Верховная Рада завершает турборежим принятия законов и переходит к обычному ритму работы, заявил первый заместитель спикера парламента Стефанчук. Изначально «Слуга народа» предупредила об ускоренном режиме принятия законопроектов, поскольку это необходимо для перезагрузки власти и запуска экономики. О том, кто будет нести прямую ответственность за уже принятые законы, и почему действующая власть в гуманитарной политике рискует наступить на те же самые грабли, что и Порошенко, корреспонденту ГолосUA рассказал политолог Алексей Якубин.
— Алексей, будет ли Зеленский во всех просчетах винить Верховную Раду?
— В принципе, уже видно по такой некой логике Президента, когда он выступал в Верховной Раде, судя по тем вещам, которые он говорит, что виноватым за проблемы назначена именно Верховная Рада. Это отчасти заметно даже по данным группы «Рейтинг» — так, рейтинг поддержки Верховной Рады 39%, а у Зеленского – 71%. Очень большой контраст, почти в два раза. Мне кажется, Верховная Рада будет в итоге признана ответственной за то, почему многие вещи были реализованы не так или законопроекты были приняты не такие. Будет объявлено, что там есть коррупция, ставленники олигархов. Именно Верховная Рада, скорее всего, у Зеленского будет играть роль громоотвода. Если у Порошенко была попытка играть подобную историю с Кабинетом министров (с Яценюком — удачно, с Гройсманом – неудачно) и, само собой, с Верховной Радой, то у Зеленского будет именно Верховная Рада.
— Видимо, парламент этого созыва долго не проживет…
— Возможно, ибо не просто так уже курсируют слухи, что это такая Верховная Рада с сокращенным сроком годности – на год, полтора, а потом она будет распущена. Я не исключаю подобных вещей, особенно если рейтинг Зеленского начнет падать или часть социально-экономических инициатив не сработает так, как у Зеленского рассчитывают. Очевидно, что тогда Верховная Рада будет признана главным виновником всех этих процессов.
— Президент будет жестко себя вести в этом плане?
— Я думаю, в этом плане и Зеленский, и его офис учли ошибки Петра Порошенко. Если бы Порошенко в 2017 году распустил Верховную Раду, полагаю, мы бы увидели совершенно другую политическую ситуацию сейчас в Украине, поскольку пар населения был бы выпущен. Тогда Порошенко испугался распустить Раду, его устраивал тот парламент, который был, в итоге мы увидели, чем это закончилось для Порошенко и его окружения. Они пытались крышку держать-держать, оно-то держалось, но потом пар просто через выборы сорвал всех и вся.
— Похожая ситуация может повториться?
— Безусловно, здесь будет похожая ситуация, но Зеленский и его офис учатся. Они, когда объявили о досрочных выборах, помнили, что это был успешный шаг Порошенко – досрочный роспуск Рады дал ему результат в 2014 году. Порошенко в свою очередь тогда учился у Ющенко, который распустил Раду, когда пришел к власти в 2005 году. И Зеленский сейчас учитывает и тот, и другой опыт. Что касается Порошенко, то, когда Рада стала токсичной, он ее не распустил, и получил то, что получил. Я думаю, что касается роспуска этой Рады, то вероятность того, что она не добудет своего срока, очень высока. Есть такой нюанс, если почитать Конституцию, то эта Рада, если и пробудет до конца, то она итак избрана на 4 года. По Конституции заложено, что выборы должны пройти как срочные, грубо говоря.
— Проблема с кнопкодавством в парламенте все еще актуальна?
— Сама по себе эта проблема у нас переоценена в обществе. В принципе, если депутат согласен с политикой партии, то есть он на месте или нет (понимаю, что у нас записано персональное голосование), особого значения не имеет. В конце дня часть депутатов, как правило, пишет записки, что у них «не працювала» карта, по 10-15 заявлений. Почему? Просто этих депутатов не было на месте. Для того, чтобы потом оправдать постфактум, что их не было на месте (они куда-то вышли, у них была встреча, они стояли в пробке и т.д.), они пишут, что у них не сработала карта: «прошу мой голос считать «за». Здесь проблема в том, что представители партии «Слуга народа» спекулировали также на этой теме. Они сами стали заложниками своего дискурса. Если говорили, что кнопкодавство — это такой тяжелый политический грех, и люди должны быть после этого уволены, выгнаны из Рады, то выгоняйте. Если вы это сказали, то так вы должны и действовать. А не так, как вы спекулировали на этой теме во время выборов, пусть она и высосана из пальца, но спекулировали на ней. Теперь вы, получается, сами начали этим заниматься. Мне кажется, именно здесь проблема, а не в самом так называемом кнопкодавстве как таковом.
— Разумков, помнится, выключал Рабиновичу микрофон за использование русского языка… Как вы считаете, будут ли вносить поправки в языковой закон, соответствующие европейской практике?
— Это одна из главных проблем. Вопрос в том, будет ли Зеленский пересматривать часть наследия Порошенко, которая вызывала расколы и склоки в обществе. Языковой закон относится к этой группе. Он принимался под выборы, многие вещи были туда прописаны как конъюнктурные, избирательные. Это был не государственный подход. Общество не спрашивали, нужен ли всем украинцам такой законопроект, хотя результаты выборов нам показали, что общество в таком законопроекте точно не нуждалось. Как будет дальше? Во-первых, пока еще свое слово не сказал Конституционный суд. Оппозиция подготовила направление в КС о том, что это закон неконституционный и т.д. С другой стороны, в Офисе Президента говорили, что они отправят этот текст на проверку в Венецианскую комиссию. Исходя из того, что Венецианская комиссия скажет, они будут делать какие-то выводы, они изучат текст. Пока что я никакого результата по поводу «изучат текст» я не слышал. Может быть, это связно с тем, что у Зеленского считают, что этот вопрос можно рассмотреть чуть позже. Проблема в том, что этот закон уже начал работать.
— Отдельные нормы языкового закона уже начали работать…
— Безусловно. Формируются уже органы, которые с этим связаны. Потом это все откатать будет намного сложнее – нормы закона начинают воплощаться в жизнь, набираются люди, которые будут этим заниматься. Тут промедление в итоге может привести к тому, что часть норм может вступить в действие. На самом деле отчасти это может сыграть злую шутку с Президентом Зеленским, потому что он все-таки позиционировался, как мы вспомним, как президент, который не будет заниматься такой репрессивной языковой политикой, как Порошенко. А нормы все равно работают. То, что в Офисе Президента сейчас затягивают эту историю, может сыграть злую шутку с самим Зеленским. Для Зеленского его рейтинг важен, а этот закон в любом случае (его нормы вступают поэтапно) будет для значительной части общества восприниматься как продолжение политики Порошенко: если Президент не отменил его, значит, одобряет?
— Странно, что работающая в режиме «бешеного принтера» Рада не включила в повестку дня языковой вопрос …
— Возможно, это попытка Зеленского пытаться заигрывать с разными аудиториями. Но, мне кажется, такая логика не совсем правильная, с точки зрения того, что все-таки есть нормы, связанные с Конституцией, права и свободы, и заигрывать с разными аудиториями не означает, что нужно сдавать Конституцию в утиль.