Д. Яблоновский: «В 2015 году потребительские настроения украинцев достигли дна»

По данным НБУ, в ноябре 2015 года инфляция в Украине в годовом измерении составила 44,6%. Руководитель отдела финансовых исследований компании GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский в интервью ГолосUA рассказал о показателях потребительских настроений украинцев, а также о необходимости избавляться от философии патернализма.

— Дмитрий, согласно исследованиям GFK Ukraine, потребительские настроения украинцев в ноябре слегка улучшились по сравнению с октябрем. Охарактеризуйте динамику изменения потребительских настроений украинцев в 2015 году в целом…

— В первом квартале года мы достигли условного дна с точки зрения индекса потребительских настроений (ИПН) и далее он колебался со слабой положительной динамикой. Отмечу, что при этом потребительские настроения украинцев остаются глубоко пессимистичными.  ИПН выстраивается, как разница между теми, кто считает, что ситуация улучшится, и теми, кто полагает, что ухудшится. Подобный баланс в 2015 году был негативным. Таким образом,  количество людей, которые считают, что ситуация ухудшится, все время превышало процент оптимистов. По состоянию на ноябрь ИПН  достиг 50 %. Если бы количество оптимистов и пессимистов было равно,  то ИПН составлял бы 100 пунктов. Думаю, что еще очень долго нельзя будет говорить о значимом улучшении потребительских настроений наших граждан. Мы только в ноябре начали приближаться к уровню ИПН осени 2014 года, и то, тогда показатели были не самыми лучшими. 

— Давайте поговорим более предметно о составляющих ИПН, ведь согласно им можно узнать об оценке украинцами своей текущей жизни и будущего…

— Мы действительно задаем респондентам ряд вопросов относительно текущего материального состояния, об ожиданиях относительно его изменения, а также развития экономики в ближайший год и пять лет и относительно целесообразности делать крупные покупки. Данные мы сводим к двум показателям  — индексу текущего состояния и индексу экономических ожиданий, которые и составляют ИПН. В последнем периоде мы видим, что улучшились ожидания относительно развития экономики в ближайшие 5 лет, но  относительно индекса текущего состояния произошло ухудшение. Это может говорить о том, что после местных выборов у части населения появились какие-то надежды в долгосрочной перспективе, но текущее материальное состояние оценивается, как достаточно низкое, что связано, в том числе, с большим ростом цен на коммунальные услуги. Многие граждане не ожидают, что у них появится больше денег на текущие потребности.  Что касается оценки развития экономики, то у респондентов она, конечно,  субъективна. Экономическим агентам сложно делать подобные прогнозы, но с другой стороны будем надеяться, что позитивные ожидания населения понемногу будут становиться трендом в Украине.  Важно, чтобы правительство и Президент каждый день не только действительно проводили реформы, но и доносили их суть до населения. Тогда мы будем понимать, что сейчас будем сидеть  с затянутыми поясами,  но, возможно, через пять лет будем жить в другой стране.

— Все же довольно сложно быть оптимистом и затягивать пояс, когда у ряда граждан не хватает денег на первостепенные вещи…

— К сожалению, в стране действительно есть те, кому не хватает на питание, но те, у кого еще остались деньги, могут влиять на экономику и свое будущее. К примеру, у вас есть 1000 гривен или долларов, и вы можете в канун Нового года купить новый телевизор, холодильник либо накрыть полный стол и хорошо провести время. Но в то же время можете купить набор инструментов и записаться, к примеру, на курсы сапожников. Я вспомнил о сапожниках не случайно — в условиях обнищания упал спрос на покупку импортной обуви и, наоборот, вырос на ремонт. Сейчас сапожники так востребованы, что даже не берут срочные заказы. Так вот человек может в любом случае потратить 1000 гривен или долларов, но с разным эффектом. В первом случае он оценит текущее состояние, как хорошее,  но как только потратит деньги на новый телевизор или банку красной икры, то ожидания относительно финансов в  будущем снизятся. Если же он инвестирует эти деньги в собственное обучение и дальнейшее получение прибыли, то через год у него может наладиться собственное дело, приносящее стабильный заработок. В таком случае, не тратя деньги сейчас на банку икры, человек скажет, что уровень благосостояния у него на данный момент низкий, но экономические ожидания будут достаточно хорошие. Я хотел бы, чтобы среди украинцев было, как можно больше людей второго типа. Да, сейчас многим тяжело,  но необходимо думать, что можно сделать, чтобы через год стало лучше.

— По принципу: «граждане — составляющие экономики»…

— Действительно, от чего надо избавляться, так это от философии патернализма. Мы влияем на экономику, нельзя отделять себя от нее, хотя я не отрицаю и роль государства, но она ограничена. Роль  НБУ, Президента должна быть лидерской и поддерживающей, но не решающей. Никто за нас с вами ВВП не создаст. Каждый украинец должен об этом помнить. ВВП и экономические настроения — это часть одного целого. Если кто-то не проест тысячу долларов, а вложит их в успешный старт-ап, то в перспективе это должно привести к экономическому росту. Другое дело, если государство мешает закладывать фундамент будущего гражданам на завтра, то мы должны протестовать против этого.

