Марина Иванова
07:00 26/09/2016

Д. Марунич: «Конфликт вокруг «Укртрансгаза» — попытка передела сфер влияния между группами Порошенко и Яценюка»

Как заявил первый вице-премьер Степан Кубив, Минэкономразвития приостановило решение об изменении устава НАК "Нафтогаз Украины", предусматривавшее вывод государственной компании "Укртрансгаз" из управления холдинга. "У премьера состоится совещание с участием всех заинтересованных сторон, и мы будем обсуждать наши действия по сути и по форме. Но я хочу подчеркнуть, что мы пойдем путем создания независимого управления в" Нафтогазе "и других компаниях, связанных с добычей и транспортировкой газа ", — сказал Кубив. 17 сентября Владимир Гройсман пообещал лично разобраться в конфликтной ситуации. О причинах и последствиях событий, разворачивающихся вокруг «Нафтогаза», корреспондент ГолосUA беседовала с директором Института энергетических исследований Дмитрием Маруничем.

— Дмитрий, что происходит вокруг «Укртрансгаза»?

— Уже, наверное, ничего. Произошел фальстарт: Минэкономразвития пыталось поручить контроль не над всем «Укртрансгазом», но над значительной частью его хозяйственной деятельности — над крупными тратами, тендерами и над менеджментом. При этом, «Нафтогаз» продолжал бы быть собственником «Укртрансгаза», что важно. Но Минэкономики контролировал бы назначение руководства компании и крупные расходы.

Однако решение отыграли назад, приказ Минэкономики отменили. Это, можно сказать, тактическая победа господина Коболева. Но после стало известно, что правительство Украины хочет переподчинить себе НАК — «Нафтогаз». И, по-видимому, так оно и будет. Так что Коболев будет подчинен уже не Минэкономразвития, а Кабмину напрямую.

— Как можно в целом охарактеризовать сложившуюся ситуацию?

— Я бы охарактеризовал ее, как попытку передела сфер влияния между группами Порошенко и Яценюка. Коболев — это креатура Яценюка, и он продолжает там (во главе НАК — «Нафтогаза» — ред.) оставаться. А Кубив — креатура Порошенко. И это — борьба за финансовые потоки. По идее, «выдавливание» «Укртрансгаза» из «Нафтогаза» должно было привести к тому, что финансовые потоки сконцентрировались бы у президентской группы влияния. Но этого пока не произошло.

В любом случае, власть будет пытаться поставить под контроль самого Коболева, чтобы он не занимался никакой «самодеятельностью».

— А почему все отыграли назад? Из-за проявленного Западом недовольства этой ситуацией?

— Да, я так понимаю, действительно, какое-то давление со стороны Запада присутствовало. Могли возникнуть проблемы с дальнейшим кредитованием от ЕБРР, в частности. Конечно, никто из нас не видел кредитного договора, чтобы утверждать это наверняка. То, что рассказывает Коболев — далеко не факт. Однозначные выводы можно сделать, только увидев кредитный договор.

Почему все «отыграли назад»? Потому что это, якобы, могло быть чревато негативными последствиями. И еще, если быть до конца честным, решение г-на Кубива не соответствовало постановлению Кабмина, которым закреплена процедура реформирования НАК — «Нафтогаз». Согласно нему, только после решения Стокгольмского арбитража то, что осталось бы от «Укртрансгаза» могло бы быть переподчинено Минэкономики. Так что, действительно, г-н Кубив «побежал впереди паровоза». Зачем и почему? Видимо, Кабмин не удовлетворяло то, как Коболев пытается «рулить» «Укртрансгазом».

— Долгое время МВФ призывал Украину устранить дефицит «Нафтогаза», сейчас компания имеет прибыль…

— Да, дефицита «Нафтогаза» больше не существует — за счет резкого повышения тарифов. Но что произошло? На субсидии тратится огромная сумма, уже сопоставимая с дефицитом, который был у «Нафтогаза». Конечно, эта цифра в долларовом эквиваленте немного уменьшилась. Ведь тарифы не просто так подняли: в результате, по объективным причинам, сократилось потребление газа. Но все равно проблема не решена. Это может случиться только после того, как вырастут доходы населения. Однако они не растут, а, наоборот, снижаются.

— Как дальше будет развиваться ситуация?

— Кабмин переподчинит себе «Нафтогаз». И, пока «Нафтогаз» будет контролировать «Укртрансгаз», по всей видимости, Коболев будет пытаться сместить г-на Порокопива, президента «Укртрансгаза», об этом он уже заявил публично. Так что Кабмин будет пытаться «сверху» контролировать Коболева, а он продолжит контролировать «Укртрансгаз».

— Может ли Президент поставить «своего» человека во главе «Укртрансгаза»?

— Посмотрим, может быть, и поставит — как договорятся. «Кавалерийский наскок» не удался, поэтому начнутся какие-то торги. Кубив тоже не ребенок во всех этих аппаратных играх, но ему маневр не удался, так как это противоречило решению Кабмина.

— А как в целом проходит реформирование «Нафтогаза»?

— Пока пытаются выполнять решение Кабмина. Какими будут последствия — отдельный вопрос, но власти это решение реализуют, план согласован с Евросоюзом.  

Читайте также по теме