Болеть — дорого. Особенно если довериться советам заботливого фармацевта, который на любой симптом подскажет чудо-лекарство по заоблачной цене. Пациент стал мишенью для тех, кто пришел в аптечный бизнес исключительно ради денег. Больших денег! О том, почему роль врача отошла на второй план и почему отечественный фармацевт потерял свое достоинство в интервью корреспонденту ГолосUA рассказала глава общественной организации «ФармРада» Елена Прудникова.
— Елена Евгеньевна, почему в аптеках Украины такие разные цены на медпрепараты?
— Первые коммерческие аптеки появились в Украине в 1995 году. К 2000 году аптек было примерно столько, сколько и сейчас. Но есть отличия между фармрынком 90-х годов и тем, что есть сейчас. В те времена в аптечный бизнес — это профессионалы — фармацевты и провизоры. Сегодня в розничный бизнес, и это подтверждает Антимонопольный комитет в своих отчетах за 2014-16 годы, пришли торгаши. У них одна цель — зарабатывать.
В последнее время аптеки стоят двери в двери. На открытие одной аптеки необходимо около миллиона гривен — это аренда, оборудование… И первый год — как правило, это работа в убыток, ибо применяется демпинг цен. Лекарства покупаются по одной цене, а продаются себе в убыток дешевле. Все для того, чтобы переманить покупателя от конкурентов. И это нечестная конкурентная борьба. Спустя год цены в такой аптеке потихоньку поднимаются. Вот поэтому и сталкиваемся с довольно большим разбросом цен в аптеках.
— Название аптеки как-то влияет на потребителя?
— Название долгое время было важнейшим коньком. В Украине основной покупатель в аптеках — это люди, рожденные в СССР. Молодежь покупает, но не так часто. И вот люди те верили во все, что показывали по телевизору. И сегодня они верят в то, что написано на вывеске. Они верят, что если написано «низкие цены», «оптовые цены», «социальные цены», то лекарства в данной аптеке и вправду самые дешевые. Это обман людей.
На сайте Киевского регионального антимонопольного комитета есть множество распоряжений, которые нацелены на то, чтобы аптеки убрали из своих названий слова «низкие», «социальные», «оптовые». Потому что был проведен опрос среди пациентов, и оказалось, что 76% людей в Украине ходят в ту аптеку, где написано, что цены на лекарства в ней не высокие. Это чистой воды монополия. И манипуляция. Все остальные 24% — это пациенты остальных участников рынка.
Но суть выкачивания денег из больных людей даже не в этом. Дельцы свой бизнес строят еще на другом. Они навязывают людям то, что им совсем не нужно. Фармацевт потерял свою роль в профессии. Он потерял свое лицо и достоинство, и, как следствие, уважение со стороны пациентов. Человек приходит в аптеку, рассказывает симптомы, и просит совета, что купить. И фармацевт начинает предлагать самые дорогие препараты. В 99% случаев. В итоге для снятия симптомов гриппа человеку продают лекарств на 800 гривен, и это страшно, потому что они даже не отправляют пациента к врачу. Если пациент говорит, что дороговато, ему предлагают препарат чуть дешевле. Нужно понимать, что у провизора на кассе установлена специальная программа, которая по действующему веществу выстраивает список того, что нужно продавать в первую очередь, что во вторую, а что вообще не предлагать.
— А как в идеале должно быть?
— Изначально было так, что провизор должен предложить самое доступное и эффективное лекарство. Есть у фармацевтов протоколы, которые утверждены указом Минздрава. Но провизоры сегодня руководствуются только указаниями руководства, которое требует продавать то, что выгодно. В результате, пациенты в многих случаях покупают ненужные лекарства. И это на фоне того, что за последние годы сильно упало доверие к врачам. Многие люди вообще все лекарства назначают себе сами — пишут в интернете, что болит, и чем лечить, потом выбирают оптимальный вариант, и приходят в аптеку с конкретной целью. Даже антибиотики покупают без рецепта, а провизоры без проблем отпускают.
В странах Европы эта система построена совершенно иным образом. Там аптека — это учреждение охраны здоровья, а у нас это исключительно бизнес. У нас в эту сферу пришли люди с большими деньгами, и большая часть из них — это народные депутаты, которые вложили деньги. Некоторые из них, например, Ирина Сысоенко , Александра Кужель, выступают за то, чтобы разрушить существующую систему, и чтобы аптеками занимались фармацевты и провизоры. Но перспектив принятия этого закона очень мало, потому что большинство заинтересованных народных избранников сами не уничтожат то, что их кормит.
— Недавно мне врач выписал в рецепте те же дорогие наименования, что и посоветовали в аптеке. Лекарства c витрины. В этой связке роль врача важна?
