Верховная Рада Украины на заседании в четверг, 4 июня 2020 года, 292 голосами поддержала в первом чтении законопроект об изменениях в Избирательный кодекс. Этим законопроектом вводится залог для кандидатов, которые будут идти по мажоритарке (раньше этого не было) в размере 20% от минимальной зарплаты. Для выдвиженцев по партийным спискам (крупные города) залог уменьшится в четыре раза. Следовательно, на каждые 10 тыс. избирателей в городах с более 90 тыс. населения каждой партии (за своих будущих депутатов в горсовете) на старте выборов придется сначала выложить одну минимальную зарплату (по состоянию на сегодня 4 тыс. 723 грн), а за мэра — около 1 млн грн. В интервью ГолосUA политолог Алексей Якубин объяснил, что означает это новшество, если Рада примет законопроект в целом.
— Алексей, как размер денежного залога для участия в местных выборах-2020 может повлиять на количество кандидатов и общий ход предвыборной кампании?
— Дело в том, что, когда принимали в Раде Избирательный кодекс, не посчитали, что те цифры, которые они заложили в этот залог для участия в местных выборах, настолько огромные, что это создает на всех местных выборах своеобразный имущественный ценз. И даже для существующих партий, которые имеют фракции в парламенте, это большие суммы. По одному региону получалось, например, чтобы определенный список партий участвовал в выборах – допустим, в Киеве или Львове, Харькове, нужно было платить миллионы гривен залога.
И поэтому, как я понимаю, была все-таки избрана эта модель, что можно уменьшать размер этого залога, иначе бы это продолжало выглядеть, как введение имущественного ценза. Потому что когда принимали Избирательный кодекс, а его разрабатывали около 10 лет, то многие «блохи», которые там были «зашиты» (мы же помним длительную историю принятия нового Избирательного кодекса) просто не были вычитаны, и потому пришлось в ускоренном режиме вносить быстро туда правки.
Вот эту правку сделали, после чего все-таки будет уменьшена сумма залога. Я думаю, это приведет к большим возможностям участников избирательного процесса, и, второе, нардепы концептуально все-таки сохранили идею, связанную с усилением партизации местных выборов. Потому что у нас даже на уровне местных выборов поселковых все равно будут проходить по партийным спискам. По сути, это будет вести к дальнейшей партизации всей политической системы в Украине. Потому что в Украине только мэры сохранили возможность, в том числе быть и самовыдвиженцами. А те, кто захочет попасть в сельские, поселковые советы, все равно должны быть аффилированы с определенной партией.
— По вашему мнению, поможет ли уменьшение суммы залога привести к участию в выборах кандидатов «людей из народа»? Будут ли это кандидаты-марионетки, которые будут еще более зависимы от своих спонсоров и, соответственно, будут еще более тщательно отрабатывать вложенные в них деньги?
— Я не думаю, что уменьшение суммы залога приведет к тому, что кандидаты, получившие максимальное количество голосов избирателей, будут в большей мере зависимы от своих спонсоров. Тут есть другой нюанс: к чему приведет дальнейшая партизация выборов? Ведь теперь чтобы даже попасть в местные органы власти, кандидат должен принадлежать к определенной политической силе. И возникает двоякая ситуация. С одной стороны, избиратель будет понимать, что есть политическая сила, которая ответственна даже на местном уровне за вопросы. То есть это не просто какой-то конкретный человек, условно говоря, Иван Иваненко, а политическая сила, которая его включила в список ответственных. С другой стороны, это просто будет вести к тому, что партия получает больший контроль над своими членами – на разных уровнях. И руководство этой политической силы, и те, кто является спонсором, получают за счет партизации выборов дополнительные возможности, чтобы влиять на своих кандидатов, влиять на тех людей, которые будут избраны в местные органы власти.
Само уменьшение залога, я считаю, скорее, позитивный фактор, и это позволит даже небольшим политическим силам, небогатым, попробовать свои силы в местных выборах в определенных регионах. В Украине есть партии, которые официально зарегистрированы, но, по сути, они известны или популярны только в отдельных регионах. Как правило, у них нет богатых спонсоров. Им найти для залога, условно говоря, 3 тысячи евро возможно. Это не 30 тысяч евро, как было до этого решения ВРУ о снижении суммы залога.
— Алексей, партия «Слуга народа» развернула свои предвыборные штабы задолго до старта официальной избирательной кампании перед местными выборами… Можно ли по этой детали судить о том, какая будет тактика партии на местных выборах?
— Для «Слуги народа» местные выборы важны. Они выполняют несколько функций. Во-первых, это тест. «Слуга народа», по сути, партия, которая появилась достаточно недавно и сразу же получила на общегосударственном уровне колоссальный успех: в украинском парламенте впервые с 1991 года сформировано однопартийное большинство.
Но при этом у нее недостроены, в принципе, местные структуры: есть только центральные партийные структуры, они активно создаются – например, 3 партийных хаба «Слуги народа» в КС «Парковом», но если мы посмотрим ниже, то там есть проблемы.
Получается, что партия строится сверху, и ей нужно строиться очень быстро, а это порождает нюансы… Поэтому эти местные выборы для «Слуги народа» — это определенный тест на то, насколько «Слуга народа» стала полноценной партией – с местными ячейками, с кандидатами в списках этой партии.
