В Украине продолжается реформа средней школы. Теперь она коснется старших классов, в которых будут давать профильное образование. Профиль будут выбирать школьники и их родители. Часть школ не будет принимать детей в 10-11, а потом в 12-й классы. Такая реформа, в том числе, призвана решить проблему переполненности школ, нехватки кадров и обеспечение учебного процесса в старших классах необходимой материально-технической базой. В то же время с этой реформой связаны переживания учеников и их родителей: смогут ли дети получить полное среднее образование. Для чего и как проводится реформа, в интервью ГолосUA рассказывает директор киевской гимназии № 153 имени А. С. Пушкина Елена Баталова.
– Елена Львовна, как вы считаете, насколько правильно то, что старшие классы перестанут существовать в определенных школах?
– Рациональное зерно здесь есть. Есть и свои недостатки, как в любом вопросе. Рациональное в том, что до 9-го класса дети получают базовое образование, а вот уже полное образование – это 10-й, 11-й и еще 12-й класс.
– С какого года начинает действовать 12-й класс?
– Когда дети, которые сейчас ходят в третий класс, пойдут в 12-й. Получается, что после базовой школы дети должны определиться, в какую профильную школу они приходят, то есть какой профиль они в дальнейшем будут выбирать. Старшая школа была профильной и такой должна быть. Что такое профильная школа? Это материально-техническая база, которая будет этот профиль поддерживать. Это кадры, которые смогут работать с этой базой, поддерживая этот профиль на том уровне, который будет необходим на тот момент для детей. Получается, что все наши учебные заведения разделятся: те, которые будут с 1 по 9 класс, это I-II ступень, и те, которые будут обслуживать II и III ступень, это 5-12 классы. Какой выбор имеет возможность сделать ребенок? Он может прийти в одну школу и обучиться до 9-го класса, а потом, уже когда он определится, какое направление ему больше нравится, он может выбрать ряд школ, которые будут в его ближней локации и выбрать то или иное профильное направление. Например, на сегодняшний день наша школа может обслужить только два профиля – математика и иностранная филология. А если ребенок захочет информационные технологии, то я не могу это дать, потому что у меня нет кадров, нет той базы. Если он захочет биотехнологическое направление, я не смогу дать. Если он захочет моделирование, у меня этой базы нет. Ребенок все равно тогда будет искать то учебное заведение, которое для него будет более приемлемым для его будущей специальности. Ищут ли сейчас это учебное заведение дети после 9-го класса? Нет. Потому что все люди идут по линии наименьшего сопротивления – что проще. Если ученик привык к этому классу, к этим преподавателям, то вне зависимости от профиля, который он хочет, он останется в этой школе. Он пойдет на математику, она не помешает. Если математика не дается, пойдет на иностранные языки. Они тоже не помешают.
– Это хорошо, что в вашей школе есть эти два профиля, даже можно выбирать, а есть же такие школы, в которых этих профилей не будет?
– Будут другие профили. Например, 177-я школа она уже дает биотехнологию, лицей «Универсум» дает информационные технологии, 155-я школа с углубленным изучением английского языка даст до 10-11 класса гуманитарное направление. Эти школы есть.
– То есть это не будет работать так, что 9-й класс окончил и нужно уходить, искать что-то другое? Ученик может остаться в своей школе?
– В этом году уже нет. Мы сейчас меняем устав. В нашем уставе будет только I и II ступень. Мы не имеем права выдать ему III ступень, мы не имеем права выдать ему аттестат, у нас не будет такого права. Сейчас у нас еще лицензия на III ступень есть, но когда мы перейдем на I и II-ю, лицензия прекратится.
– Это произойдет с 1 сентября?
– Мы перейдем с 1 сентября. Максимум классов, которые мы можем обслужить – это 27 классов, то есть впритирку. У нас одна школа на большущий микрорайон, где дома вырастают, как грибы, и новых школ не открывается. Получается, по новому закону, все эти дома прикрепляют к ближайшей школе. Ближайшая школа моя. Я должна обслужить свой микрорайон и всех желающих в первые классы взять в свою школу. Если раньше я открывала только два класса, сейчас я открываю три класса, и они переполнены, потому что заявлений 98. Это те, кто имеет право первой очереди – дети в микрорайоне, братья и сестры и дети педагогических работников. Микрорайон очень большой и получается, что все идут ко мне в школу. Соответственно в школе открываются первые классы.
