Денис Гонтарь
10:01 02/03/2013

А. Мазурчак: «Прошлой зимой за уборку киевских дорог от снега ставлю коммунальщикам «хорошо»

На этой неделе закончилась календарная зима. Впрочем, синоптики еще прогнозируют снег, в том числе и в столице. Так что коммунальщикам еще, возможно, придется потрудиться. Хотя многие киевляне считают, что прошедшей зимой городские службы плоховато справились со своими обязанностями по уборке снега и льда. О решении «снежных» проблем и не только, ГолосUA поинтересовался у первого заместителя Киевской городской государственной администрации Александра Мазурчака.

— Александр Владимирович, как вы оцениваете в Киеве уборку снега зимой, учитывая, что многие жители города имели по этому вопросу очень много претензий?
На мой взгляд, уборка дорог была на хорошем уровне, потому что все улицы и дороги в городе убирались практически за одну ночь и при больших снегопадах. Даже при экстремальных условиях на следующее утро магистрали были проездными. Далее идет уборка ЖЭКами своих придомовых территорий. Считаю, что жилконторы на 95% справились с уборкой снега в этих местах, то есть это — выходы из парадных, тротуары вдоль дома. Все это было убрано и посыпано солью. Но были замечания с уборкой на подходах к станциям метро и на остановках общественного транспорта. Также были претензии к юридическим лицам, которые должны убирать свою балансовую территорию, но они не выполняли это. Так что на них было составлено тысячи предписаний со штрафами.
— Ну а какой толк киевлянам от этих штрафов?
Когда выписывался штраф на юрлицо, то они в течение дня все убирали вокруг себя. Люди, которые приходили на административную комиссию получать штраф, приносили с собой фотофиксацию – доказательство, что данная территория уже убрана.
— А сколько денег поступило в бюджет города от штрафов за неубранные территории?
Более миллиона гривен. Но самое главное, это не деньги, а то, что после этого штрафа была реакция со стороны юридических лиц на уборку снега и льда на своих территориях.
— Но в Киеве также были дворы, где почти всю зиму лежал лед толщиной чуть ли не десять сантиметров. Люди жаловались в контактный центр горадминистрации, где говорили, что разберутся, но проблема не всегда решалась.
Есть подход к дому и выход из него. Нигде не написано, что должно быть очищено место для автомобилей, которые там вообще не должны стоять. Выходы из всех домов были в нормальном состоянии. За всю зиму, объезжая районы города, я видел случаев 5-6, когда не достаточно были очищены дорожки и тротуары вдоль домов. После этого были выписаны штрафы на начальников ЖЭКов. Хотя, в основном, проблема была в том, что дворник либо заболел, либо его не было вообще. Но были проблемы с междудомовыми и междуквартальными проездами: это прослойки льда на асфальте, которые оставались практически два месяца. Эти дороги должны быть за кем-то закреплены, потому что в квартирной плате заложен тариф за уборку только придомовой территории, а все что дальше – за это никто не платит. Такими дорогами должен заниматься «Киевавтодор». Два года назад после инвентаризации этих дорог мы отдали третью их часть на баланс «Киевавтодора» и он начал там убирать. Сейчас решается вопрос, чтобы все 100% междуквартальных проездов отдать этой коммунальной корпорации. Вопрос в том, что «Киевавтодору» не хватит для этого техники, поэтому в нынешнем году ему увеличим финансирование и закупим необходимую технику.
— Ваш шеф, Александр Попов, недавно сказал, что к следующей зиме будет закупаться дополнительная моторизированная техника для уборки снега. Это выходит, что к прошедшей зиме столичные власти не подготовились так, как надо?
— Нет, неправильно. Техника закупалась и в 2011 и в 2012 годах. Более того, мы брали самую разную технику, чтобы можно было выбрать самую эффективную. На базе квадроциклов у нас есть более 120 ручных мотоблоков, которые переданы в ЖЭКи. Но эти ручные мотоблоки в последнюю зиму эксплуатировались лишь на 5% своих возможностей. Дело в том, что такой вид техники работает только при условии, если снег распушенный и его толщина составляет не менее 10 сантиметров. А в этом году такого снега не было, он был только влажным. Сейчас мы закупаем 10 единиц итальянской техники, которая может использоваться как зимой, так и летом: и подметать, и косить сорняки. Так что в дальнейшем будем покупать самую различную технику для разных ситуаций.
«На реконструкцию Бортнической станции аэрации нужно 4 млрд. гривен»
— Какая сейчас ситуация с Бортнической станцией аэрации, ведь ее начальник недавно заявил, что вскоре может случиться экологическая катастрофа, если ничего не реконструировать?
БСА действительно требует реконструкции. Поля, где хранится уже очищенный ил, вынуждают строить завод по обезвоживанию ила. Сейчас эти поля перегружены в три раза. У нас уже сделаны проекты на реконструкцию отдельных частей БСА и мы готовы уже в этом году приступить к этим работам. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы взять долгосрочные заимствования. Полная стоимость реконструкции Бортнической станции аэрации – 4 млрд. гривен. Если нам не удастся сразу получить всю эту сумму, то мы готовы делать это поэтапно. Но за последнее время была проведена реконструкция грабельных отделений и введены новые аэротенки в действие на БСА. Также сделаны дамбы на иловых полях, чтобы он не разливался на близлежащие территории. Экологической угрозы для жителей сел, расположенных недалеко от БСА, нет.
