В ходе реформы системы образования в Украине в школах кроме педагогов появились должности тьюторов – наставников учеников. Опыт частного учебного учреждения, в частности, Украинского аграрного лицея, показал, что система наставничества – эффективна. В 2019 году ученики УАЛ показали отличные результаты по Украине не только при сдаче тестов ВНО, но и по итогам занятий для формирования навыков ХХI столетия, необходимых для успешного профессионального будущего.
Доктор педагогических наук, руководитель образовательных проектов ВАР «Украинский аграрный лицей», «Украинская детская академия», сооснователь методологического центра развития педагогов «СвітОсвіт» Елена Ярошинская рассказала корреспонденту ГолосUA, по каким методикам тьюторы работают с лицеистами и какова ценность тьюторов в учебном процессе.
— Елена Александровна, расскажите, какие гаджеты в вашем лицее применяют во время учебного процесса?
— Когда родители видят, что дети работают на планшетах, это выглядит как игра. Но планшеты и интерактивные панели в УАЛ это способ получения учебной информации, а также формирования навыка поиска информации, анализа, выделения главного и т.д. Что касается интерактивных панелей, на них установлено программное обеспечение mozaBook. Это современный формат, который представлен на украинском рынке компанией EdPro. В нем уже как сохранены определенные разработки, так и возможность на каждое отдельное занятие создавать свою отдельную разработку, которая является активной и мобильной. В самой программе есть cотни 3D-моделей какой-либо учебной информации. Если это анатомия, то в программе есть все органы тела человека – в разрезе и в динамике. Если изучать функцию обработки звука ухом и мозгом, то в программе показано, как слух воспринимается мозгом, как человек слышит и различает звуки в детстве и во взрослом возрасте. И эти 3D-модели в программе созданы для всех сфер знаний, которые изучаются в школе.
Теперь о коммуникации. Конечно, самым действенным способом коммуникации тьютора и лицеиста является личное общение тьютора и лицеиста, у нас много такого общения. Оно происходит в рамках группового тьюторинга (экипажный наставник) и индивидуального тьюторинга. Есть у нас формат общения «старт», когда мы вместе с учениками собираемся, у каждого есть цели, каждый имеет право высказаться. Мы планируем дни, представляем проекты, оцениваем их результативность.
Часто с учениками обсуждаем разные актуальные в мире темы в рамках еженедельного блиц-проекта «Кто владеет информацией – владеет миром». Также обсуждаем перемены в Украине, в городе с учениками, есть такой формат выражения мыслей лицеистов – «Я, Умань, Украина, Мир меняются», когда каждому ученику предоставляется 5 минут рассказать о тех переменах, которые происходят в самом ученике, в городе, в Украине, в мире. Этот формат позволяет детям отработать навык коммуникации и публичного выступления.
Конечно же, каждый лицеист может высказаться во время обсуждения вопросов темы, демонстрировать образец выполнения задания, а главное — поработать в команде с целью достижения целей занятия. Для индивидуального оценивания знаний мы используем мобильные программы онлайн-тестирования, есть оценивание работы команд, а также используем тематическое оценивание письменных работ или компонентов портфолио.
Но после занятия педагоги вводят оценки в онлайн-систему Ukrschools по 12-балльной системе оценки знаний, хотя мы также имеем свою альтернативную уровневую систему оценивания. А на уроках мы не говорим об оценках, баллах.
— Имеют ли родители доступ к этим оценкам и как они вообще отзываются о том, что их ребенок учится на такие-то отметки, баллы?
-Какое-то время доступ к этой системе с баллами имели только лицеисты. Потом мы предоставили доступ к системе оценок и родителям. Но они начали критиковать своих детей и давить на них, требуя улучшить оценки. Детям это не понравилось, они сказали об этом тьюторам, мы это обсудили и решили: доступ к оценкам должен быть только у самих детей, потому что это одна из задач тьюторинга – преподавать и организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок сам был заинтересован в повышении баллов, без контроля со стороны родителей. Мы родителям так и сказали: если вы доверяете своим детям, вы должны доверять им, и тогда дети понимают, что отвечают за свои оценки лично. Поэтому пароли к системе Ukrschools поменяли. А некоторые ученики решили, что родители должны знать об оценках и дали родителям эти пароли.
— Кто и как определяет, какие учебные дисциплины будут изучать лицеисты и что думают об этом отличии от стандартной системы образования родители учеников УАЛ?
