Профессия парфюмера – наверное, одна из самых загадочных, а искусство составления запахов – это некая алхимия, постичь которую, похоже, дано только избранным. В Украине профессиональных парфюмеров можно посчитать на пальцах одной руки. Среди отечественных мастеров особое место занимает известный в Киеве художник ароматов Денис Хотос. Профессиональный архитектор и музыкант, Дэн начал заниматься парфюмерным искусством по зову души. О том, какие запахи актуальны этой осенью, а также о специфике «работы» с ароматами и своих революционных инновациях в этой сфере Денис Хотос охотно рассказал корреспонденту «ГолосUA».
— Денис, какие ароматы осени вы бы порекомендовали нашим читателям? Можете ли вы назвать самый модный аромат?
– Здесь вопрос можно рассмотреть с двух сторон: с общей позиции, какие ароматы вообще бывают, и с той позиции, какими ароматами можно (или стоит) пользоваться. Парфюмерных ароматов очень много. Если говорить по большому счету, то самое главное для осени, я считаю, это должен быть согревающий аромат, к которому относятся, прежде всего, сладкие древесные тона. Их много – это ваниль, роза, сандал, амбра – все, что связано с горячими темными спектрами в сторону коричневого и фиолетового цветов. Для зимы, скажем, это однозначно так. А вот для осени это не так однозначно – потому что осень разная бывает. Это такая ароматичная пора, и здесь должно быть что-то интересное…
— Какие ароматы, как правило, нравятся людям?
– Известно, что запахи влияют на наше состояние и настроение. Также они являются причиной притяжения. Не секрет, что наше обоняние «регистрирует» всю гамму окружающих нас запахов. Создавая индивидуальность, можно создавать духи для одежды, для волос или для кожи. Много работая с людьми и наблюдая за их предпочтениями, могу сказать, что вот пришли дождики и людям начали нравится совершенно другие запахи, чем, скажем, нравились летом, когда жарко и хочется чего-то освежающего. Потому общая рекомендация моя для осени – это, конечно, запахи, которые источают теплоту. Допустим, это какие-то яркие цитрусы. Ну а озоновые, свежие, летние ароматы сейчас вообще не в тему – они просто не вписываются в сюжет осени.
— Что бы вы посоветовали выбрать конкретно из духов для осени?
— Я не готов ответить на этот вопрос. Конкретных марок и моделей духов — великое множество. Рекомендовать здесь что-то очень трудно. Надо просто приходить в парфюмерный магазин лично и самому выбирать, что нравится. Это настолько обширная тема и в ней столько нюансов, что я буду очень не прав, что отвечу на этот вопрос и посоветую что-то конкретное из духов.
— «Силовая» характеристика ароматов – это ваше ноу-хау?
– Да, это мое новшество – именно «силовая» характеристика. Это как векторы в физике или математике. Есть аромат – «ноль», есть аромат, который движет «в минус», и есть аромат, который движет «в плюс». Мне сейчас нравится выписывать ароматы в формате их «силы их воздействия». У меня уже настолько развито обоняние, что можно начинать выделять и распределять запахи по шкале сил. Допустим, какой-то аромат по пятибалльной шкале тянет на пятерку, а какой-то – на минус два. Это все не в плоскости, а, скажем так, еще в объемном пространстве. Это пространственная силовая характеристика ароматов. Таков мой новый подход, который я сейчас развиваю и основываюсь на нем. Я бы сказал, что работа парфюмера – это постоянные ноу-хау.
— Вы все время в поиске…
– Да, у меня это постоянный поиск чего-то нового. Того, что может удивить. Это огромное количество разных проб, разных смешиваний. Это постоянная работа, очень большой объем очень разных материалов. Это как библиотека. Работа с огромной библиотекой запахов. Еще работа парфюмера заключается в том, чтобы найти максимально универсальный и максимально простой подход к работе. Можно перепробовать десятки тысяч вариантов и только найти два из них, которые будут действительно интересными. А можно придумать такой подход, который позволит сделать, допустим, 20 вариантов и 5 из них будут отличными.
— Вы по образованию архитектор и музыкант? Помогают ли вам эти ваши знания в парфюмерном деле?
– По образованию я архитектор. Однако сейчас занимаюсь музыкой. Мои знания, конечно же, помогают мне в парфюмерном деле, потому что, по сути, любой вид искусства – это композиция. Это искусство сочетания и закономерности во всех видах искусства если не одни и те же, то очень похожи. Потому что центром всего этого являются человеческие органы ощущений. По сути, моя задача – искать и изучать гармонические закономерности ощущений – именно ощущений. Будь это слуховые, визуальные, обонятельные ощущения – и все это взаимосвязано в одном предмете – человеке.
— С какими известными мастерами вы сотрудничаете?
– Я работал со стекольными мастерами. Например, это Эммануэль Тоффоло из Италии. Сотрудничаю я также с французскими и польскими парфюмерами. Больше, чем с другими, я общаюсь с дизайнерами. Это обмен опытом. Такое общение очень полезно. Ведь любое искусство – это взаимообмен между художниками.