— Что вы можете сказать о потребительских настроениях украинцев с точки зрения регионального, возрастного и гендерного аспектов?

— Потребительские настроения украинцев неоднородны. Если анализировать в региональном разрезе, то они  значительно выше в Киеве, и эта тенденция характерна на протяжении многих лет. Ниже, чем в столице, но выше, чем в среднем, потребительские настроения на западе Украины, а наиболее низкие — на востоке. С точки зрения размера населенных пунктов, то в более крупных городах оптимизма у людей больше. И, конечно, чем выше  уровень благосостояния, дохода, тем выше потребительские настроения. Чем моложе опрашиваемые респонденты, тем они также более оптимистично настроены. ИПН у пенсионеров гораздо ниже, чем у других групп. К сожалению, в Украине  это самая незащищенная и самая бедная социальная группа.

— Расскажите, почему важно знать и учитывать уровень потребительских настроений граждан…

— Для этого есть две причины. Прежде всего, согласно общемировой практике, он является так называемым опережающим индикатором —  такие показатели используются, чтобы прогнозировать реальное изменение в экономике. После роста ИПН  экономика начинает постепенно показывать улучшение  и через реальные статистические показатели. Во-вторых, показатели потребления определяются не только нашим доходом, ведь мы начинаем тратить больше не только, когда зарабатываем больше. При этом мы должны быть достаточно уверены в завтрашнем дне и хотеть тратить больше. Таким образом, еще одна роль ИПН — в субъективной оценке состояния потребителей, которая определяет его поведение.

— И, конечно, потребительские настроения коррелируют с уровнем потребительского спроса…

— Существует одна из гипотез, что можно улучшить экономическую ситуацию, стимулируя внутренний потребительский спрос. Ведь вспомним: сейчас вместе с ценой на нефть падает цена и на другую сырьевую продукцию, в том числе, на металл. Если спрос на наш экспорт снижается, то за счет чего может развиваться экономика? За счет внутреннего спроса, но для этого у людей должны расти доходы, и они должны хотеть тратить средства. В 2015 мы наблюдали падение реальных доходов. Если же посмотреть показатели госбюджета, уровень инедксации зарплат госчиновников и пенсий ориентировочно совпадает с уровнем инфляции, ожидаемым НБУ. То есть  особого прироста не будет. Но можно предположить, что у людей есть дополнительные финансовые резервы, возможно, кто-то выиграл от девальвации, покупая доллары по выгодному курсу, и такой человек вдруг начнет более активно тратить деньги. При этом импортные товары ведь стали дорогими, поэтому он может активно выбирать украинскую продукцию, поддерживая внутренний спрос и отечественную экономику. В то же время я бы не сильно рассчитывал на подобный сценарий, ведь у большинства граждан нет прироста реальных доходов и потребительские настроения не на том уровне. Украинцы могут поддержать с точки зрения потребления украинскую экономику через импортозамещение, но возможность этого фактора очень ограничена. Ожидать чудес не стоит. Экспорт, по оценкам экспертов, также вряд ли спасет украинскую экономику в 2016 году.

— GFK Ukraine также осуществляет замеры так называемых индексов девальвационных и инфляционных ожиданий, а также ожидаемой динамики безработицы. В ноябре показатели выросли, что не является позитивной тенденцией…

— Индексы девальвационных и инфляционных ожиданий в последний месяц действительно немного выросли.  Индекс девальвационных  ожиданий (ИДО)сильно колеблется в зависимости то того, что происходит на валютном рынке.  Раньше, когда теневой рынок не был таким большим, можно было учитывать сальдо покупки валюты населением, которое фиксировал НБУ, наличные курсы банков и ИДО, чтобы делать выводы. Сейчас же, к сожалению, сказать, что ИДО коррелирует с реальными показателями НБУ, тяжелее.В Одессе, например, респонденты сходу рекомендуют делать валютообменные операции на 7-ом километре, которые вряд ли попадают в статистику НБУ. Что касается индекса ожидаемой динамики безработицы, то, видимо, наше население хорошо адаптируется к кризису. Мы сильно обеднели, но держимся за работу, которая дает возможность заработать на хлеб. Ожидания населения с точки зрения безработицы негативны, но не ухудшаются в последнее время.

— Когда в Украине ИПН был наихудшим и наилучшим?

— В других странах мира ИПН больше коррелирует с тем, что происходит с экономикой и социально-политической жизнью в реальности. В Украине же динамика изменения ИПН,  к сожалению, часто привязана к избирательному циклу. Хорошие потребительские настроения фиксировались в 2005 году после избрания президентом Виктора Ющенко, потому что было много надежд. Далее в 2006-2007 годы индекс текущего состояния  был выше, чем индекс экономических ожиданий, и это были «годы проедания», когда мы все покупали, но мало инвестировали. А далее положительная динамика ИПН у части населения фиксировалась после избрания Виктора Януковича, но это длилось, как мы видим, очень недолго. Надеюсь, что со временем ИПН все более будет зависеть в нашей стране от экономических показателей, а не политической составляющей и панических настроений.

— Кто является респондентами исследования, которое проводит GFK Ukraine?

— Мы опрашиваем 1000 граждан ежемесячно в возрасте 16+, которые представляют всю Украину. Исследование является репрезентативным.

Читайте также по теме