— Когда мы начинали разрабатывать учебные методики, то выбрали такую стратегию – больше коммуницировать с детьми и разработать систему знаний и навыков, которая поможет быть им успешными в будущем. А когда мы ввели модель тьюторинга в лицее, то одновременно подписывали контракт с детьми о выборе уровней изучения профильных предметов. И во втором семестре мы провели с родителями 2 встречи – по теме «Индивидуальный тьюторинг, лицеист и родители». Мы говорили с родителями о личностном развитии их детей, важности знания своих сильных сторон, умения ставить цели, об их представлении будущего.
Что хочу отметить: в 2017 году, в первый год работы лицея, мы получили достаточно неприятный опыт общения с родителями и ощутили, что, возможно, с ними нужно общаться чаще. Хотя тут очень спорный вопрос. Когда мы начинали работать в УАЛ по своей программе тьюторинга, то тьюторы и основатели лицея, Андрей Дыкун, как один из фундаторов, и другие фундаторы обратились к родителям и сказали: если вы разрешаете вашим детям учиться в лицее, значит, вы нам доверяете. Если же вы, родители, извне глядя на работу ваших детей с тьюторами, попытаетесь ее оценить, не понимая, как работает методика, то вы навряд ли сможете объективно понять, каковы на самом деле достижения вашего ребенка на поприще получения знаний и личностного развития. Мы попросили родителей довериться нам, тьюторам и педагогам. Но когда некоторые лицеисты получили текущий низкий уровень знаний, и это было видно по баллам, мы получили резкую негативную реакцию родителей…
— То есть родители считают, что если бы они контролировали учебный процесс, он был бы, по их мнению, более эффективным?
— Да. Это объяснимо. Родители негативно воспринимают низкие баллы. Дело в том, что у каждого родителя наших лицеистов есть свой опыт обучения в традиционной для нашей страны системе образования. В этой системе образования успешность обучения оценивается исключительно баллами. И, естественно, родители, оценивая успешность обучения своего ребенка в лицее, хотят, чтобы они получали наивысшие баллы и достигли чего-то большего, чем сами родители. Родители также уверены, что нужно непосредственное участие родителей в проверке дневников своих детей, учебного расписания на неделю и на завтра.
Я считаю, роль родителей значительна, но она заключается не в контроле над процессом обучения, потому что родитель может не разбираться в методиках обучения, а их роль велика в том, что взрослые могут эмоционально поддерживать своего ребенка – то есть верить в него, доверять ему, когда он идет на уроки, и давать больше самостоятельности. И такой подход к оценке роли родителей в учебе их детей внедрен во всем мире. А вот такой подход, как контролировать каждое выполненное задание, проверять дневник… — эти действия родителей приучают детей к мысли, что они учатся не для себя, а для кого-то.
Родители часто нас, тьюторов, спрашивают: ну как учится мой ребенок? Тьюторы обычно отвечают: какой уровень ребенок сам себе поставит, на таком уровне он и обучается.
Думаю, родителям нужно понять, что будущее их ребенка прямо будет зависеть от набора его индивидуальных качеств, способностей, сформированных компетенций и что самым ценным опытом будет то, чтобы дать ребенку быть самостоятельным, поверить в себя и поддерживать его в этом. Иначе когда лицеисты через год поступают в высшие учебные учреждения или идут работать, родители уже не могут это контролировать, а у ребенка, если он в лицее выполнял только требования родителей и не знал, чего хочет сам, не ставил своих целей, нет достаточного багажа способностей реализовать те цели, которые он ставит. И это снижает его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда.
Поэтому мы в лицее готовы менять стратегию в коммуникации с родителями, отстаивая формат обучения детей, когда они прямо на занятии обучаются новому и применяют свои знания, а не учатся дома ночью. Работая с педагогами и тьюторами в лицее, ребенок может выявить свои ошибки и тут же исправить. От того, как ребенок проработает материал, знания, навыки на занятии, зависит уровень его знаний и умений. От этого, а не от домашней подготовки.
Поэтому мы продолжим проводить встречи с родителями, обсуждая методики индивидуального тьюторинга, но будем просить родителей, чтобы они сами говорили, что изменилось в их ребенке во время обучения в лицее. Чтобы родители осознавали, какие произошли позитивные изменения, и понимали, почему они произошли. Мы надеемся, что своими достижениями дети изменят отношение родителей к их учебе.
— Как работа тьютора влияет на получение лицеистами практических навыков?