Почему мы посоветовались на педагогическом совете и решили выбрать с 1 по 9 класс, а не с 5 по 12-й? Наша школа всю жизнь была с русским языком обучения. Она давала как знание русского языка, так и знание украинского языка. В новом законе написано, что классы с русским языком обучения могут открываться только в начальной школе. Если мы сейчас перейдем на 5-12-й, сразу мы этот статус теряем. Возможность людей учиться хотя бы с 1 по 4-й класс на русском языке, а с 5-го по 9-й – на украинском, но русский язык и литература как предмет продолжается, будет только тогда, когда мы не возьмем старшую школу. Если мы возьмем с 5-го класса, к нам не придут дети, которые хотят продолжать изучать русский язык. Они у нас могут только остаться.
– То есть вы выбрали модель с 1 по 9 классы, чтобы сохранить обучение на русском языке…
– Да, это первая причина, почему мы выбрали эту модель. И вторая причина, потому что у нас огромный микрорайон, который мы должны удовлетворить в первом классе. Мы не можем сказать им: нет, у нас нет мест. Мы должны взять всех, кто проживает у нас в микрорайоне, а их очень много за счет количества домов, которые уже построены возле школы.
– Вы сказали, что максимум, сколько вы можете взять, это 27 классов, а на сегодняшний день, сколько у вас классов?
– На сегодняшний день у меня 24 класса. Теперь представьте, что уже в 1, 2, 3 классах по три класса. Через два года они придут в пятый класс. Если вы возьмете 9 классов и умножите на три, это получится 27. На сегодняшний момент 24, и сегодня уже тяжело вмещать. Я уже сегодня музей переделываю в кабинеты, методические кабинеты переделываю в учебные кабинеты. Максимум, в который я могу вместиться, чтобы попасть в одну смену, это 27 классов. Если я даже оставлю старшие классы, хотя это не реально, – у меня и кадров нет, и той материальной базы, которая необходима для старших классов, – я просто не смогу их разместить, потому что младшая школа все время мне дает три класса на параллель.
– А хватает ли сейчас педагогических сотрудников, учителей?
– На начальную школу еще хватает. На базовую школу хватает. 10-х классов должно быть, как минимум, пять, 11-х классов должно быть, как минимум, пять. Тех преподавателей, которые могут обслужить профильную школу, такого количества физиков, химиков, биологов, математиков, учителей информатики, конечно, у меня нет. И я их не найду.
– С чем вы связываете то, что не хватает учителей? Их не готовят?
– Нет. Если вы посмотрите, кто поступает в пединституты, и возьмете эту базу, вы увидите, что туда поступают ребята с очень низким баллом ВНО, у них очень низкий проходной балл. Педагогическое образование сейчас не котируется. Соответственно, выпускники пединститутов в школы или не идут, или если идут, то их уровень знаний настолько низкий, что они не смогут обслужить профильную школу. Они приходят сами еще безграмотные. Пока они чему-то научатся, должно пройти время, но никак их нельзя бросать сразу в профильную школу. В профильной школе могут быть люди, которым уже 40-60 лет. Те, кто имеют уже знания, имеют определенную базу и определенный опыт. К сожалению, с каждым годом таких все меньше и меньше.
– Риск, который сейчас обсуждается, это то, что при переходе в старшие классы нужно сдавать экзамены. Это так?
– Нет. На сегодняшний день, если заявлений больше, чем мест, да, тогда объявляется конкурс. Если заявлений меньше, то тогда их забирают. Но в дальнейшем предполагается, что 9-й класс будет сдавать экзамен в форме ВНО, но это еще не в этом году. По тому, как они будут сдавать ВНО, уже они могут в профильные лицеи поступать без экзаменов, если у них высокий балл ВНО. Там дальше открывается другая система. То есть профильные лицеи или профтехучилища, где уже профессию дают, там может быть балл ниже, и предполагается, что даже если вы окончили непрофильный лицей, а, к примеру, профтехучилище и вдруг захотите поступить в высшее учебное заведение, у вас будет такая возможность.