Плюс — это еще своеобразный тест на поддержку власти, потому что из того, что мы с вами видели по КМИСовским социологическим исследованиям, «Слуга народа» по всей стране 30% не набирает. Но если говорить о количестве процентов, то там это чуть меньше, чем они получили осенью. Таким образом, есть определенная тенденция: Зеленский, например, сохранил свой рейтинг, и если бы сейчас за него голосовали, он бы получил больше голосов, чем в первом туре президентских выборов — до 40% голосов избирателей. Мы видим дивергенцию между рейтингом партии и рейтингом Президента.
В то же время, около 15% набрала «Оппозиционная платформа – За жизнь». Это объясняется тем, что они достаточно активны. На третьем месте «Европейская солидарность», хотя это меньше, чем П. Порошенко набрал бы во 2-ом туре выборов Президента в 2019 году, то есть у них снижение, но для своего избирателя они лидируют. И на 4-ом месте в списке партий, кто бы сейчас прошел в парламент, это «Батькивщина».
А вот дальше, почти на грани прохождения в Раду, если бы выборы были сейчас – партия Анатолия Шария. Так вот для местных выборов эти рейтинги будут играть роль, потому что местные выборы будут у нас партийными. Это значит, что партии и их бренды будут играть роль даже на уровне поселковых выборов.
— Алексей, еще вопрос… Карантинные меры из-за вспышки коронавируса в Украине были уже несколько раз продлены… По вашему мнению, это как-то повлияет на то, сколько избирателей придут на избирательные участки во время местных выборов?
— В Украине местные выборы всегда имели меньшую явку, чем выборы в парламент или президентские выборы. Это тенденция. Она в чем-то парадоксальна, потому что местная власть сильно влияет на жизнь людей, но местные выборы вызывают у населения меньшее внимание. Может быть, в 2020 году ситуация будет другая.
И если говорить о влиянии Covid-19 на местные выборы, пока что ясно, что карантинные мероприятия закончатся приблизительно этим летом. Конечно, карантин может быть продлен и до конца года. Но сумма на местные выборы-2020 в госбюджет уже заложена, и руководитель фракции «Слуга народа» А. Корниенко заявил, что местные выборы все равно будут в срок, и никто их отменять не будет. Мне кажется, тут у власти избрана такая стратегия: местные выборы стоит проводить в этом году. А вот коронавирус остается фактором неожиданности, потому что осенью, в принципе, – и об этом говорят не только в Украине, — можно ожидать второй волны коронавируса. И если это так произойдет и власть будет видеть, что ее рейтинги опускаются, или не очень высоки, тогда может возникнуть соблазн перенести эти выборы на другую дату – допустим, на весну 2021 года. Но если дата местных выборов будет перенесена, украинцы, избиратели воспримут это как слабость власти. Оппоненты власти этим воспользуются. Они будут говорить: местные выборы перенесли не из-за опасности вируса, а ввели карантин, чтобы не проводить местные выборы.
— По вашему мнению, на местных выборах-2020 будут использоваться «черные» политтехнологии?
— Какие-то политтехнологии, называемые «серые» или «черные», будут использоваться. В Украине под каждые выборы – парламентские или местные – меняется законодательная база, и получается, что эти ошибки законодателей, которые стали понятны после прохождения очередных выборов, которые сейчас можно закрыть и уменьшить спекуляции, остаются.
Получается, каждый раз, когда обновляется законодательство, новые ошибки законодателей появляются. А когда выборы завершены и становится ясно, как эти «дыры» убрать, снова меняется законодательство. Отмечу, что еще будут вносить правки в законодательство по местным выборам, потому что правка в связи с уменьшенным размером залога — это одна из, но обсуждаются еще несколько.
По поводу «черных» политтехнологий: я думаю, они у нас от выборов к выборам не меняются. Например, это использование различных, похожих на партию благотворительных фондов, чтобы активнее стимулировать людей к участию. Или же это могут быть продуктовые наборы, которые станут своеобразным трендом на фоне карантина. Я также думаю, мы увидим попытки создания «сетей лояльности» плюс возможность использовать центральный госбюджет – например, средства из Фонда регионального развития, куда были заложены миллиарды гривен, и это позволяет и партии власти, и тем, кто имеет некую аффилиацию использовать эти ресурсы, чтобы реализовывать инфраструктурные проекты на местах – ремонты школ, или лавочки во дворах, или проводить свет, а подавать это как партийные достижения.
С другой стороны, эти местные выборы еще чем интересны: уже есть дивергенция с частью региональных элит. Допустим, ситуация с карантином показала, что у нас есть на уровне определенных районов или городов желание большей автономии. И я думаю, на местных выборах будет борьба между централизаторскими тенденциями, представленными партиями, которые имеют фракции в парламенте, но также идут на местные выборы, и борьба за местные региональные партийные проекты, потому что некоторые, например, мэры – достаточно популярны в своих городах, и у них есть собственные именные партийные проекты – в Одессе, в Харькове, в Днепре, в Киеве. Я думаю, что эти мэры постараются свои региональные проекты на этих местных выборах также «прокачать».