Суммарные пенсионные накопления в Украине в 2020 году составили 0,1 % ВВП. Это $123 миллиона или 3,5 миллиарда гривен. Такие данные приводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в обновленном обзоре пенсионных накоплений в странах мира. В рейтинге 89-ти исследуемых стран Украина заняла по этому показателю предпоследнее место. Хуже только Пакистан, но опережают Украину Уганда, Зимбабве и Танзания. О чем свидетельствуют эти показатели, в интервью ГолосUA рассказывает эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
– Андрей Михайлович, о чем говорят данные, что по пенсионным накоплениям Украина занимает предпоследнее место в мире?
– У нас чиновники ошибочно считают, что пенсия – это вид социальной помощи гражданам старшего возраста. А на самом деле пенсия – это отложенная заработная плата. Это страхование на старость. Поэтому у нас так и называется – не пенсионное обеспечение, а пенсионное страхование. 22 % единого социального взноса идут на пенсионное страхование. Другое дело, что общее состояние экономики, доходы населения низкие. Согласно отчету Международного валютного фонда, в Украине сейчас самые маленькие заработные платы на европейском континенте. Даже Молдова нас обогнала. Понятно, что если маленькие заработные платы, то будет маленькое отчисление единого социального взноса, за счет которого накопляется Пенсионный фонд. Пропорционально будут маленькие пенсионные накопления. Поэтому и не удивительно, что мы занимаем последние места в пенсионных накоплениях.
– Возможно, в указанном рейтинге речь идет о том, что в Украине не развита накопительная пенсионная система?
– У нас законодательством предусмотрено, что есть базовый основной уровень – солидарная система. А над ней может быть надстройка. На втором уровне планировалось, что будет общеобязательная государственная пенсионная накопительная система, а над ней, возможно, еще и добровольные пенсионные накопления в частных пенсионных фондах. Так вот частные пенсионные фонды есть. У нас функционируют 64 частных фонда. Правда, объем пенсионных накоплений там немного больше 4 миллиардов гривен. Понятно, что это маленькие накопления. Это даже меньше 1 % от объема Пенсионного фонда.
– В принципе эта цифра сопоставима с данными, которые даются в указанном рейтинге, что у нас уровень пенсионных накоплений составляет 0,1 % от ВВП.
– Это связано с тем, что у людей нет доверия после этих так называемых трастов в 90-х годах. Нет доверия ко всем этим финансовым институциям, частным пенсионным фондам, страховым компаниям и так далее.
– Наверное, это также говорит о том, что достаточно небольшое количество людей может позволить себе эти накопления?
– Чтобы вы могли дополнительно откладывать себе на пенсию, то ваши доходы сейчас, ваша зарплата должна это позволять. То есть вы не только на текущие потребности тратите, но и что-то остается и на потом, на старость – лет через 30 иметь надежду что-то дополнительно получить к солидарной системе, но не все граждане могут себе это позволить. Скажем так, большинство граждан не имеет возможности, потому что если смотреть данные Госстата, то большинство украинских семей полностью тратится на текущие потребности, а на сбережения практически не остается денег.
– Была информация, что во втором квартале расходы домохозяйств во втором квартале 2021 года на 17,4 % больше, чем в 2020 году.
– Тем более. С чего брать деньги, чтобы себе еще и на пенсию откладывать дополнительно в надежде на то, что лет через 30-40 что-то там дополнительно получите. Тем более, снова-таки нет никаких гарантий сохранения этих пенсионных накоплений. Неизвестно, какая в стране будет инфляция. Можно откладывать годами, а потом скажут: извините, ваши деньги съела инфляция, вам ничего не осталось.
– Как Вы считаете, информация о низких пенсионных накоплениях у населения будет использована в качестве стимула для введения обязательной пенсионной системы?
– Безусловно, я думаю, что это будет использовано и Марченко (министр финансов Украины – Ред.), и Третьяковой (глава профильного комитета ВРУ – Ред.). Обратите внимание, на прошлой неделе только Третьякова вышла из бана, как сразу провела заседание комитета, где снова повторно протянула свой законопроект относительно этой накопительной системы. Именно ее, и Марченко был на заседании комитета, и госпожа Лазебная (министр социальной политики Украины – Ред.), и они поддержали почему-то именно вариант накопительной системы, которую толкает Третьякова, хотя Верховная Рада уже один раз отклонила, не набрала голосов на этот законопроект. При этом есть решение парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией, который отметил, что в законопроекте Третьяковой есть большие коррупционные риски, и нет никаких гарантий сохранения этих пенсионных накоплений, о которых мы говорили. То есть мы выбираем из вариантов накопительной системы, которые есть, самый худший, без никаких государственных гарантий, с тем, что мечтает Третьякова, чтобы все пенсионные деньги отдать «покрутить» частным страховым компаниям и так далее.
– Заработает ли вообще обязательная накопительная пенсия в Украине?
– Это будут отложенные платежи гражданам. Деньги будут собирать сейчас. Вначале хотят несколько процентов из государственного бюджета брать на это, несколько – с зарплаты граждан, с работодателей и так далее. Если брать с работодателей, это увеличит нагрузку на фонд заработной платы. Снова граждане будут получать меньше. Для начала они хотят ввести для людей младше 35 лет, и им первая выплата будет где-то лет через 30. Они думают, что они 30 лет «покрутят» эти деньги, а когда придет время их выплачивать, они уже будут далеко за границей, а эти деньги будут в офшорных зонах. Кстати, яркий пример – профессиональный накопительный фонд Национального банка. Там эта история тянется с 2015 года, когда он обанкротился фактически. Работников Национального банка вынуждали дополнительно с зарплаты туда отчислять деньги. В результате руководители этого пенсионного фонда Национального банка, недолго думая, разместили эти деньги по офшорам, 600 миллионов из этого пенсионного фонда исчезли, и их ищут до сих пор. А 12 тысяч бывших работников Национального банка, 12 тысяч пенсионеров, которые раньше работали в Национальном банке остались практически ни с чем, без дополнительных выплат. Есть большой риск, что и другие частные фонды по примеру Национального банка будут нерационально инвестировать, вкладывать эти деньги, но они ничего лучшего не придумали, как вкладывать в ОВГЗ. Какой-то замкнутый круг.