Е.Козелько: «В случае подозрений операция с картой банка может быть приостановлена до 30 дней»

В апреле 2020 года в Украине вступил в силу закон, направленный на борьбу с легализацией доходов, полученных в результате преступлений. Согласно новым правилам, банки будут более пристально мониторить финансовые операции, в том числе и с наличными. Перевод наличными на сумму 5 тыс. грн и более без идентификации будет невозможен. О новых правилах перевода наличных средств и что в связи с этим необходимо знать в интервью ГолосUA рассказал адвокат юридической компании «Тарасов и партнеры» Евгений Козелько.

— Евгений, в СМИ пишут, что стоит добавить к сумме 5000 грн несколько гривен — и банк уже обязан будет проводит идентификацию (верификацию) личности клиента или лица, которое пополняет банковскую карту, и в дальнейшем блокировать перевод денег в ряде случаев… Так ли это?

— Закон обязывает банк, чтобы все переводы сопровождались информацией о плательщике (инициаторе перевода) и о получателе перевода средств.

Банк осуществляет надлежащую проверку до проведения перевода путем проверки (идентификации или верификации) плательщика в части данных о таком плательщике.

По вопросу блокирования платежа в случае перевода средств на сумму 5000 грн и более необходимо отметить следующее. Закон устанавливает сумму до 5000 грн, как максимальную сумму средств, которая может переводиться наличными в пределах Украины без осуществления банком требований проверки личности, если при этом отсутствуют признаки связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, которые в сумме превышают 5000 гривен.

-То есть через любой платежный терминал, оплатив комиссию компании, которая этот платежный терминал установила, я и любой другой человек, может просто вносить до 5000 гривен, не указывая свои имя, фамилию, отчество и паспортные данные, место регистрации?

— Такие действия не являются обязательными для лица, осуществляющего перевод, а банк, предоставляя услуги перевода, не может в данном случае требовать обязательной идентификации.

По осуществлению переводов также следует отметить следующее.

Если банк, предоставляющий услуги перевода средств получателю, при получении перевода обнаружил факт отсутствия данных о плательщике (инициатора перевода) и/или получателя, или такие данные заполнены с использованием символов, которые не допускаются правилами соответствующей платежной системы, то банк должен принять решение на основе риск-ориентированного подхода к отклонению такого перевода или подачи запроса на получение необходимой информации до или после осуществления зачисления средств на счет получателя или их выдачи получателю в наличной форме.

Закон обязывает посредника по переводу средств или банк, предоставляющий услуги перевода средств получателю, ввести процедуры на основе риск-ориентированного подхода для принятия решения об осуществлении, отклонении или остановки перевода средств, который не содержит информации по идентификации плательщика и получателя средств, а также принятия соответствующих мер.

Банк обязан отказаться от проведения финансовой операции, в частности, в случае если осуществление идентификации и/или верификации клиента невозможно или если у банка возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени. Банк вправе отказаться от проведения подозрительной финансовой операции. В таких случаях закон обязывает банк в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа, сообщить специально уполномоченному органу о попытках проведения финансовых операций и о лицах, которые имеют или имели намерение провести финансовые операции, а также о проведении финансовых операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет такого клиента, и о финансовых операциях, в проведении которых было отказано.

Вместе с тем, банк, который осуществляет или обеспечивает осуществление финансовых операций, вправе приостановить осуществление таких операций, если они являются подозрительными, и обязан остановить такие финансовые операции в случае возникновения подозрения, что они содержат признаки совершения уголовного правонарушения, определенного Уголовным кодексом Украины.

В день остановки финансовой операции банк докладывает специально уполномоченному органу в установленном законодательством порядке о такой финансовой операции. Такая остановка финансовых операций осуществляется без предварительного уведомления клиента на 2 рабочих дня со дня приостановления включительно.

Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении финансовых операций на срок до 7 рабочих дней, о чем обязан немедленно сообщить банку, а также правоохранительным органам, уполномоченным принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

— А если банки не уложатся в эти 2 дня или 7 дней? Сколько реально их клиентам придется ждать доступа к своим деньгам?

-В этой связи необходимо отметить следующее, что если в течение 7 рабочих дней по результатам проверки возникли мотивированные подозрения, что финансовая операция или ее участник, их деятельность или происхождение денежной суммы связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, то специально уполномоченный орган принимает решение о продлении остановки соответствующих финансовых операций, готовит и подает соответствующий обобщенный материал правоохранительным органам, уполномоченным принимать решения в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины. Срок приостановления соответствующих финансовых операций продолжается специально уполномоченным органом со следующего рабочего дня после подачи обобщенного материала или дополнительного обобщенного материала при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 30 рабочих дней.

