Персонаж шоу «Большая разница», актер кино, ведущий талант-шоу «Минута славы», артист театра «Современник». И все это он – всеобщий любимец Александр Олешко. Как-то в самом начале карьеры Саша вместе с Ноной Гришаевой вел концерт за продовольственный паек — палка колбасы, банка минтая, коробка конфет и бутылка водки. У них не было ни репертуара, ни песен, а звукорежиссера оказалась лишь минусовая фонограмма песни «Старый рояль» из фильма «Мы из джаза». Артисты, чьи выходы и должны были объявлять конферансье, опаздывали. И каждый раз неловкую паузу ребята заполняли «Старым роялем». А чтобы не повторяться, они исполняли следующий номер в новых образах и другими голосами. Тогда они и открыли в себе пародийные таланты.
— Саша, если не возражаете, вопросы буду задавать в хронологическом порядке. Говорят, что увидев в букваре красочную картинку Красной площади, вам нестерпимо захотелось в Москву…
— Знаете, да. В Кишиневе, где я тогда жил, не было такой площади. И дело вовсе не в ее размерах, а, видимо, в каких-то картинках перед глазами. Например, кадры из фильма «Весна», на которых Любовь Орлова и Николай Черкасов идут по набережной Москвы-реки и любуются на Кремль. В мою детскую память это навсегда и глубоко врезалось, и всегда отзывалось, когда я смотрел программу «Время» или кадры кинохроники. А та картинка в букваре показалась мне настолько яркой, что просто звала за собой! Это еще одно подтверждение того, что дети должны видеть все яркое, искрометное, красочное. Смотреть интересные спектакли и фильмы, слушать хорошую музыку, играть нормальными, «человеческими» игрушками. Эти впечатления ведь остаются на всю жизнь!
— А сейчас Красная площадь по-прежнему имеет для вас притягательную силу?
— Как и любой человек, живущий в Москве, на главной площади я бываю крайне редко. Впрочем, точно также как, допустим, непраздные жители Одессы на Дерибасовской или киевляне на Крещатике.
— Артистический талант рано обнаружился?
— В детском саду я брал скакалку как микрофон и пел песни Николая Гнатюка "Танец на барабане" и Аллы Пугачевой "Старинные часы". Воспитательницы были счастливы: я их так развлекал во время тихого часа.
— Еще один любопытный факт из вашей юности. Несмотря на горячее желание уехать в Москву, бабушка видела вас священнослужителем. Это была семейная традиция или?
— Это несколько преувеличено, конечно. Просто, как ни странно, я с детства был набожным и верующим человеком, и бабушке казалось, что для меня это будет естественным продолжением. Но я ей объяснил, что нести людям добро и проповедовать его можно и посредством моей профессии. Через добрые фильмы и спектакли, нравственные программы, интересную музыку. И вообще, в условиях капиталистического постулата «человек человеку волк» оставаться нормальным человеком – это уже достижение. Так что я в своей работе эту миссию – нести людям добро – стараюсь выполнять.
— Получается, что именно этой вашей миссией и вызван был протест против сноса памятника Ленину?
— Не совсем так было дело. Не могу сказать, что мне так уж нравились вождь пролетариата и коммунистические идеи. Поскольку я был типичным советским ребенком, никто тогда мне не объяснил, кто такой на самом деле Ленин и какова его роль в мировой истории. Кроме того, этот «желтый» факт несколько вырван из контекста. Основной мой протест был против уничтожения природы, вырубки деревьев и уже затем, в частности, было возражение против сноса памятников. Кому-то из журналистов этот факт показался интересным, и меня представили этаким ярым поборником коммунистических идей.
— Слышал, в студенческие времена вам приходилось подрабатывать…
— Конечно! И вагоны с арбузами разгружал, и официантом в ресторане работал. Видимо, эта жизненная школа научила меня многому, в том числе и уважительному отношению к людям. Поэтому у меня нет, и не может быть звездной болезни. Придя в 18 лет на телевидение, я вдоволь насмотрелся этой звездности, когда некоторые несут себя как огромные корабли. А на самом деле ведь до них и дела никому нет. Когда меня называют звездой, я отношусь к этому с иронией. Звезда — это Чарли Чаплин и Любовь Орлова, а я просто артист. Я много работаю и поэтому узнаваем. Меня не интересуют рейтинги артистов или списки «Форбса», хочу оказаться лишь в одном рейтинге – добрых людей. Вот там я согласен на первое или даже второе место!
— Давайте перенесемся во времени ближе к современности. После успешного окончания сразу двух творческих училищ вы поработали в театрах – Сатиры и «Современник». Потом встретили тезку Цекало…
— Александр привел меня на телевидение и за это я ему очень благодарен. Это удивительный человек, который не только сам постоянно движется вперед, открывает все новые двери, но и, оставляя их открытыми, зовет за собой других. Он к восторгу зрителей придумал на свою голову «Большую разницу» — весьма беспокойное хозяйство. Так что всем зрителям гарантированы улыбки, а прекрасные артисты обеспечены работой. Согласитесь, сейчас добрых фильмов снимается мало, интересных спектаклей не хватает, мюзиклов вообще нет. Сплошные провокации, подлость, ненависть, кровь. И за то, что Александр весь этот дефицит Доброты и Другого юмора старается по мере сил восполнить, я ему очень признателен. Думаю, что именно благодаря Цекало обо мне узнали за последние 5 лет. Он разглядел во мне способности пародиста и настоял, чтобы я этим занимался. Не думаю, что занятие на всю жизнь, но пока мне приятно делать добрые пародии. Я бы даже назвал их дружескими шаржами.
— Саша, вы так многогранны в актерском плане: и «аллигатор» в «Папиных дочках», и ведущий «Минуты славы», и, разумеется, великолепный пародист в «Большой разнице». Напрашивается вопрос: что из этого вам ближе?
— Меня всегда влекла актерская профессия, а специализация уже не так важна. Но это не означает, что я везде по чуть-чуть. Если я могу попадать в десятку или хотя бы девятку в разных видах деятельности, то почему должен себя сдерживать? Душа поет – я сам пою, телу неспокойно – я танцую. Ведущий «Минуты славы» — тоже роль, этакого интеллигентного хулигана. Я еще пародист в «Большой разнице». И еще просто актер. Ничего из этого списка выделить не могу, ибо в каждой из этих ипостасей я пытаюсь говорить людям, что надо быть добрее, прекраснее, чище, мягче.
— Раз упомянута «Минута славы», не могу не задать вопрос о ваших «непростых взаимоотношениях» с Александром Масляковым. Ваша конфронтация элемент сценария (подобно перепалкам Цекало и Урганта)?
— Ничего запрограммированного в данном случае нет. Могу сказать, что я даже благодарен Александру Васильевичу за эти легкие провокации. Я научился на них отвечать улыбкой и понял, что на подколки и шпильку вовсе не обязательно отвечать злобой. Не стоит говорить «Сам дурак!», а интеллигентно и с юмором все-таки наладить нормальные взаимоотношения. Думаю, что это прекрасный пример для подражания нашим политикам. По окончании моего первого сезона на «Минуте славы» Масляков долго мне жал руку и сказал: «Саша, ты замечательно работаешь, молодец!» После этого подколок стало меньше, а взаимоуважения – больше. Так что обиды у меня на мэтра никакой нет, наоборот, я благодарен ему за ту роль, которую он сыграл в моей судьбе – ведь все зрители Первого канала полюбили меня, стали жалеть и защищать!