Из-за дефицита антрацита в Украине остановились Трипольская ТЭС в Киевской области и Приднепровская ТЭС, Змиевская ТЭС в Харьковской области, Криворожская ТЭС и пятая тепловая электростанция, которая работает на антраците, — Славянская ТЭС в Николаевке. Всего в Украине действуют 14 ТЭС, которые наряду с АЭС являются основными производителями электроэнергии в стране, семь из них работают на дефицитном антраците, остальные — на газовом угле, запасов которого достаточно. ГолосUA решил разобраться и расспросил эксперта в сфере энергетики Дмитрия Марунича, к чему приведет остановка ТЭС?
— К чему приведет остановка ТЭС?
— На протяжении ближайшего месяца потребитель не должен почувствовать какого-то эффекта от остановки пяти ТЭС в Украине, если не будет форс-мажорного выхода из эксплуатации крупных генерирующих объектов. В частности, — атомных блоков и станций. Если не привести антрацит, то в ближайший месяц в стране будет дефицит мощности в пределах 15%. Его нечем заменить, и во второй половине мая начнутся веерные отключения. В первую очередь, это коснется центральных областей. А также зацепит промышленно развитые регионы. Киев пострадает в меньшей степени.
— Будут ли дальше останавливаться ТЭС?
— Все, что было можно остановить – уже остановлено. Дальше уже просто нечего останавливать. Остальные станции работают на угле марки Г. То есть для других станций угля пока достаточно и их не будут останавливать. Осталась Луганская ТЭС. Там запасов хватит суток на 40. Но она работает изолированно от Украины и обеспечивает электроэнергией людей на севере и на юге Луганской области.
— Стоит ли ожидать развала энергосистемы?
— Скорее всего, развала не будет. Но будут существенные ограничения. Ведь у нас очень сильно упало потребление электроэнергии за последние годы. При Януковиче пик потребления был 39 тысяч мегаватт, а сейчас 19 мегаватт. То есть потребление сократилось в два раза из-за простоя промышленных предприятий. А пик потребления покрывался тепловыми генерациями. В итоге все, что произошло, привело к тому, что в Украине началось сокращаться промышленное производство.
— Чего ждать украинцам текущим летом из-за ввода чрезвычайного положения в энергетике?
— Либо привоза антрацита, либо ограничения поставок электроэнергии. Яркий пример Южноукранская АС, где летом вместо 3000 тысяч мегаватт установленной мощности, используют только 1,8 тысяч. Если антрацит купят в достаточных объемах, то людям повысят тарифы. Если нет, то летом, когда все начнут включать кондиционеры, просто будут отключать электричество.
— Нужно ли было вводить режим ЧП в энергетике?
— Конечно. Без него мы бы не дотянули до весны. Ведь данный режим позволил уменьшить потребление антрацита, начиная с февраля месяца. Продлевать ЧП режим в энергетике Кабмин сможет максимально долго. До тех пор, пока правительство не решит проблему с поставками угля. Но из-за того, что в стране просто нет нормальной вертикали власти, которая позволяет государству реализовывать свои интересы, данный режим может затянуться. Ведь из-за блокады угля из Донбасса правительство не знает, как обеспечить украинцев теплом и светом.
— Откуда украинские власти будут закупать уголь?
— Из ЮАР, ДЭТК, США и Австралии, оттуда, уже, кстати, были поставки. Больше вариантов нет. Пока сложно прогнозировать откажется ли украинские власти от угля из Российской Федерации. Но в итоге зарубежный уголь будет дорого обходиться украинским потребителям. Например, в прошлом году антрацит из ЮАР обходился порядка 60 долларов за тонну, из США – 120! В этом году уголь импортный обойдется дороже на 30%, что создает предпосылки для роста тарифов, так как оптовая цена на электричество может вырасти на 10-15 % только в текущем году.