Местные выборы в Украине прошли, но многие проблемы в населенных пунктах страны остаются нерешенными. Особенно это касается столицы, жителей которой, к сожалению, уже не удивить словом коллапс. Устаревшая и аварийная городская инфраструктура не восстанавливается, а то, что отремонтировано и реконструировано вскоре приходит в упадок. Даже наступление зимы с гололедами и снегопадами традиционно заставляет задуматься о компетентности столичных чиновников. Но заканчивается год, идет работа над бюджетом столицы на 2021 год, и это уже повод задуматься, как город будет развиваться в будущем и какие проблемы стоит решить в первую очередь. Об этом в интервью ГолосUA рассказывает глава Киевской городской государственной администрации в 2010-14 гг., депутат Киевского городского совета от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Александр Попов.
– Александр Павлович, 15 декабря в Киеве упали три столба линии электропередач на недавно отремонтированном Шулявском путепроводе. Нормально ли такое событие для нынешнего состава городской администрации?
– Вообще не нормально то, что у нас в стране и городе нарушены системы эффективного градостроительного контроля. Мы имеем вопиющие факты некачественно выполненных работ. Раньше за этим следила государственная строительно-архитектурная инспекция. Сегодня она в Киеве есть, но свои функции, как мы видим, она до конца не выполняет. С другой стороны, это объект, нашумевший тем, что он самый дорогой в Киеве. На строительство одного погонного метра моста было потрачено 1 миллион 400 тысяч гривен. Были разбирательства по поводу злоупотреблений, которые были связаны со строительством этого моста, но до конца расследования так и не были проведены, они «замяты». Наверное, правоохранительные органы коррумпированы вместе со строителями, и по этой причине мы не имеем окончательного ответа на вопрос, почему же это так дорого, так мало того, еще и некачественно. Упало три столба, но могли и могут упасть и все остальные. Это говорит о том, что или где-то проектные работы сделаны неправильно, или строительные работы. Тут должна работать комиссия, которая разбирается по данному факту, и сделать все, чтобы такого не было в будущем.
– В КГГА сообщили, что бюджет Киева на следующий год планируется на уровне 59,2 миллиарда гривен. Предполагается рост доходной части на 1,3 % по сравнению с 2020-м годом. Какие статьи бюджета Киева на 2021 год в первую очередь будет защищать «Оппозиционная платформа – За жизнь»?
– Прежде всего, скажу, что бюджет следующего года очень оптимистичный по своим доходам. Я оцениваю, что, к сожалению, он будет недовыполнен, потому что рост, который заложен, не обоснован. Там предусматривается рост экономического развития на 5 %, валового регионального продукта, чего ожидать крайне сложно, особенно понимая, что первый квартал связан с карантинными ограничениями. Да и в целом ситуация в экономике города после 2013 года имела негативную тенденцию. Например, промышленный спад производства составлял от 2 до 5 %, и это ежегодно. Поэтому оптимизм планово-экономического управления и в целом руководства города в этой части я не разделяю. Тем не менее, цифры предложены, и мы с ними начали работать. Наш приоритет – вопросы, связанные с социальной защитой людей, прежде всего, речь идет о возможности увеличить муниципальные надбавки и заработные платы работникам образования, здравоохранения и другим бюджетным работникам. Этим мы решаем проблему дополнительных доходов, которые в условиях инфляции пойдут на компенсацию, связанную с ростом цен на продукты питания, на жилищно-коммунальные услуги. Мы еще и делаем какой-то дополнительный шаг в части того, что работники бюджетной сферы эти же деньги потратят на нашем киевском рынке товаров и услуг, который формируется бизнесом. Например, добавим туда миллиард, и это как раз уйдет на то, чтобы эти услуги предоставили наши работающие предприятия или бизнес-структуры. Потому что сегодня многие киевляне ходят в магазины, как на экскурсию, особенно это касается продовольственной группы товаров. Сейчас о падении спроса говорят все, но когда мы еще уйдем на локдаун, то зарплаты будут еще меньше у всех и поэтому такого спроса не будет. Решая проблему социальную, одновременно хотелось бы решить проблему дополнительного стимулирования бизнеса.
