Не успел в Украине пройти второй тур выборов Президента, на котором уверенно победил Владимир Зеленский, как общественность стал интересовать возможный исход выборов в парламент, которые должны пройти в октябре 2019 года. О том, какие фракции могут пройти в Верховную Раду нового созыва ГолосUA поинтересовался у политолога, кандидата политических наук Алексея Якубина.
— Алексей, как вы можете охарактеризовать исход президентской кампании в Украине?
— С точки зрения политологии исход выборов Президента в Украине был понятен, там была очевидная тенденция, об этом говорили результаты соцопросов и не только.
— Но ведь еще перед вторым туром президентских выборов сняли свои кандидатуры весьма весомые фигуры, явно рассчитывая на свое прохождение в парламент…
— Здесь необходимо понимать пару очень важных нюансов. Первое, — это когда пройдут парламентские выборы, ведь после избрания Владимира Зеленского в Раде могут активизироваться процессы по самороспуску. В этом случае выборы могут пройти не осенью в октябре, а раньше.
— Какие нюансы могут возникнуть?
— Возможно те рейтинги, которые мы видели в президентской кампании, часть политических партий могут попытаться превратить в партийные рейтинги. Соответственно, это может во многом изменить картину. То есть, грубо говоря, мы сможем увидеть рейтинг у партии «Слуга народа» и социологи уже начинают его мерять, так как он подтягивается под персональный рейтинг Зеленского.
— Какие шансы у фракции БПП?
— Петр Порошенко попытается протиснуть свою партию «Солидарность» в парламент, но на ней уже висит отпечаток антирейтинга и провала в президентской кампании. Хотя все может быть, и часть «Солидарности» попытается вновь вернуть предыдущий парламент.
— Что вы можете сказать про Виталия Кличко и его амбиции?
— От БПП вновь может отколоться «Удар» и на этих парламентских выборах мы сможем увидеть Виталия Кличко отдельно, что будет попыткой отнять часть рейтинга у «Солидарности». Далее, если исходить из логики президентской гонки на парламентскую, без сомнения у «Батькивщины» очень большие шансы, но тут многое будет зависеть от того, как сама Тимошенко построит свою кампанию. Четвертое место у Бойко, опять-таки, если им удастся набрать результат свыше 10%, ведь там может быть и 14-15%, то эта фракция может стать одной из самых больших. Ведь у них мы можем видеть запрос на диалог с Россией и более внятное решение экономической политики и социальных вопросов.
— А что вы можете сказать в отношении Гриценко и Смешко?
— Это открытый вопрос. Почему? Потому что очень много будет зависеть от того, что будет происходить с этими фигурами, ведь их рейтинг приблизительно близок друг к другу. Это притом, что Гриценко ранее был одним из лидеров президентской кампании, то теперь он выглядит со всем по-другому, так как даже не попал в первую четверку кандидатов, победивших в первом туре. Также тут очень многое будет зависеть от того, произойдет ли между ними объединение или будут идти разными колоннами.
— Какие вы можете дать прогнозы на этот счет?
— Я слышал, что подобные переговоры ведутся. Между тем, ранее Гриценко думал о своем объединении с Садовым, когда тот заявил, что будет пытаться пройти в парламент отдельно, но это пока. Ведь сам Садовой может вернуться к идее с объединением с Гриценко, потому что сама «Самопомощь» просто не попадет в парламент, если останется 5%-ный барьер. Поэтому возможна некая попытка объединить Садового, Гриценко и, может быть, Смешко. Хотя сам Смешко может и пойти работать в Администрацию Зеленского.
— Что же будет делать Юлия Тимошенко при таких рокировках?
— Она может получить одну из самых больших фракций в парламенте. Тут, опять же будет зависеть от даты выборов и от того, сделала ли сама Тимошенко выводы после президентской кампании и того, что люди больше хотят решения социально-экономических проблем, а не просто повторения парадигмы Порошенко.
Также остается открытым вопрос, не изменится ли перед парламентской кампанией часть избирательного кодекса, в контексте, например, понижения проходного барьера. То есть, сейчас он составляет 5%, но если его понизят до 3%, то у части кандидатов, которые были представлены в президентской кампании, могут появиться дополнительные амбиции попадания в Раду.