузить полигон.