Е. Мельникова: «Современные школьники испытают повышенный уровень стресса»

Начало учебного года всегда сложный и напряженный период в жизни ребенка и его родителей. Редакция ГолосUA решила узнать у социального психолога Екатерины Мельниковой, почему возникает «школьным стресс» и как с ним бороться. 

— Начало учебного года – это всегда нервное время, однако в последние годы все больше школьников не может справиться со стрессом в осенний период. Почему такая ситуация возникает? 

— Вы правы. Для школьников и студентов осень – это время повышенного психоэмоционального напряжения. Причиной этого являются несколько факторов. Первое, конечно же, это окончание каникул: ребенку очень сложно перестроиться с легкого режима на строгий и прохладный осенний. Из-за этого малыш чувствует раздражение, у него может нарушиться сон, наступить апатия, он может перестать верить в собственные силы и так далее. Второй причиной, как не странно, являются родители. Они очень часто слишком много ожидают от своего ребенка, ставят для него завышенную планку и постоянно критикуют его недостатки, концентрируясь на том, что оценки – это самое важное в жизни. Третьей причиной является буллинг (школьная травля и издевательства). На сегодня, каждый третий ребенок этим сталкивается. Подобная ситуация лишает чувства безопасности и повышает уровень внутреннего напряжения. Ну, и, наконец, школа в нашей стране давно устарела, она наполнена огромным массивом абсолютно не нужной школьнику информации. Интеллектуальное перенапряжение также способствует развитию неврозов и других психологических отклонений.

— Это правда, что ситуация в последние годы обострилась?

— К сожалению, да. Еще пять лет назад наши дети намного меньше страдали от школьного буллинга. Да и учителя раньше считали необходимым вмешаться в детский конфликт, а сейчас тихо прячутся по углам. Более того, я все чаще узнаю об учительском буллинге и травле. Подобное отношение к детям – недопустимо. Если учитель незаслуженно придирается к вашему ребенку, вам необходимо сразу же становиться на его защиту: идти к учителю, директору или даже менять школу. К тому же ухудшение экономического благосостояния граждан, вынуждает родителей больше уделять времени работе, чем собственным детям. А это провоцирует охлаждение отношений и потерю доверия в семье, что очень быстро приводит к большому числу конфликтов и недопонимании.

— Неужели ничего нельзя сделать и наши дети вынуждены просто «сжигать» свои нервные клетки в столь юном возрасте?

— Конечно же, можно. Но тут все зависит от родителей, поскольку на современную школу уже нельзя надеяться. Им стоит, во-первых, поумерить свой пыл и желание «сделать, как лучше», не критиковать ребенка на протяжении одного-двух месяцев учебы, всячески его поддерживать, следить за его распорядком дня, питанием и режимом сна. Хорошо поможет снизить уровень детского стресса и личное пространство: создайте ребенку отдельное рабочее место и обеспечьте там тишину и покой пока малыш занимается. Очень важно, также не отказывать ребенку в помощи по учебе. Отличным способом снизить психоэмоциональное перенапряжение ребенка являются занятия спортом и семейные ужины, а также вылазки ан природу. Во-вторых, родители должны донести до своего малыша, что оценки – это не самое главное, главное знания. Тогда он будет чувствовать себя более спокойно и уверенно.

— А как же быть родителям тех детей, которые сейчас находятся в выпускных классах…

— Экзамены — отдельная статья расхода нервных клеток детей и родителей. Первое, что должны принять мама и папа, что поступление в вуз – это не самое главное. Самое важное – это здоровье их чада, поэтому им не только стоит быть более заботливыми и понимающими, но и принудительно раз в несколько месяцев показывать ребенка психологу. Поскольку мало кто из детей, особенно в подростковом возрасте, когда гормоны бурлят, может самостоятельно справиться с таким уровнем интеллектуальной нагрузки. К слову, хочу добавить, что родителям в любом случае и в любом возрасте ребенка не стоит перегружать его внеклассными занятиями. Хобби – это отлично и оно очень важно для формирования здоровой личности, однако. Во-первых, оно действительно должно нравиться ребенку, а, во-вторых, быть для того чтобы у малыша оставалось свободное время только для себя самого.

— Как стоит реагировать родителям тех детей, для которых нынешний учебный год стал первым (в школе, классе или институте)?

— Если ваш ребенок впервые пошел в первый класс, поменял школу или поступил на первый курс, то родителям стоит сконцентрировать свое внимание на его социализации. Я уже говорила, что современная система образования абсолютно не уделяет этому внимания, хотя социальное окружение в школе и институте отвечает за формирование нашей личности не меньше, чем воспитание родителей. Расспросите ребенка о его коллективе, дайте совет, как правильно общаться и вести себя в конфликтных ситуациях, организуйте ребенку вечеринку или поездку с классом, чтобы они могли лучше узнать ваше чадо.

Читайте также по теме