Павел Зинченко
10:00 04/11/2021

А. Золотарев: «Для Зеленского характерна наглая манера ведения внешней политики»

Одним из главных признаков суверенитета государства является его возможность вести самостоятельную внешнюю политику. Президент Украины несет прямую ответственность за реализацию главного внешнеполитического курса нашей страны согласно Конституции. О том, какой политики на международной арене придерживается Президент Владимир Зеленский, и какими являются ее главные векторы, журналисту ГолосUA рассказал политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

— В рамках Климатического саммита в Глазго президент Зеленский успел встретится с Джо Байденом, с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани, с Ангелой Меркель. Касались ли такие встречи только проблем климата, или Президент пытался по шумок решить и другие жизненно важные вопросы?

— Действительно, есть определенный круг вопросов, которые могли быть подняты в обход климатической повестки дня. Сама 26-ая конференция, которая касается климатических изменений, должна была состояться еще в прошлом году, но, как известно, ее перенесли из-за COVID-19. Предыдущая была весьма продолжительной – она длилась с 1 по 12 ноября.

Фактически, позиция Украины следующая – ни одна страна мира не может оставаться в стороне от климатических изменений. Тем более в ближайшее десятилетие, когда могут быть приняты наиболее важные решения относительно устранения факторов, которые ведут к пагубным последствиям в плане климата.

В контексте Декларации по использованию лесов и земли, которую продвигает Великобритания, Президент Зеленский заявил о готовности увеличивать количество лесов в Украине. Если сегодня там 10 тысяч гектаров, то Украина обязалась в рамках национального определенного вклада в Парижский договор покрыть лесами 18 % территории страны. Фактически, возвращение к риторике «миллиард новых деревьев».

Что касается отдельных встреч с лидерами других стран, то с Соединенными Штатами вероятно обсуждался вопрос Донбасса. Также на саммите присутствовали представители стран Персидского залива, которые входят в число экспортеров скраплённого газа. С ними обсуждалась энергетическая безопасность.

—  Соединенные Штаты, страны Персидского залива – это весьма широкий внешнеполитический вектор. Как бы Вы сегодня охарактеризовали внешнюю политику Президента Зеленского?

— Сейчас главной целью является усиления стратегического партнерства Киева и Вашингтона. Это очень заметно. Чтобы там не говорили о факторе Великобритании в нашей внешней политике, все равно главным партнером остаются США.

Именно поэтому, как я сказал ранее, на саммите в Глазго Зеленский не упустил возможности поговорить с Байденом о ситуации на Донбассе. Но как на это реагировали наши американские союзники – это другой вопрос. Со стороны США вероятно звучали общие фразы о поддержке государственной целостности Украины и о необходимости проведения реформ. О чем-то конкретном речь в принципе и не шла.

— Вспомним проходившую в августе «Крымскую платформу». Теперь же участие Украины в Климатическом саммите. Это попытки обзавестись как можно большим количеством внешнеполитических друзей и партнеров?

— Это скорее фаза демонстрации активной внешней политики. Зеленский пытается противодействовать тому стереотипу, что Украина является лишь объектом геополитики и стремится подчеркнуть ее субъектность.

— Насколько большую роль в этом процессе играет лично Президент Зеленский? Его признают, как украинского лидера?

— Его признают, но внешняя политика – это не только то, что происходит на официальных мероприятиях. Политес придерживается, но кроме этого есть и ряд тревожных сигналов. Например, ситуация вокруг Pandora Papers, стремление удержаться при власти с помощью досрочных президентских выборов. Все это отталкивает западных партнеров, и они с осторожностью посматривают в сторону Зеленского.

— Какими в данном контексте являются взаимоотношения с Россией? Встреча с Путиным будет, или это только манипуляция?

— В ближайшее время встреча точно не произойдет. К этому нет абсолютно никаких предпосылок. Есть только одно слово, которое характеризирует отношения с Россией – конфронтация. Сохраняется статус-кво.

— Давид Арахамия летом озвучил мнение, что между Компартией Китая и «Слугой народа» есть много общего. Какими в данный момент являются отношения с Поднебесной?

— Руководители Соединенных Штатов не пришли к согласию относительно того, кто является главным противником их государства – Россия или Китай. Близкие соратники Джо Байдена — Специальный представитель президента США Джон Керри и Государственный секретарь Энтони Блинкен, имеют разные мнения на этот счет.

Поэтому на данном этапе США, как наш главный стратегический партнер, не будут в восторге от контактов Украины с Китаем. Глобального прорыва в отношениях с этой страной не произойдет.

— Отличается ли внешнеполитический курс президента Зеленского от политики других президентов Украины?  

— В плане стратегии особых отличий нет, но тактические нюансы рознятся существенно. Например, определенные колебания с уклоном в сторону Великобритании в последнее время. С этим же связана и подготовка визита Президента Зеленского в Лондон.

Кроме того, для Президента Зеленского характерна наглая манера ведения внешней политики. Но это тактика. Просто маневры, которые не особо влияют на внешнюю политику страны, которая направлена на сближение с Вашингтоном и противостояние с Россией.

Читайте также по теме