Недавно министр образования и науки Лилия Гриневич заявила, что 70% школьников имеют проблемы с нервной системой. Главной причиной такой ситуации, она назвала то, что современное украинское образование застряло в прошлом и его методы формирования личности давно не эффективны. Редакция ГолосUA решила спросить у социального психолога Екатерины Мельниковой отвечают ли такие цифры действительности, в чем причина подобной ситуации и как можно ее исправить.
/>
-Я бы сказала даже все 100% школьников в разный период обучения испытывали проблемы с работой нервной системы. В начальных классах дети испытывают психо-эмоциональное перенапряжения из-за нового коллектива, другой системы структурирования времени и требований. В среднем школьном возрасте, сегодня, у многих уже начинается подростковый возраст, где школа, чаще всего только усиливает психологические сложности взросления, а в возрасте 16-17 лет постоянный стресс, в связи с выпускными экзаменами и вступительной компанией, может любого довести до депрессии. Более того, по самым скромным подсчетам у 10% детей наблюдаются тревожные расстройства, более того около 15% школьников страдают психосоматическими заболеваниями.
— По словам министра образования Л. Гриневич, главная причина в том, что современная украинская школа застряла в советском прошлом и ее методы формирования личности — не эффективны, на сколько, это утверждение может считаться верным?
Давайте начнем с того, что в советской системе образования не было ничего плохого, более того, она отлично справлялась со всеми проблемами своего времени. А вот современная система – абсолютно отвратительна. Фактически мы разрушили прошлую, но новую так и не построили. Нынешняя школа – это просто сосредоточия стрессов для ребенка, она абсолютно не ориентирована на развитие личности и моральное воспитание. Более того, сегодня мы растим послушных исполнителей, не обращая внимания на развитие эмоционального интеллекта и навыков социализации.
— В чем же главные ошибки современной системы образования?
— Я бы сказала, главная. Современная украинская школа абсолютно не сконцентрирована на ребенке. С детьми практически никто не разговаривает, никто не объясняет им что такое «хорошо, и что такое «плохо», никто не учит их, как преодолевать конфликты, как находить общий язык, а выражать свои эмоции. Их просто заставляют прочитать параграф из учебника, решить пример, выучить формулу и так далее. Даже, казалось бы, творческие задания, вроде написания сочинения или презентации, имеют жесткие критерии, и никого уже не интересует, что ребенок может написать сочинение в стихах или сделать уникальные фотографии для презентации. Более того, иногда учителя позволяют себе привносить в школьную жизнь свои религиозные и политические взгляды, и, что более опасно, заставлять детей принимать их. А это уже и вовсе может считаться моральным насилием. Времена, когда классный руководитель был второй мамой давно прошли, на сегодня даже экскурсии и классные часы имеют больше формальный характер, чем воспитательный и объединяющий. Мы повально наблюдаем ситуации с несправедливым выставлением оценок, с подростковым насилием и агрессией, которую учителя предпочитают не замечать, ведь так на много проще.
— Хорошо, что сегодня образование реформируется. Может ли новая украинская школа изменить сложившуюся ситуацию?
— Рано радуетесь, к сожалению, нынешняя реформа образования может только еще больше ухудшить ситуацию. Например, это «прекрасное» западное нововведение, когда дети могут писать карандашами и им не ставят оценки, приведет к тому, что мы получим общество инфантильных и истеричных детей. А причина проста, чем младше ребенок, тем пластичнее его психика, а значит, тем проще ему привыкнуть к ограничениям в виде домашнего задания и оценок, и чем позже такое ограничение случается, тем сложнее ребенку научиться с этим жить. В результате, единицы будут хотеть учиться, воспринимать критику и принимать авторитет старших.
— И что же тогда делать? Ведь столь сильный стресс и психо-эмоциональное перенапряжение в юном возрасте может повлечь за собой развитие неврозов, депрессии, нарушение аппетита и сна, а там и до физических проблем не далеко.
