А.Нарбут: «С переходом ТЭЦ на уголь, тепло в украинских домах может подорожать»

Если жизнь — это зебра, то у украинских переговорщиков в Москве наступила «черная полоса», поскольку добиться снижения цены на газ не получается. Вот и сейчас после резонансного заявления министра топлива и энергетики Юрия Бойко о том, что Украина снижает закупки российского газа, прозвучало еще одно, причем не менее интересное. Теперь, как уверяет Бойко, украинские ТЭЦ откажутся от газа в пользу угля, которого в Украине, как известно, достаточно. Министр уверяет, что таким образом наша страна сможет экономить 6 миллиардов кубометров газа в год. Похожее заявление прозвучало в конце минувшей недели и из уст Президента Виктора Януковича, который утверждал, что к такому шагу Украина готовилась.

О том, что сулит украинским ТЭЦ переход на уголь и как это отразится на рядовых украинских семьях, ГолосUA расспрашивал у эксперта по вопросам энергетики Александра Нарбута.

  • Как вы оцениваете подобные заявления Бойко?

  • Я считаю, что такого рода заявления министра свидетельствуют о признании им неэффективности тех переговоров, которые он от лица Украины вел уже почти два года. То есть это даже больше, чем расписаться в собственной неспособности выйти из того тупика, в который эти переговоры зашли. Во-вторых, это заявление вообще не для министра энергетики. Если бы он был министром коммунального хозяйства и рассматривал различные варианты действий, которые бы привели к более низким уровням стоимости поставляемого тепла для основных коммунальных потребителей, такого рода рассуждения были бы уместны. Но для министра энергетики, который должен мыслить категориями энергетической политики и стратегии, пересмотр которой не был выполнен, несмотря на то, что эта задача стояла в плане реформ Президента, это совсем не корреспондируется. Министр энергетики должен мыслить другими категориями: баланс энергоносителей, создание рыночных инструментов для снижения цен и лучшего удовлетворения потребителя. Поэтому такого рода заявления совершенно не для руководителей этого уровня.

  • Для перехода на уголь ТЭЦ должны быть модернизированы, что влечет за собой дополнительные расходы. Так стоит ли игра свеч, или же дешевле будет мириться с Россией?

  • Вы совершенно правы, ведь для того, чтобы осуществить такую программу, она должна быть хорошо просчитана, должны быть получены ответы на вопросы, откуда будут браться средства для перестройки коммунальной энергетики на совершенно другую смесь. К слову, сегодняшние возможности позволяют перейти на уголь, однако снова-таки, без газа это сделать будет невозможно. Стоит также отметить, что стоимость угля в Украине сегодня достигает таких значений, что приведет это к снижению цен для потребителей или нет, или же просто приведет к перераспределению средств и денежных потоков, еще не известно. Я думаю, что прежде всего, министр должен был об этом побеспокоиться — провести и обнародовать соответствующие расчеты. А поскольку этого всего нет — вывод один напрашивается, что сегодня руководство Министерства энергетики и угольной промышленности по сути дела расписывается в собственной несостоятельности и некомпетентности. Думаю, это должно определенно повлечь организационные выводы в первую очередь со стороны Президента страны, который стал заложником заверений по поводу «успешных» газовых переговоров, поступающих к нему на протяжении двух лет, которые слышим и мы.

  • Но ведь Президент и сам в конце минувшей недели заявлял о намерениях перевести промышленность на уголь…

  • Разве вам не напоминает это повторение Президентом тех тезисов, которые ему подбрасываются министром энергетики и угольной промышленности? Он же еще весной заявлял об успешности газовых переговоров, только вот результата нет. Президент заявлял о том, что в крайнем случае до конца лета эти переговоры будут закончены, вторя министру, однако этого также не случилось. Президент по сути дела становится заложником тех сладких посулов, которые он неоднократно слышал от министра. Однако мне кажется, что любой, даже самый терпеливый Президент, может в определенный момент проанализировать ситуацию и понять, что его просто водят за нос.

  • Немного ранее вы кажется предположили, что с переходом на уголь тепло в домах может подорожать?

  • Я думаю, что сама перестройка, которая будет требовать денег и дополнительных инвестиций, а также стоимость украинского угля — это те факторы, которые наверняка приведут явно не к снижению стоимости конечного продукта для потребителей.

  • То есть в лучшем случае стоимость тепла останется на прежнем уровне?

