- В Брюсселе 21 марта была подписана политическая часть Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Брюсселю и Киеву осталось подписать экономическую часть Соглашения. Стороны намерены сделать это после президентских выборов, назначеных на конец мая 2014 года. Ранее Арсений Яценюк говорил, что Украина отложила «подписание экономического раздела», принимая во внимание «переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов», в первую очередь, восточной части страны. Да и, согласно правилам ЕС, экономические агенты страны-кандидата должны быть достаточно конкурентоспособными для работы в условиях Евросоюза. Об этих проблемах корреспондент ГолосUA расспросила главу Комитета экономистов Украины Андрея Новака.
- — Андрей, когда, вероятнее всего, может быть подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины и ЕС?
- — Хотел бы сначала отметить: меня удивило, почему Украина сразу не подписала экономическую часть Соглашения. Ведь европейцы заявляли, что они готовы подписать ассоциацию с Украиной в полном объеме, несмотря на все политические события. Но украинская сторона почему-то опять отложила этот процесс.
- — Почему?
- — Единственная причина, по которой можно было бы откладывать подписание экономической части Соглашения об ассоциации — если Украина еще будет добиваться дополнительных экономических преференций для отечественных производителей в договоре о создании зоны свободной торговли.
- Но, с другой стороны, Европа в одностороннем порядке уже со своей стороны заявила, что готова снять любые налоги с украинских товаров, пока временно, вроде бы. Это — очень большой шаг навстречу. И меня немного удивляет, почему Украина не воспользовалась этим моментом и не подписала ассоциацию в полном объеме.
- — Кто больше не готов к этому — Украина или Европа?
- — Выходит, что Украина. Потому что Европа заявляла, что она готова подписать Соглашение в полном объеме. Этот Договор был полностью подготовлен для подписания на Вильнюсском саммите 28 ноября минувшего года, Европа на это согласилась, весь текст договора был согласован. То есть, и сейчас нет никаких «тормозов» для подписания.
- — Перед Вильнюсским саммитом появилась информация о том, что, по результатам экономических исследований, для Украины это будут очень тяжелые обязательства.
- — Это — популизм предыдущей власти, выдвигаемый как причина, чтобы этот договор вообще не подписывать. Проблема не в том, что договор о ЗСТ содержит что-то плохое для украинских производителей. Наоборот, он предоставляет им дополнительные возможности для работы на европейском рынке. А, главное, предоставляет возможность намного более масштабных европейских инвестиций в украинскую экономику. Если бы Украина подписала договор о создании ЗСТ с ЕС, для всех европейских компаний, банков возник бы четкий сигнал о том, что наша страна интегрируется в экономическое поле Европы.
- — А не может так быть, что Европе сейчас страшновато подписывать с нами договор о ЗСТ, на фоне экономических и социально-политических проблем нашей страны?
- — Эти вещи не могут быть связаны. Ведь даже по названию документа ясно, что речь идет о торговле, а не о состоянии госбюджета.
- — Но инвестиции будут заходить в страну, где есть «тишина и покой», а нам еще до этого, похоже, далеко...
- — Подписание договора о ЗСТ не принуждает кого-то из инвесторов идти в Украину. Он просто создает возможности, и тот, кто хочет — приходит. Но страна становится интегрированной политически и экономически, это уже — европейская территория. Когда такое соглашение не подписано — это вредит лишь Украине, только оттягивает во времени то, что можно было бы начинать уже сейчас.
- Такая же позиция была и у предыдущего правительства Азарова. Они так же говорили, что еще не время, давайте хотя бы на год отложим подписание. Получается, действующее правительство это осуществило, то, к чему стремилось предыдущее правительство — еще на год отложить подписание договора о создании ЗСТ.
- — Какие причины на это могут быть у действующего правительства?
- — Я не знаю, об этом у них нужно спрашивать. Они объясняют все точно так же, как и их предшественники: что украинская промышленность еще не совсем готова. Можно подумать, что через полгода-год она станет «вдруг» готова… Понятно, что модернизация и повышение конкурентоспособности — это не вопрос такого короткого промежутка времени.
- Но подписание ЗСТ, по факту, уже было бы однозначным сигналом, мотиватором для наших производителей: нужно модернизироваться уже и сейчас, немедленно. А не опять рассчитывать на какое-то откладывание, на год, два или три. Это был бы прекрасный для них стимул.
- — Ваш прогноз: когда все-таки могут подписать договор о ЗСТ?
- — Я уже не знаю. Вообще не вижу логики, прогнозированности или системы в действиях нынешней власти, честно. Не могу понять, как они работают. А еще больше не могу понять их бездействия.
- РФ каждые полдня ведет еще и экономическую войну разными запретами, а Украина на это никак не отвечает. В то же время, ответ должен присутствовать, хотя бы симметричный. Например, запретили нам какие-то товары на определенном рынке, мы на этом же рынке запрещаем российские товары. А мы сейчас имеем моральное право отвечать даже более жестко, потому что произошла аннексия нашей территории.
ВРУ на этой неделе завершила внутренние процедуры, необходимые для вступления в силу...