— К сожалению, вся ответственность теперь полностью ложиться на плечи родителей, им теперь не только прививать все моральные принципы, учить ребенка справляться со своими эмоциями, улучшать навыки социализации своего чада, но и еще снижать уровень стресса после каждой учебной недели. Для начала, я советую ответственно относиться к выбору школы. Не стоит смотреть только на показатели успеваемости, поступления в ВУЗы или количество призовых мест на олимпиадах. Хорошие оценки в школе совершенно не гарантируют успеха в будущем. На много важнее, научить ребенка справляться со сложностями, быть терпеливым, дружить, решать социальные конфликты, понимать и выражать его эмоции, быть целеустремленным и так далее. Поэтому, я рекомендую почитать родительские форумы и социальные группы школы, где общаются ее ученики, поговорить с школьным психологом, да и просто пройтись по коридорам и прислушаться к своим ощущениям.
— Ну, а если ребенок уже не в самой хорошей школе, но поменять ущербное заведение не представляется возможным?
— Тогда родителям, во-первых, стоит избавиться от синдрома «успешного человека» и прекратить требовать от своего ребенка идеальности во всем. Не стоит создавать ему лишние стрессовые моменты. Лучше всего сконцентрироваться на том, что у ребенка действительно получается и развивать эти навыки. Много прекрасных фотографов, так и не выучили интегралы, успешные повара не знаю закона преломления света, а хорошие строители не смогли справиться со школьными ДНК-задачами – это не сделало их плохими людьми или неудачниками. Во-вторых, родителям стоит посещать школьные собрания, для того, чтобы понимать в какой обстановке растет их ребенок: разговаривать с учителями и школьными психологами, выслушивать их мнение, поскольку ребенок в школе проводит очень много времени и некоторые, очевидные для других вещи, родители попросту могут и не заметить. Ну, и третье, обязательно стоит разговаривать с ребенком, интересоваться его увлечениями, его эмоциональными переживаниями, его желаниями и страхами. В этой области главное не «давить» и сохранять дистанцию. Не стоит думать, что авторитетное родительское мнение – всегда истина в последней инстанции, поэтому советовать и направлять стоит только в том случае, когда ребенок об этом просит. Также стоит быть очень осторожными с критикой. Запомните, его и так постоянно критикуют в школе, не стоит продолжать моральный террор дома. Более того, родителям стоит объяснять ребенку важность и ценность дружбы, поддерживать его в период первой влюбленности, помогать ему осознать свои эмоции, научиться их выражать и контролировать.
— А если у ребенка уже наблюдаются проблемы с нервной системой, он агрессивный, гиперактивынй и гиперэмоциональный, как лучше поступить родителям?
Во-первых, им стоит запастись терпением, поскольку детская и подростковая нервная система еще не сформирована, а значит, она хуже справляется со стрессами, да и контролировать ее сложнее. Главное не усиливать психо-эмоциональное напряжение ребенка, не стоит повышать на него голос, запрещать все подряд и даже шантажировать. Нужно выработать одну линию поведения (одну для мамы, папы, бабушек, дедушек и так далее – ред.) и строго ее придерживаться, не выходить из себя и не вестись на провокации. Во-вторых, стоит унормировать жизнь ребенка: составить более четкое расписание, избавиться от лишних занятий, обязательно найти время для отдыха и общения с семьей. Также стоит поддерживать чистоту в доме и сделать питание более полезным и сбалансированным. В третьих, стоит наладить с ребенком контакт, учитывая его особенности. Например, если ребенок проявляет агрессию его можно отдать на бокс или восточнее единоборства, это поможет ему «выбросить» свои негативные эмоции и научит самодисциплине; если ребенок генеративный, то с легкостью его можно привлекать к домашним делам и обязанностям и так далее. Если же, после всей проделанной работы, родители не замечают улучшений, то стоит обратиться к специалисту, который скорректирует их поведение и возможно пропишет ребенку успокоительные.