Не является преувеличением тот факт, что две трети населения Украины получают помощь из госбюджета. Эта ситуация вызывает шок у наших западных партнеров, ведь в Европе помощь от государства получает только 10% малообеспеченных граждан. Не секрет, что многие украинцы обращаются за субсидиями, сознательно занижая свои доходы. Специалисты считают, что адресную социальную помощь делать нельзя до тех пор, пока нет фактических данных о численности украинцев и их социальном состоянии. Украине крайне необходима перепись населения, последняя проводилась в 2001 году. О том, какие перемены власть готовит получателям субсидий, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
— Андрей, какие перемены готовят власти украинцам, получающим субсидии?
— Прежде всего, по ситуации с субсидиями в Украине есть замечания международных финансовых институций – в первую очередь МВФ — о том, что это ненормально — из-за большого количества получателей субсидий, различной помощи, жилищных льгот. Потому что, фактически, 2/3 семей (66% населения Украины) сидит на субсидиях. Это ненормально. У западных экспертов, когда узнают об этом, волосы встают дыбом. У них подобный вид помощи от государства получают, как правило, не больше 10% населения. Обычно это самые маргинальные слои населения. Это многодетные малообеспеченные семьи, иммигранты, совсем малообеспеченные пенсионеры, инвалиды, безработные. Только такие категории людей. А у нас, когда я на комитете Верховной Рады, спросил у заместителя министра социальной политики, кто у нас получает субсидии, он честно ответил, что субсидии получают 50% работающих. В целом, это – позор. Наши европейские партнеры этого совсем не понимают. Как это – человек работает и на собственное жилье не может обеспечить выплату коммунальных услуг?! Невероятно, но украинцы, которые работают за границей, также оформляют субсидию. В этой сфере у нас широкое поле для злоупотреблений.
— Говорят, что даже миллионеры у нас получают субсидии…
— Это злоупотребления и несовершенство системы. Поскольку у нас давно не проводилась перепись населения, мы не можем объективно оценить реальное количество людей, которые на самом деле нуждаются в таком виде социальной помощи. Это широкое поле, в том числе и для мошенничества, и для злоупотреблений. С другой стороны, правительство будет усиливать всевозможные проверки тех же самых деклараций и доходов. Обратите внимание, если раньше надо было раз в год подавать такую декларацию о доходах семьи, то сейчас это надо будет делать поквартально. Каждая семья должна будет каждый квартал сдавать декларацию о своих доходах. Также есть ограничение, если, не дай Бог, на ваших счетах найдут сумму больше 50 тыс. грн. Или вы в этот отчетный период – раз в квартал — сделаете покупку на сумму 50 тыс. грн и выше. Или вы прооперируетесь и заплатите большую сумму за операцию и лечение, то вас сразу же лишат этой помощи. Или у вас, допустим, есть больше 2 гектаров земли в собственности по паям, то это то же самое считается, что вы – обеспеченный человек, и вам субсидии давать не положено. Органы социального обеспечения принимают соответствующее решение о прекращении выплат этой помощи.
— Вместо субсидий хотят ввести монетизацию…
— Что касается монетизации, то когда льготу хотят вообще отменить, то первым шагом проводят монетизацию. Это как было с монетизацией транспортных услуг. Пенсионерам и инвалидам, которые раньше имели право бесплатного проезда, говорят: теперь мы вам деньги будем давать, но количество поездок ограничено – 30 поездок на месяц. Это, фактически, для пенсионеров – одна поездка в день. Это значит, что бабуля к внукам из одного района Киева в другой район выедет, а назад уже вернуться не сможет, и должна будет остатки пенсии тратить. До этой монетизации она могла бесплатно ехать туда и назад. Так же и с междугородными перевозками. То же самое будет и с монетизацией этих самых субсидий.
— Сумма выплат по субсидиям уже уменьшается…
— Безусловно. Обратите внимание, что сумма выплат субсидий уже значительно сократилась. За нынешний март получилось на 72% меньше, чем за март прошлого года. То есть, правительство начинает потихоньку разными способами расходы с бюджета на субсидии уменьшать — уменьшая количество получателей, отказывая тем, кто просит предоставить субсидии, не всем просителям сейчас дают субсидии.
