Всего за несколько дней чемпионата «Евро-2012» в фан-зоне на столичном Крещатике гости и киевляне смогли выпить более 200 тысяч литров пива! Врачи заявляют: в Украине образовалась тенденция чрезмерного употребления спиртных напитков. Руководитель Киевского гештальт-института организационного консультирования Дмитрий Чамара рассказал корреспонденту «ГолосUA», как бороться с такой стереотипной любовью к пиву.
— Сколько времени должно пройти, чтобы генная память о потребности употреблять пиво в большом количестве была стерта?
— Никто не может с научной точки зрения сказать, как употребление пива скажется на генах потомков. Возможно, нужно, чтобы сменились целые поколения для «стирания» такой памяти. И обязательно дифференцировать причины определенных последствий. Не исключено, что причина негативных последствий – не пиво, а токсические выбросы, консерванты в пище и другое. Так что при оценке результатов такого исследования – если оно будет проведено – практически невозможно определить, действительно ли одно пиво является причиной заболеваний, недомоганий. Но то, что чрезмерное употребление этого напитка уже повлияло на физиологию и здоровье украинцев, — факт! К примеру, женщины сейчас из-за этого рожают с большими осложнениями, чем, скажем, одно поколение назад.
— Можно ли приучить себя и группу своих друзей отказаться от традиционного бокала пива по пятницам и ввести другую традицию – например, собираться за чашкой чаю?
— Если говорить о зрелых людях, то у них есть способность анализировать свое поведение. Если человек задает себе время от времени вопрос «Тот ли результат я получаю?» и корректирует свое поведение, это уже хорошо. Потому что у такого человека или группы людей возникает альтернатива — организовать свой отдых по другому сценарию. Например, собраться и поиграть в волейбол. Но для этого нужно заняться организацией игры и спланировать эту встречу. Или арендовать сауну, взять машину, взять чай, и, согласовав с друзьями, отдохнуть. Это сложнее, чем купить ящик пива, закрыться в комнате и смотреть футбол. После пива можно рассказать тому, кто рядом, что на душе. Хотя, с чего это вдруг, спрашивается? Это уже сигнал, что нет нормальных отношений, которые позволяют проживать эмоции. Мы много смущаемся, мы боимся открываться. А в этом есть большая потребность – открываться, чувствовать тепло. А пиво по пятницам – это привычнее, чем проанализировать, отказаться от старого стереотипа и сформировать новый.
— Почему же тогда большинство взрослых людей настолько закрыты друг от друга в нашем обществе?
— Мы все – зависимые люди. Мы рождаемся зависимыми. Не бывает ребенка, независимого от матери. И эта зависимость не исчезает. Но ее можно заменить бутылкой. Потому что мать или любимая женщина не всегда рядом – она занята в этот момент, у нее другие потребности, а бутылка – она всегда под рукой. А после глотка алкоголя возникает иллюзия зависимости. Опасность в том, что незаметно происходит подмена. Зрелый человек может себя изменить. Но зрелых людей из тех, кого я знаю, крайне мало. Поэтому мы можем говорить, что люди зависимы в той или иной степени. Даже если они переформатировали свою зависимость от материнского объекта к другому объекту – например, к любимой женщине, к другу, увлечению, алкоголю. К алкоголю же переформатировать свою привязанность зависимость проще всего.
— Вы публично заявляете о вреде алкоголя, но многие установки формируются в семье. Насколько сложно изменить отношение к алкоголю у зависящих от него людей?
— Если государство определенными ограничениями в рекламе, в пропаганде спиртного поддержит установку на здоровый образ жизни, желание заниматься спортом, будет развиваться культура потребления спиртных напитков. И это поможет людям находить свой альтернативный путь. Важно понимать, что мне вредит и что мне не вредит, и пользоваться отпущенным природой здоровьем разумно.