— Врач не играет важной роли. Более значимым является медицинский представитель. Фармацевт никакого решения не принимает, он должен только продавать лекарства, и выполнять план. Выполнил план — работает, не выполнил, продавая дешевые медпрепараты, — уволен. Таким образом, фармацевт — это банальный продавец, исполнитель воли хозяина. Все решения принимает хозяин аптеки. Хозяин аптеки требует откаты от производителя. Скажем, владелец аптеки покупает медпрепаратов на 200 миллионов гривен, производитель, в свою очередь, обязан гарантировать, что медицинский представитель будет работать с врачами, таким образом, закупленные препараты будут назначаться врачами. За это хозяин аптеки получает от производителей откат наличными — без налогов, просто на руки. Эти деньги заложены в цену лекарства. И не важно, продала аптека лекарства или нет — а откат он получает сразу.
— Сумма отката от чего зависит?
— Все производители медицинской продукции, которая присутствует на рынке Украины, конкурируют между собой. Отечественные производители конкурируют с иностранными. У иностранных производителей больше ресурсов платить откаты и, естественно, цены на импортные препараты в несколько раз выше отечественных, таким образом выше откат! Они все выпускают один и тот же номенклатурный список. И чтобы лекарственное средство определенного производителя красовалось в витрине аптеки, хозяин аптечной сети говорит, что кто даст больше, того и полки. Поэтому цена вопроса, в данном случае, отката — растет, помимо того, что растут цены на лекарства. Следствием таких действий является то, что пациенты не имеют доступ к отечественным лекарствам, которые значительно дешевле импортных.
Кстати, маленьким аптекам, которые не являются частью какой-то сети, маркетинговые договора даже не предлагают.
У нас сейчас монополия на рынке, и, к сожалению, Антимонопольное законодательство немного неправильно выписано. В Украине монополию считают по количеству торговых точек, а не по объему реализации. И сложилась ситуация, при которой в объеме рынка розничной реализации в 250 миллиардов гривен, 30% принадлежит тем, кто считается торговыми точками. Хотя на самом деле это монополия.
— Может в Украине пациент куда-то пожаловаться на действия аптеки? Скажем, что посоветовали не нужное лекарство…
— Можно пожаловаться в Госпродпотребслужбу и Антимонопольный комитет. Но это ни к чему не приводит. Можно пожаловаться в Гослекслужбу на предмет эффективности лекарства, его качества. Но проблема в том, что в 90-х года были инспекторы, которые могли внезапно нагрянуть в любую аптеку, и проверить, откуда получен товар, качественный ли он, взять образцы на исследование.
Сейчас же Гослекслужба в Украине вынуждена за 10 дней предупредить аптеку о том, что планирует прийти к ней с проверкой. И вполне естественно, если аптекарь продает фальсификат, то за пару дней до прихода проверки он все вывозит. Товар возвращается на полки после ухода проверки.
Не раз доводилось слышать от людей, что купили препарат в одной аптеке — он действует, а в другой аптечной сети — и никакого эффекта. Это говорит о том, что на рынке присутствует фальсификат, особенно, если закупочная цена занижена. Но выявить фальсификат при существующих законодательных правилах очень сложно.
— На фальсификат можно попасть в маленькой аптеке или в сетевой?
— Выручка маленькой аптеки в день — максимум 3000 гривен, а крупной аптечной сети — от ста тысяч до двухсот. И где будет выгоднее продать фальсификат? Естественно, там, где объем продаж выше. Мне кажется, что крупные сети как раз и были созданы для сбыта фальсификата, так как сложно понять, почему цена в рознице ниже, чем закупочная.
Пока в этом бизнесе будут представители высших эшелонов власти — порядка в этой сфере не будет. В Верховной раде лежит законопроект№ 8591, который мог бы навести порядок, под ним подписи И. Сысоенко А. Кужель, О. Мусия, О. Богомолец, но я думаю, что вряд ли за него проголосуют.
— Давеча узнала, что существуют некий международный этикет фармацевтов. На Украину эти правила распространяются?
— У нас это не соблюдают и не хотят внедрять. В Украине лицензируется субъект хозяйствования — будь это юрлицо, или физлицо. А должен лицензироваться специалист — фармацевт, провизор, и эти люди должны отвечать дипломом за все свои действия. Но не стоить тешить себя надеждами, что в ближайшем будущем мы к этому придем. Вряд ли. У нас тотальная монополизация рынка, не только, кстати, фармацевтического. Многие частные аптеки, которыми управляли специалисты, не смогли конкурировать с гигантами, поэтому они просто сдали свои аптеки в аренду сетям. А покупателю деваться некуда. Он зашел в одну сетевую аптеку — ему дорогое лекарство предлагают, он во вторую зашел — там то же самое. Законодатель не обязывает аптеки предлагать дешевое.