Второе направление – это, конечно же, жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь есть два направления. Первое – это анализ финансово-экономического положения наших предприятий, прежде всего, теплоэнерго, водоканал и жилищно-эксплуатационных предприятий, чтобы понять ситуацию с задолженностью перед ними потребителей и решить эту проблему или наметить тенденцию к ее решению. Потому что сейчас примерно 6 миллиардов, к сожалению, задолжали все потребители нашим коммунальным предприятиям. У нас есть видение, как это можно сделать. Второй момент – это рассмотрение этого вопроса с последующим принятием решений об уменьшении тарифов, потому что они на сегодняшний день являются неподъемными для киевлян, и город должен предложить механизмы, которые позволят, может быть не в одночасье, но спустя какой-то промежуток времени не только остановить их рост, но и значительно уменьшить.
– Вы думаете, что Киев сможет это сделать рано или поздно, для этого есть выходы?
– Я вхожу в комиссию ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. Мы эти вопросы включили в повестку дня следующих заседаний. Пройдет бюджет, и мы сможем вернуться к этой теме, чтобы серьезно с ней поработать. Если серьезно поработать и решить несколько проблем, которые я вижу, мы можем реально эти вопросы решить.
Следующая проблема – это участившиеся техногенные аварии малой и большой сложности, которые у нас происходят в сфере ЖКХ, эксплуатации тепловых сетей, горячей воды, газовых сетей, водопроводно-канализационного хозяйства. На нашей комиссии мы предложили депутатам городского совета значительно увеличить финансирование этих расходов в 2021 году, потому что считаем это принципиально важным. Но самое главное, что на следующем заседании, такую готовность высказала Киевская городская администрация в лице Департамента ЖКХ, что они готовы предложить комплексную программу решения проблем энергосбережения и модернизации устарелых, изношенных сетей. Мы будем ее рассматривать в этом контексте, чтобы значительно увеличить объемы финансирования по этим программам. Например, выйдя на уровень миллиард гривен в год, как минимум, чтобы менять изношенные коммуникации. Это даст возможность не только решить проблему аварийности, стабильности работы и сдерживания тарифов за счет неаварийности, нормальной эксплуатации, но это еще позволит создать тысячи дополнительных рабочих мест в Киеве, что крайне необходимо в части развития экономики города.
Точно так же в повестку дня я внес предложение о разработке и дальнейшем принятии программы реконструкции устарелого жилого фонда. Сегодня острая необходимость – это выделение средств на ремонт подъездов, кровель и лифтов. Но это латание дыр, которые завтра опять станут дырами. Речь идет о комплексном серьезном подходе, и такую программу мы договорились рассмотреть совместно с КГГА и в 2021 году будем стараться вынести ее на рассмотрение в первом квартале. Таким образом, мы охватываем вопросы энергосбережения, что очень важно, ликвидации аварийности, нормальной эксплуатации жилого фонда, особенно его старой части, и при этом еще ставим вопросы об уменьшении тарифов. Социальные вопросы, связанные с дополнительным финансированием, увеличением заработных плат и доходов для работников бюджетной сферы и эти направления в коммунальном хозяйстве для нашей фракции являются главными. Мы считаем, что мы должны работать, не закрывая мелкие дыры, а системно подходить к решению глобальных проблем и находить источники финансирования реализации этих программ. Это очередное направление, по которому нужно работать. Такие источники есть, просто в этом направлении надо профессионально работать.
– Каким образом следует развивать транспорт в Киеве?
– Это третье направление, которое стоит в повестке дня нашей фракции. Это необходимость решения транспортных проблем, но, прежде всего, с акцентом на строительство Киевского метрополитена, потому что никакой другой вариант не является настолько актуальным, как развитие киевской подземки. Мы не сможем на территории Киева строить многоэтажные развязки, это уничтожит наш город. Мы можем строить транспортные пути только под землей. Но финансирование метрополитена на Виноградарь в бюджете Киева мы в нужном объеме не увидели. Если останется такое финансирование, как выделено сейчас на строительство метро в том направлении в 2021 и в 2022 году, то и в 2022 году мы его там не увидим. Это абсолютно легкомысленное отношение к важнейшим инфраструктурным объектам, которые нужно решать быстро, эффективно и масштабно, что имело место в период 2010-2013 годов и что не происходит сейчас.
– Бюджет предусматривает выделение более 10 миллиардов гривен на развитие инфраструктуры. Очевидно, это не только на строительство метрополитена.