— Например, есть основные компетентности человека, которые востребованы на рынке труда, они были определены на Экономическом Форуме в Давосе и учитываются при сдаче тестов ВНО. Мы готовим детей так, чтобы они получили 10 основных навыков и могли бы хорошо сдать ВНО. В Концепции Новой Украинской школы четко написано, что считать результатом учебы, то есть успешным освоением компетентностей: например, это умение коммуницировать на родном и английском языке, далее идет социальная и гражданская компетентность; способность учиться в течение жизни…
Но эти элементы обучения, эти компетенции дети никак не развивают, если просто получают теоретические знания по математике, украинском языку, биологии, химии. Да, если мы говорим о знании языков, то изучение иностранных языков помогает лицеисту лучше коммуницировать. С помощью языка лицеист способен коммуницировать, зная значение слов, предложений, в этом же навыке – фонетика, лингвистика. Но это не дает прямого перехода от знаний к практическим навыкам, если это не дополнять занятиями с тьюторами, которые помогают детям лучше понять их цели, помогают разобраться со своими способностями, а потом в разных форматах проектной деятельности на занятиях и вне их развивать конкретные навыки.
— Как я понимаю, учитывая ваши объяснения, устный опрос лицеистов на уроке нужных навыков не дает? По крайней мере, в вашем лицее этот метод обучения не используют… Почему?
-Если возьмем традиционную школу, где 30 детей в классе, то, сколько детей может выступить на уроке, закрепив навык устно отвечать? А обычно к доске вызывают детей с низким уровнем знаний и, во-первых, они делают это долго. Во-вторых, такие длинные устные ответы ученики не слушают. Так ребенок, который хуже подготовлен, не закрепит знаний. И учителя могут идти более простым путем: вызывают к доске более сильного ученика. И из 30 учеников вызванного к доске слушает только кто-то один. Часто даже учитель не слушает его: ученик выступает, а учитель заполняет журнал. Так что этот формат устного опроса неэффективен, его давно убрали из зарубежной системы образования – он остался только в постсоветских странах.
Поэтому мы, кроме индивидуальной работы, даем лицеистам и командную работу. На каждом занятии есть онлайн-опросы в Google-форме. Лицеисты получают ссылку, она может быть с QR-кодом. И дальше на каждом занятии происходит постоянная работа с заданием в группе: обсуждение, коммуникация, представление работы команды. Именно такие форматы работы учат формировать и выражать свои мысли.
— Елена Александровна, как вы думаете, родители понимают ценность работы тьютора?
— Скорее, родители не совсем понимают, что делают тьюторы и чем они отличаются от педагогов. Дело в том, что у родителей есть свои модели поведения и жизненный опыт. Родители уверены, что эта модель поведения или модель будущего пригодится их ребенку и она единственно правильная. А ребенок видит свою модель своего будущего. Я считаю, самая большая сложность в том, чтобы совместить эти две модели, чтобы одна другую гармонично дополняла. Тьюторы при этом не говорят лицеистам, что модель, предлагаемую родителями, нужно совсем отбросить. Но давайте будем откровенны: чья модель поведения и будущего ценнее в обучающем процессе? Того человека, который будет реализовывать эту модель, то есть самого ребенка. И, как я вижу, эта модель более жизнеспособна. Родители могут желать добра ребенку, но развить навыки, компетенции для своей модели, которая ему нужна, ребенок может только сам, если он того хочет. Потому что, желая добра, родители могут иначе видеть то, чего хочет ребенок. И, пытаясь изменить мнение своего ребенка, они начинают больше его контролировать. Это похоже на ситуацию, когда кто-то из родителей сам не поступил в престижный вуз, но хочет, чтобы его ребенок туда поступил. И это может не совпадать с желанием ребенка.
Более того, родителями, которые в детстве с первого класса были приучены дома по вечерам учить уроки, трудно смириться с тем, что их дети в лицее не получают задания на дом. У родителей это вызывает сильное беспокойство. Как результат, родители требуют, чтобы дети уже дома объясняли, какие именно знания усвоили. Что могут педагоги и тьюторы на это ответить? Что дети днем в лицее под нашим чутким руководством по 8 часов 5 дней в неделю тяжко работают, развиваясь и обучаясь.
Мы не ждем, что родители быстро к этому привыкнут. Но их дети – это другое поколение, и требования времени к знаниям и навыкам другие, чем были в школьные годы их родителей.