– В начале нашего разговора вы сказали, что в реформе со старшими классами есть недостатки и рациональное зерно. В чем рациональность?
– Государство сейчас сделало действительно хорошие вложения в «Новую украинскую школу», младшую школу. Она действительно получила хорошую базу, хороший дидактический материал, хорошую техническую базу. Это, как обещали, действительно, получилось. Теперь то же самое государство должно сделать со старшей школой. Они должны обслужить базу профильной старшей школы. Купить один 3D-принтер – не значит, что вы можете обслужить старшую школу. Этот профиль должен поддерживаться лабораториями. То есть за счет чего делать профиль. Его же надо делать на какой-то базе. Если будет закладываться оснащение старшей профильной школы, как было в «Новой украинской школе», младшей, то это хорошо. И кадры. Вы можете в школу поставить новое оборудование, робототехнику, но нужно, чтобы кто-то это смог преподать. Это очередной вопрос, кто на этом сможет работать, кто этим может пользоваться. Поэтому те лицеи, которые уже есть, продолжают работать. В нашем микрорайоне есть школы, которые уже заявили, что они будут с 5 по 12 класс, и уже даже заявили свои профили.
– В чем же недостатки реформы?
– В том, что дискомфортно и неудобно детям. Они еще не привыкли, что они должны отойти от класса, что в 9-м классе они до конца не выбрали, какой профиль они хотят, это только выбор родителей, сами они до конца еще не осознанны. В основном они идут по месту жительства, где удобно, второе – куда идут их друзья. И вопрос в том, что даже если они куда-то перейдут, насколько это будет соответствовать их профилю, насколько та школа, куда они перейдут, сможет им обеспечить их видение профильной школы.
– Некоторые родители волнуются, потому что хотели, чтобы дети доучились в своих школах, а сейчас надо искать другие школы. И не факт, что они попадут. Как можно успокоить таких людей?
– Они попадут 100 %, потому что школы открывают больше классов. Те, которые набирают 10-11-й классы, открывают по 3, 4, 5 классов. Соответственно они попадут. Это естественно. Они беспокоятся только по одной причине: это определенный выход из комфортной ситуации. То есть им надо подняться, подумать, поискать и понести туда документы. Проще остаться на старом месте и ни о чем не думать, и пусть ребенок учится, потому что нам так удобно. Выйти из комфортной ситуации – это сложно, это действительно неудобно, проще остаться. Только поэтому они волнуются. То, что места будут, они будут 100 %. То, что качество, может быть, будет не то, да, может быть, но я не уверена, что та школа, которая есть, будет его давать. С каждым годом все сложнее и сложнее давать качество в профильной школе.
– Также говорят, что мотив такой реформы старшей школы – экономия бюджетных средств…
– Я не думаю, что это будет экономия. Какая тут может быть экономия. Если у меня 24 класса, а предполагается, что будет 27, значит, уже нет никакой экономии. Три класса я буду выпускать, куда-то же эти дети пойдут. Значит, в тех школах, куда они пойдут, они займут свои места. Поэтому я не вижу, в чем может быть экономия.
– Вам не жаль, что скоро в вашей школе не будет старших классов?
– Если я делаю шаги вперед, я стараюсь не смотреть назад и говорить о том, что мне жаль. Можно найти изюминку, даже если это будет только начальная школа. Например, мы сейчас в 8-9 классе вошли в украинский эксперимент, чтобы наши дети смогли более осознанно выбрать после 9-го класса профиль. Он заключается в том, что дети проходят разные спецкурсы. У них есть возможность попробовать себя в логике, в финансовой грамотности, изучать географию или историю на английском языке. То есть попробовать разные спецкурсы, чтобы понять, что им нужно. Может быть, это не та профильность, которую нам бы хотелось, она тоже очень сырая, мы только с сентября в этом эксперименте, но, тем не менее, и тут мы хотим сделать досконально хорошую базу до 9-го класса.