В свою очередь правоохранительный орган в течение указанного максимального срока приостановления финансовой операций и при наличии обоснованного подозрения в совершении уголовного правонарушения может в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом Украины, наложить арест на соответствующие денежные средства.

Но если правоохранительный орган установил отсутствие события уголовного правонарушения или в деянии состава преступления, то немедленно информируется об этом специально уполномоченный орган, который обязан отменить свое решение о продлении остановки финансовой операции и сообщить об этом банку.

В любом случае 30 рабочих дней являются максимальным сроком, на который может быть приостановлена финансовая операция, если судом не будет наложен арест.

— Евгений, можно уточнение: специально уполномоченный орган как называется?

— Государственная служба финансового мониторинга Украины, положение о которой утверждено постановлением Кабинета министров Украины от 29 июля 2015 года № 537.

— Евгений, еще вопрос: в законе указана некая пороговая сумма 400 тысяч гривен… Что происходит с его картой, если украинец, человек без гражданства или нерезидент Украины пытается пополнить карту банка на эту сумму?

-К операциям, подлежащим финансовому мониторингу, относятся финансовые операции, если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, — 30 000 гривен) при наличии одного или более следующих признаков:

зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), не выполняющим или ненадлежащим образом выполняющим рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такой иностранного государства), либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции);

финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами;

финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом министров Украины в офшорные зоны), а также финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

— По какому признаку правоохранительные органы или банки будут определять, что есть «достаточные основания для подозрения» к причастности к финансированию терроризма или финансированию распространению оружия массового уничтожения?

-Закон определяет, какие операции (деятельность) считаются подозрительными. К ним относятся финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, если банк подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности.

При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, банк учитывает типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга (в частности НБУ, Минюста, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку) .

Банк, который осуществляет или обеспечивает осуществление финансовых операций, вправе приостановить осуществление таких операций, если они являются подозрительными, и обязан остановить такие финансовые операции в случае возникновения подозрения, что они содержат признаки совершения уголовного преступления, определенного Уголовным кодексом Украины.

— А как вы можете объяснить, кто такие «политически значимые лица»?

— К политически значимым лицам закон относит физических лиц, являющихся национальными, иностранными публичными деятелями и деятелями, которые выполняют публичные функции в международных организациях.

В свою очередь, к национальным публичным деятелям относятся физические лица, которые выполняют или выполняли в Украине выдающиеся публичные функции, в частности: Президент Украины, члены Кабинета министров и их заместители, народные депутаты, генеральный прокурор и его заместители, директор НАБУ и ГБР и его заместители, председатель СБУ и его заместители, чрезвычайные и полномочные послы, государственные служащие категории «А», члены руководящих органов политических партий, председатель и судьи Конституционного суда Украины, Верховного суда, высших специализированных судов; руководители органов прокуратуры, руководители областных территориальных органов СБУ, председатель и судьи апелляционных судов; члены Высшего совета правосудия, члены Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины, члены квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.

Интересно, что к национальным публичным деятелям, законом отнесены также руководители административных, управленческих или наблюдательных органов государственных и казенных предприятий, хозяйственных обществ, государственная доля в уставном капитале которых прямо или косвенно превышает 50 процентов.

— Евгений, вы упоминали, ссылаясь на вышеуказанный закон, что есть определенные правила, если речь идет о переводе на карточку банка через терминал или карту банка суммы до 30 тысяч гривен… Можно подробнее о том, что это за правила?

— В случае инициирования перевода в пределах Украины с использованием электронных платежных средств, электронных денег, виртуальных активов на сумму, меньше чем 30 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен, закон предусматривает, что такой перевод должен сопровождаться, как минимум, номером счета/электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода средств) и номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя/заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета/электронного кошелька — уникальным учетным номером финансовой операции.

В то же время, банк, предоставляющий услуги перевода средств плательщику (инициатору перевода) в указанном случае, может не осуществлять верификации плательщика (инициатора перевода) кроме случаев, если:

возникает подозрение, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

банк, предоставляющий услуги по переводу средств плательщику, получает от плательщика электронные деньги для их обмена / погашения на безналичные средства с целью их дальнейшего перевода;

В случае выплаты перевода на сумму, меньше чем 30 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен банк может не осуществлять верификации получателя, кроме случаев, если:

возникает подозрение, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

банк, предоставляющий услуги по переводу средств получателю, осуществляет выплату перевода в наличной форме или по поручению получателя осуществляет приобретение электронных денег.

Также, верификация плательщика (инициатора перевода) / получателя может не осуществляться, если плательщик (инициатор перевода) / получатель был идентифицирован и верифицирован ранее в установленном законом порядке.

 

 

Читайте также по теме