  • Да, это только в лучшем случае, и то если государственный бюджет не лопнет от субсидий. У нас на сегодняшний день стоимость услуг в коммунальной сфере, к сожалению, не сбалансирована по отношению к себестоимости, а самой себестоимостью никто не управляет, то есть никто не анализирует, насколько эффективными являются те или иные затраты, которые несут частные собственники и коммунальные предприятия. Если не будет эффективного управления или же будет такое же управление, которое присуще сегодня Министерству энергетики и угольной промышленности, по моему мнению, это приведет к однозначному повышению цен на фоне монополизации тех, кто будет оказывать такие услуги. Тогда компания ДТЭК (принадлежит украинскому бизнесмену Ринату Ахметову — ред.) будет у всех на устах, а ее владельца не будет вспоминать только ленивый.

  • Украина богата углем, но запасы природы конечные. На сколько его может хватить?

  • На этот вопрос скорее должны ответ давать специалисты из другой сферы, занимающиеся ресурсами. Однако по имеющимся у меня данным, разного типа угля хватит Украине еще лет так на 300, но надо еще проанализировать, каким будет его годичное потребление в случае перехода ТЭЦ на уголь. Строго говоря, в этом и заключаются высокие функции министра, чтобы анализировать все эти стороны и делать ответственные заявления. Пока же это попахивает сладкими обещаниями на фоне полной несостоятельности, или является явной попыткой сохранить хорошую мину при плохой игре.

  • Если ТЭЦ все-таки перейдут на уголь, куда денется газ, который добывается в Украине и должен идти на нужды населения?

  • Газ в Украине добывается не только государственными компаниями такими как ДК «Укргаздобыча» и «Черноморнафтогаз», а также компанией с высокой государственной долей «Укрнафта», есть также и существенная доля газа, которая добывается частными компаниями или совместными предприятиями. Последние уже давно свободно продают добытый в Украине газ, поскольку они являются независимыми производителями газа и ищут наиболее платежеспособных промышленных потребителей. Что касается населения, то пока еще существуют схемы выкупа газа от трех компаний, которые я уже упомянул и его поставки непосредственно частным потребителям, но не теплокоммунэнерго, заметьте! А вот теплокоммунэнерго этого газа уже не хватает, поэтому используется часть закупаемого по импорту. Поскольку контроль за поставками природного газа конечным потребителям у нас не осуществляется, а в руководстве «Нафтогаза» давно уже по сути дела доминируют коммерческие интересы, можно предположить, что существенная доля газа, предназначенная для населения, попадает уже по другим ценам к другим потребителям.

  • Какие ваши прогнозы по поводу завершения переговоров с Россией: будет окончательная ссора или же переговорщикам удастся найти компромисс?

  • С моей точки зрения, успешное завершение переговоров можно ожидать только если Президент сделает свои выводы и сменит команду переговорщиков и найдет возможность серьезно проанализировать создавшуюся ситуацию и найти из нее выходы, не пытаясь искать ответы на сложные вопросы в простых решениях о сдаче национальных интересов или стратегических активов, таких как газотранспортная система Украины. В этом случае он просто может стать заложником воли высшего российского политического руководства. Ведь мы можем предположить, чем это закончится, вспоминая события января 2009 года? Полным диктатом со стороны России.

  • То есть вы считаете, что Янукович должен уволить Бойко?

  • Я далек от того, чтобы считать, что заменив господина Бойко на другого человека, можно достичь максимальной эффективности, но я вижу, что нынешний вариант переговорной команды не приводит к желаемому результату. Поэтому нужно повышать и уровень профессионализма переговорной команды. Кстати, совершенно странным с моей точки зрения является то, что господин Бойко удовлетворяется переговорами на уровне руководителя даже такой большой компании, как «Газпром». Если посмотреть на то, каким образом Россия ведет переговоры с Турцией, то в этом случае участвует и министр энергетики господин Шматко, и вице-премьер российского правительства Игорь Сечин. На таком же уровне ведутся традиционные межправительственные переговоры РФ со странами Евросоюза. В нашем же случае министр ведет по сути дела непонятного содержания консультации и их результатов нет ни в контексте согласованных годовых контрактных количеств поставляемого газа, ни тем более касательно цен и объемов транзита российского природного газа. То есть и в той, и в другой плоскости провал: транзит уменьшился, цена по-прежнему растет, гарантий надежности поставок нет, техническое соглашение, которое предусмотрено действующим контрактом, не подписано. Дальше мне кажется, продолжать уже бессмысленно…

Читайте также по теме