После недавнего стремительного падения курса гривны, на валютном рынке вот уже которую неделю царит затишье. В обменных пунктах Украины 7-8 мая, как и в предыдущие дни, курс доллара в продаже держался на отметке примерно 23 грн/долл, в покупке — около 21 грн/долл. О том, стоит ли ждать украинцам новых курсовых колебаний по окончании майских праздников, корреспондент ГолосUA расспросила экономиста Бориса Кушнирука.
-Борис Борисович, курс доллара в Украине в последнее время стабилен. Надолго ли это?
—Существуют серьезные внешние факторы, влияющие на курсовую ситуацию. В первую очередь это — война на Востоке. Если принимать во внимание данное обстоятельство, можно утверждать, что в ближайшее время курс доллара может быть каким угодно. Этот фактор приводит к росту панических настроений, негативных ожиданий, вызывающих «скачки» курса. Конечно, на колебаниях валют пытаются заработать спекулянты. Поэтому, курс может резко отличаться, в зависимости от сложности ситуации.
-Если ситуация на Востоке будет спокойной, какие цифры мы увидим в обменниках в ближайшее время?
-Если удастся удержать ситуацию без масштабной внешней агрессии, отпадет столь мощный фактор влияния — считаю, что курс может сохраняться в сегодняшних пределах на протяжении следующих нескольких месяцев. Учитывая уже довольно глубокую девальвацию. С экономической точки зрения, оснований для сколько-нибудь значительного падения курса гривны нет. В то же время, дальнейшие события на валютном рынке определяются действиями правительства по проведению реформ, работы с внешними кредиторами по реструктуризации внешнего долга, а также — по получению следующих траншей кредита МВФ. Все эти факторы в течение 2-3 месяцев обязательно скажутся на курсе — негативно или обеспечивая стабильность.
-Что может помешать правительству реструктуризировать внешний долг?
-Разговоры о части его списания. Это вызывает наибольшее недовольство кредиторов. Они готовы будут отсрочить погашение долга, но вряд ли позитивно отнесутся к списанию задолженности. Эту тему во время переговоров можно поднимать только в тактических целях, настаивая на списании, но затем отказываясь от него, чтобы получить более выгодные условия по реструктуризации задолженности.
-Министр финансов Наталья Яресько заявила, что июнь может стать самым тяжелым месяцем для экономики страны в текущем году. Почему?
-У нас продолжается падение экономики. Ситуация с бюджетом сложная: хоть и обеспечивается стабильность его дефицита, но происходит это за счет урезания расходов, а не в связи с тем, что доходы стабильны. Плюс — положение дел в банковской системе довольно непростое. Национальный банк более-менее успешно удерживает ситуацию под контролем. Правда, НБУ это осуществляет методами, ухудшающими долгосрочный курсовой прогноз. Я критически отношусь к тому, что ограничивается кредитная активность. Сверхвысокие ставки кредитования «обрезают» возможности получения денег экономикой. И делают невозможным использование Национального банка, как инструмента для экономического роста. А это сейчас необходимо. По этому поводу есть прекрасный анекдот. Водитель ежедневно на одной из остановок наблюдал, как к троллейбусу бежит женщина. Каждый день она опаздывала. «Вот и сегодня опоздала», — подумал водитель, закрывая дверь у нее перед носом. Я это к тому, что от политики правительства и НБУ в значительной мере зависит, насколько тяжелым будет июнь этого года. Пока, думаю, политика, которую они проводят, скорее, является фактором дестабилизации.
-Как вы считаете, почему украинцев так беспокоят курсовые колебания валют?
-Само соотношение курса гривны к иностранной валюте не является столь важным вопросом. Например, 1 доллар стоит 130 йен. Важно другое: сколько люди получают этих самых йен. Или гривен, в нашем случае. Вопрос в том, какие возможности мы получим для реального роста экономики и доходов населения? Реформы, прозрачность и сбалансированность бюджета, сокращение коррупции — ответственность правительства. Но и у НБУ есть своя зона ответственности. И пока неясно, насколько эффективно Нацбанк в ней действует.