Процесс монетизации субсидий разбил ее на несколько этапов. Сейчас идет первый этап монетизации – между «Нафтогазом» и облгазами, облэнерго. Второй этап — между облгазами, облэнерго и теплоцентралями, между жилищными конторами, это будут внутренние взаимозачеты. И третий, последний этап, – выдача людям денег, но не наличкой. Наличкой будут получать люди, у которых есть печное отопление. А в многоквартирных домах будут какие-то особые счета, вводить специальные банковские карты, на которые будут поступать эти суммы. Человек сможет тратить их по целевому назначению — только на оплату коммунальных услуг. Все равно будет безналичный расчет. Я считаю, что проводя монетизацию, надо не подменять понятия. Выдавать эти суммы людям надо живыми деньгами. Рассчитали какую-то сумму на определенную семью — по доходам, по социальным нормам, и выдали на руки под ответственность человека. Если человек хочет сэкономить, он сэкономит, у него еще что-то останется на питание, на обучение детей и т.д. Не сэкономит, грубо говоря, пропьет, это уже его проблемы, значит, пускай приходят коммунальщики и отрезают ему трубы, будет жестко. То есть, здесь должна быть взаимная ответственность. Человек должен нести ответственность за то, как он рассчитается за коммунальные услуги. Наши люди не воспринимают безналичные расчеты. Человек должен почувствовать деньги в руках. Тогда он поймет, что это действительно монетизация, и будет продумывать и планировать семейный бюджет.
К слову, Рева выступает против последнего 3-го этапа монетизации – поясняя это тем, как это мы будем выдавать людям деньги, когда у нас большинство пенсионеров по расчетам получают сумму субсидий больше, чем размер их пенсии. Рева говорит, что это – непорядок. Нельзя давать субсидии пенсионеру на руки, потому что она больше, чем его пенсия. Это его возмущает, и он упирается.
— А что касается льгот определенным категориям населения?
— Есть льготы для участников АТО, афганцев, ветеранов военных действий, ветеранов Великой Отечественной войны, которые тоже будут разными способами уменьшать. Если они монетизируют все это и люди будут получать деньгами, то о каких льготах может идти речь? Вы определенную, среднерасчетную сумму получили – и идите «гуляйте», никакой льготы. Сейчас есть льготы, когда человек платит половину или четверть стоимости коммунальной услуги, например, за жилье, за квартиру. А так будет, как с транспортом, посчитают среднестатистическую сумму и будут каждому давать. Не вложился в эту сумму, это уже твои проблемы.
— Для начисления справедливой адресной помощи в Украине необходимо провести перепись населения…
— Перепись населения позитивна в любом случае. Мы будем знать хотя бы фотографию сегодняшнего состояния численности населения Украины. Сколько нас вообще сегодня, сколько у нас льготников и т.д.? В переписи определяется социальное состояние человека – работающий это человек, пенсионер, домохозяйка, — все это учитывается, мы будем видеть, сколько у нас работающих людей, сколько на пенсии, сколько реально, а не так, как сегодня приводят разную статистику, где открывается поле как для социальных работников, так и злоупотреблений, для непорядочных людей. К примеру, цифру о переселенцах с Донбасса называют все время разную — то 1,5 млн человек, то 1,8 млн человек. Разница – в 300 тыс. человек. Какая же она на самом деле, эта цифра? Небольшую помощь все равно этим людям выплачивают, значит, может быть, что до переселенцев эти деньги не доходят. То, что кто-то «крысятничает» в министерстве, этого тоже нельзя исключать. И так по другим видам социальной помощи. Они пиарятся все время, говорят: «адресно» — вот сделайте адресную социальную помощь. Для того чтобы сделать адресную помощь, назовите эти адреса, назовите фамилии этих людей, которые должны получать социальную помощь, а не так, как сейчас — просто разговоры.
— Судя по всему, сейчас эти данные берутся «с потолка»?
— Безусловно. Перепись населения в Украине не проводилась много лет, поэтому с потолка берутся все данные, и они реально завышены. В мутной коррупционной воде легче ловить рыбку. Социальные расходы у нас не должны идти как вода в песок. Рева каждый раз называет разное количество трудоспособного населения, при этом 7-9 млн людей трудоспособного возраста куда-то деваются. Таких показателей у нас просто нет. При этом в социальном аспекте надо оценить, сколько нас в целом есть. Поэтому перепись населения необходимо провести. Перепись населения проводилась с давних времен. Например, в Индии она проводилась раз в 10 лет. Важно было знать, какой войсковой потенциал есть в стране. Проводили перепись и с фискальной целью. Несколько тысяч лет назад древние египтяне и древние греки проводили подушную перепись. В Киевской Руси впервые перепись была проведена в 245 году — татаро-монголами. Они хотели точно знать, с кого брать дань. Татаро-монголы забирали десятину, а у нас сейчас нагрузка на фонд заработной платы где-то 40%, не считая другие налоги. Выходит, что татаро-монголы в фискальном плане были значительно более либеральными. Они раз в год приезжали, собирали всего одну десятину — это 10%. А у нас налогообложение сегодня – под 40%.