– 10 миллиардов из общего фонда перебрасываются в бюджет развития, а в бюджете развития вы можете увидеть статьи, которые важны, но на сегодняшний день не актуальны. Например, 137 миллионов гривен выделяется на строительство центра защиты животных. В этом году из этих 137-ми на реализацию этого проекта идет 20 или 30 миллионов. Или, например, благоустройство или развитие Труханового острова – обустройство территории, строительство дорог и так далее. 60 миллионов. Неужели сегодня, учитывая те проблемы, о которых мы говорили, это крайне необходимо?
– Конечно, есть другие приоритеты.
– Совершенно верно. Или, например, реконструкция скверов. Конечно, нужно заниматься развитием парков, но когда на это в этом году в проектах предусмотрено 150 миллионов, то куда это годится. Или 70 миллионов на Парковую аллею. Там что пожары, что ли происходят?
– То есть деньги расходуются нецелесообразно. А в целом если оценивать этот бюджет, закладываются ли там точки развития города либо все равно на это средств не хватает и нужно искать на это источники финансирования?
– Ошибка нынешнего подхода – это размазать все и в конечном итоге не получить ничего. Я считаю, это неправильно. Если бы мы сконцентрировали внимание на значительном увеличении доходов работников бюджетной сферы, это бы позволило через названные механизмы взаимосвязи этих денег с бизнесом, через какое-то время, поддержав эти экономические процессы, получить дополнительные доходы от этой сферы. Но этого мы сейчас не увидим. Могу привести пример. Если сегодня учитель, который приходит после университета в первые годы получал 5 тысяч гривен, то сейчас пошли ему на встречу, и теперь он будет получать 6 тысяч гривен. Это вообще серьезный подход? Или когда 20 лет учитель проработал, он получал 8,5 тысяч, сейчас будет получать 10 тысяч. Это что, решает проблемы? Это вообще не решает проблемы, учитывая уровень инфляции. Эффективного, научно-практического подхода, который нужен для формирования такого важного финансово-экономического документа, как бюджет города, вообще не учтено. Несмотря на то, что вроде бы идет привязка к стратегии развития города, которая утверждена в 2015 году, на самом деле план социально-экономического развития и бюджет города Киева говорит о том, почему мы эту стратегию выполнить не сможем. Не потому что мы не движемся в сторону выполнения, а почему мы это сделать не сможем.
– Новый состав Киевсовета недавно начал свою работу. Ощущается ли, что депутатский коллектив и городская администрация готовы к конструктивной слаженной работе по развитию столицы? Возможно ли внедрение положительных механизмов, о которых Вы говорите?
– Городской совет, с моей точки зрения, абсолютного большинства созывов, конечно же, готов к реализации такого рода целей и задач, но формирует эти цели и задачи руководство Киевской городской администрации, и если оттуда идут правильные инициативы, то понятно, что и городской совет это легко поддерживает и вместе идет эффективная работа. Я могу похвастаться таким взаимодействием с городским советом. Когда я пришел на работу главы КГГА, однопартийцев в Киевсовете было всего лишь 6-7 депутатов. Но весь городской совет потом был объединен общими интересными программами развития Киева и все голосовали, потому что это было правильно. А сегодня я вижу, что делаются шаги неосмысленные, я бы сказал, даже легкомысленные. А где-то даже преступно легкомысленные. Примером тому является дальнейшая эксплуатация моста Патона, который находится в пятой степени аварийности, экспертами установлена самая высокая пятая категория аварийности, по нему нельзя сегодня ездить, а городская администрация собирается начать его реконструкцию через пять лет. Ну как это вообще выглядит. Мы за пять лет потеряем и мост, и, к сожалению, может произойти ситуация, связанная с какими-то негативными последствиями. На эти вещи надо реагировать и надо реагировать не только усилиями городского совета. Надо реагировать, в том числе, объединяя возможности Кабинета министров и Офиса президента, потому что это столица. В Киеве это обязано иметь место.
– Может ли повториться такая ситуация, которая сложилась в 2010-13 годах, когда есть такое эффективное взаимодействие между горадминистрацией и Киевсоветом или нынешняя городская администрация к этому не готова?
– Я думаю, все возможно, я оптимист. Я бы хотел этого. Мы оппозиционная политическая сила, но это не значит, что мы за хорошее не готовы голосовать. Мало того, мы это хорошее сами инициируем. Я имею в виду проекты решений. Поэтому если такие проекты будут, и мы будем понимать, что это в плюс, то, конечно, мы будем помогать, подставлять плечо и сами разрабатывать программы.