А. Якименко: «Быть в гармонии с собой означает не прятаться за масками»

Европейцам сложно понять, как буддисты, живущие скромной жизнью в Тибете, в некоторых случаях – в бедности, могут оставаться счастливыми, в гармонии с собой. Возможно, так на них влияют тибетские горы. Но всегда ли европейцам в поисках счастья нужно ехать в Тибет? О сопоставлении требований социума и потребностей человека, о необходимости быть понятным для общества, но одновременно уметь быть счастливым независимо от настроений общества в интервью ГолосUA рассказала психолог, руководитель студии «Просто разом» Анна Якименко. 

— Анна, что думают психологи по поводу того, как правильно планировать жизнь? Я слышала, что на планирование стоит тратить время, но будет так, как будет – другими словами, «Человек предполагает, а бог располагает». По вашему мнению, правильно ли жить сейчас и здесь, а то, что вы планируете в будущем – это уже как Судьба распорядится? 

— Ой, какой «вкусный» вопрос. Подозреваю, что позиции «четкое планирование» и «куда Судьба поведет» это две крайности восприятия жизни, где первое — это попытка полностью ее проконтролировать (хочу видеть все так и не иначе), а второе — перенос ответственности на внешний неизведанный объект (пускай меня ведут, а я пока посижу). Жить в крайностях трудно, ибо в каждой есть свои недостатки. Можно выбрать иное: перестать сильно планировать, а начать ставить перед собой цели и при этом довериться процессам (есть цель, иду к ней, но всегда готов(а) к неожиданностям жизни).

Кстати, жить «здесь и сейчас» — это про наслаждение тем, что есть в данный момент, а не про планирование получить наслаждение тогда, когда что-то произойдет. Может ведь не произойти, и что тогда?  

— Иногда человек может становиться объектом дурных намерений, эмоций, слов. Иногда это выглядит как агрессия со стороны других, как попытка оскорбить, «достать». Как долго человек может оставаться неуязвимым по отношению к этому негативу? 

— Сложно мне ответить, потому что все зависит от того, насколько человек, которого «достают», верит в себя, насколько он ощущает себя личностью и умеет отделиться от слов и оскорблений нападающего. Если каждый раз верить в то, что тебе про тебя рассказывают и воспринимать это как данность, сломаться можно очень быстро. 

— Для чего человеку гнев? Гнев это конструктивно или деструктивно? Я слышала, что гнев может помочь обозначить психологические границы. То есть, я рявкнула – и от меня отстали. Что вы скажете? 

— Злость — действительно это сигнал человеку о том, что «наезжают» на его личные границы или же уже «наехали» на них. Само по себе это чувство не может быть конструктивным или деструктивным, так же как плохим или хорошим. Оно просто есть и просто возникает в определенные моменты. Вопрос в том, как человек выражает это чувство в мире. Если он встал и дал в лоб кому-то — это деструктивное выражение. Если проговорил: «Я чувствую злость, потому что… Не мог бы ты так не поступать больше?» — или что-то в этом духе — это конструктивно. 

— Что значит на языке психологии «прогнуться под этот мир» и нужно ли это делать? 

— Думаю, в терминологии психологии нет такого понятия. У меня больше это ассоциируется с песней А. Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под вас». Кстати, она классная.

Могу только сказать, что важно уметь быть гибким человеком, тогда тебе не сломают обстоятельства и разные ситуации. Что значит гибким? Уметь адаптироваться к жизненным сюрпризам — их бывает много; принимать тот факт, что не всегда все так, как хочется, иногда бывает так, как надо;  не ломать «лбом» стены, а искать дверь; слышать себя и слышать других. И это не о смирении перед Судьбой, а об умении меняться и учиться на опыте. 

— Можно ли объяснить детям, что такое быть в гармонии с собой? Можно ли взрослым объяснить то же самое? Я слышала, что быть в гармонии с собой это быть в контакте со своими эмоциями и телом. Что вы скажете? 

Да, быть в гармонии — это осознавать себя, свои чувства и ощущение, а еще принимать то, что с тобой происходит (например, не сопротивляться чувствам злости или грусти, а позволить себе проживать их), не прятаться за удобными масками, а проявлять свою личность искренне и открыто, делать выводы о себе и, исходя из этого, пробовать жизнь качественнее для себя. 

Да, научить можно каждого, если он к тому готов и хочет этого. С детками многое зависит от родителей. 

— Как найти дело, которое тебя увлекает? Как найти дело, которое тебя радует и питает твое ощущение собственной силы? 

— Искать. Пробовать, делать то, что нравится, вопреки тому, что ум может упорно шептать, как это глупо. Вообще, мне кажется, что если бы мы умели больше доверять себе и собственной интуиции, было бы намного проще принимать решения. Но научиться доверять интуиции можно только, если вы пытаетесь услышать ее «голос». 

— Путь развития каждого человека уникален. В восточных религиях даже изучают понятие пути. Но как объяснить европейцу, что такое путь и как его найти? Можно ли заменить слово путь словом замысел? 

Этот вопрос, скорее, именно к восточным мудрецам. Уверена, у них есть способ объяснить эту тему таким, как мы. Их точку зрения я полностью не изучала, поэтому не буду фантазировать.

От себя могу сказать: я верю в то, что каждый человек делает себя сам, и верю в возможность самостоятельного выбора. Мы сами выбираем, как развиваться, в чем развиваться и развиваться ли вообще. Если соединить это с теорией о Судьбе и рассуждать о «замысле», думаю, перед каждым всегда есть несколько дорог, которые несут в себе разные смыслы — наше дело решить, куда именно шагать.  

— Я слышала выражение «Если вам тяжело, значит, вы идете на подъем». Значит ли это, что человек уже на правильном пути, если ему тяжело? 

— Можно воспринимать и так. Но еще всегда есть вариант того, что человек  несет не свою ношу. Когда ну очень уже тяжело, стоит задуматься. Трудности на пути развития — это нормально, но если тебя регулярно-таки гнет к земле, то нужно задать вопрос: «А ты точно идешь туда, куда хочешь?». Согласитесь, что когда мы верим в то, что делаем и видим конечную цель, то даже сложности не способны надолго выбивать из темпа. Да, они могут пугнуть, могут замедлить, дать возможность что-то обдумать, то не выводить из строя совсем. Не все и не всегда должно даваться тяжело. 

— Еще вопрос насчет ощущения счастья внутри, о стабильности этого чувства. В Тибете считают, что ничто не должно волновать и перебивать это ощущение. Есть ли у вас рецепт на случай, если вокруг человека «штормит», что-то сильное происходит? Как сохранить внутреннюю непоколебимость  и стоит ли ее сохранять? 

— У меня немного двоякие ощущения по «непоколебимости». Часто люди путают буддистское просветление, к которому те идут длинным путем медитаций и очистки, с обычным замораживанием чувств. И тогда получается, что вокруг штормит, а внутри вообще никаких чувств. Скажу так, если заморозить в себе что-то одно (раздражение, злость, грусть), не будут ощущаться и другие эмоции. Лучше, когда человек позволяет себе счастье как возможность испытывать всю гамму эмоций и чувств, чем не чувствовать ничего полноценно. Потому что если запрещаешь себе эмоции, это в любом случае будет имитация счастья.

А насчет «когда «штормит», чтобы было легче, надо найти свои индивидуальные способы самосохранения и поддержки. Или же, так и быть, ехать в Тибет, искать просветление.

Читайте также по теме