— На каком этапе строительство дублирующей «нитки» главного канализационного коллектора Киева?
Сейчас он находится в завершающей стадии строительства. При тех планах и финансировании, которое есть, мы уже в этом году, возможно, запустим две трети протяженности нового коллектора, а всего его длина – 9 километров. Полностью его можем сдать в следующем году.
— А пока запустят новый коллектор, действующий выдержит «фекальные нагрузки», потому что еще несколько лет назад ходили разговоры, что он чуть ли не на 100% отработал свой срок эксплуатации?
Он выполняет свою функцию. В нем нет аварийных участков. Местами коллектор проходит на глубине около 60 метров. Но в то же время он уже действительно отработал свой срок службы и опасно, чтобы Киев оставался без запасной ветки коллектора. Поэтому и достраивается новый.
В этом году могут расширить три кладбища Киева
— Уже несколько лет остро стоит вопрос с нехваткой земель для новых кладбищ в городе. Что делается в этом направлении, потому что скоро горожан негде будет хоронить?
У нас есть договоренности с Киевской областью. Есть возможность более 20 гектаров земли с территории предприятия «Антонов» присоединить к кладбищу. Разрешение на это руководство «Антонова» дало, сейчас идет оформление документов. В новом Генплане Киева, который разрабатывается, предусмотрено еще два места для строительства новых кладбищ. Сегодня около 60% умерших хоронят на кладбищах, а остальные 40% «проходят» через крематорий. А ведь сегодня в Киеве только одно кладбище — «Северное» — является открытым для захоронений. 21 кладбище является полузакрытым, где можно подзахоранивать умерших к родственникам. Кроме этого данные погосты могут быть открыты для умерших Героев Великой Отечественной войны, Ветеранов труда и т. д. Работаем над тем, чтобы уже в этом году расширить территорию Лесного, Южного и Городского кладбищ.
— Время от времени в СМИ появляется информация о том, что некоторые люди занимаются черным бизнесом в сфере ритуальных услуг, то есть за деньги могут подзахоранивать умерших даже ни к их родственникам. Как с этим сейчас дела обстоят?
— Да, факты такие были, но мы стараемся пресекать эти моменты. В последнее время таких случаев не возникало. Два года назад мы были вынуждены заменить руководителя «Спецкомбината» с директорами кладбищ. После этого такая процедура повторялась еще дважды. Так что сегодня нарушений и жалоб на работу кладбищ нет, но мы готовы реагировать, если что-то такое произойдет.
— В связи со взрывом в ресторане на площади Льва Толстого проводятся ли какие-то проверки других подобных заведений на предмет нарушений по технике безопасности?
— Да. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям проводит такие проверки, также наше Управление по вопросам чрезвычайных ситуаций дало указание проводить такую же работу на уровне ЖЭКов и балансодержателей сооружений. В первую очередь должны быть осмотрены подвалы, чердаки, там, где могут храниться различные баллоны и не только с газом, но и с кислородом. Если найдут какие-то нарушения, то все они будут пресекаться.
— Знаете, вырисовывается некая тенденция: распоряжения о проверках выходят только когда уже произойдет ЧП, например, что-то где-то взорвется. Разве нельзя проводить проверки регулярно, чтобы предупреждать различные происшествия?
Можно, и проверки такие проводятся. Но есть такое понятие, как частная собственность. Например, сотрудники ЖЭКов или Управления по чрезвычайным ситуациям не могут зайти на частную территорию с проверкой. Ресторан, в котором произошел взрыв баллона, был частным, там выкуплен целый подвал и зайти туда с проверкой невозможно. Да и по закону те же пожарные должны проводить свои проверки только по графику и не более чем раз в год. Так что прошел предприниматель проверку, а дальше делает, что хочет. И вот только когда случается ЧП, то это как раз момент, чтобы выдать распоряжение и на фоне этого все везде проверить.
«Через три-четыре года полигон для мусора под Киевом не сможет работать»
— Как сейчас в Киеве выполняется программа по сортировке мусора?
Сейчас мы наращиваем количество контейнеров, которые устанавливаем под домами, то есть сортируем отходы на уровне их уборки. К тому же в Киеве есть более 150 киосков, которые принимают вторсырье и платят за это людям деньги. Но есть еще переработка мусора на стадии его утилизации. В городе имеется коммунальная линия по сортировке отходов, такую же имеют еще несколько частных организаций. Но нужно уже строить заводы по переработке и сортировке мусора. Под эгидой Президента была внедрена программа «Чистый город» и Киев в нее попал. В рамках этой программы в Киеве может быть построено два завода по переработке мусора и к тому же проведена реконструкцию завода «Энергия». Новые заводы будут за границей Киева, с областью уже все согласовано и земельные участки выделены. Нужно найти инвестора для строительства.
— А сколько денег нужно?
Строительство одного такого завода стоит от 150 до 250 млн. евро, в зависимости от его мощности.
— И думаете, что какого-то инвестора это заинтересует?
Думаю, да. Под это можно получить государственные гарантии и дешевые льготные кредиты.
— А еще «живой» полигон под Киевом, куда вывозят мусор из столицы? Сколько он еще может работать?
Полигон № 5 при такой нагрузке, которая создается сейчас на него, может поработать еще три-четыре года и после этого без реконструкции он использоваться не сможет. За этот период должны быть построены мусороперерабатывающие заводы, чтобы разгрузить полигон. 

Читайте также по теме