Марина Иванова
14:30 29/04/2014

Г. Крючков: «Самоуправление надо наполнить реальным содержанием»

По порядку внесения изменений Конституция Украины приближена к «жесткой» модели Основного закона. То есть, вносить изменения в нее достаточно сложно, и для этого должны существовать очень веские основания. О том, следует ли изменять украинскую Конституцию на данном этапе, а также – поможет ли это урегулировать ситуацию в стране, корреспондент ГолосUA побеседовала с народным депутатом от КПУ предыдущих созывов, главой Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны в Верховной Раде 3-4 созывов Георгием Крючковым.

— Георгий Корнеевич, какие изменения в Конституцию, с Вашей точки зрения, нужны? И могут ли они повлиять на стабилизацию ситуации на Востоке?

— Изменения в Конституцию вносить надо, чтобы как можно скорее решить этот вопрос. В основе нашего государства – районное, городское звено, нужно решить вопрос его полномочий. И наполнить то, что мы называем самоуправлением, реальным содержанием. Пока мы этого не сделаем, все остальное – просто разговоры.

Этот вопрос переведен в плоскость перехода к федеральному устройству. Мы считаем, что в этом есть необходимость — у нас слишком разнятся между собой регионы, и учитывать эти особенности надо. Потому что стремление навязать позицию одного региона другим вызывает очень серьезное сопротивление и неприятие. Пока мы эти вопросы не решим, у нас будет вот такая «колготня» — очень неприятная ситуация, которая сегодня отравляет нашу жизнь.

Я скажу так: то, что произошло в последние месяцы, в наше расколотое общество внесло еще больший раскол. По существу мы развалили страну не юридически, а фактически. Нельзя навязывать позицию отдельных регионов целой стране, это очень опасно.

— Вы имеете в виду языковой вопрос?

— Язык – это уже второстепенная часть. Это элементарно: навязывать миллионам людей язык принудительно – это просто отсталость, средневековье, которое сегодня стало, к сожалению, нормой в нашем государстве.

Проблема языка должна решаться очень просто: если у нас 12 миллионов русских, а на русском языке говорит половина населения, зачем создавать на пустом месте эту проблему? Нормальному человеку надо владеть и украинским, и русским языком, как и другими языками — это совершенно естественно. Но насильно навязывать — это национализм самой худшей формы.

— Какие проблемы еще смогут решить изменения в Основной закон?

— Вопросы, связанные с коррупцией. Она не дает нам двигаться дальше, ведь защищать права человека дает возможность только система, основанная на честных, нормальных основах, то есть, некоррумпированная.

Нужно перейти к тому, чтобы народных судей в районном, городском звене избирал народ. Некоторые говорят: «Как это народ будет избирать судью, не зная его?». Но должны быть элементарные требования – он должен иметь образование, стаж и быть честным, порядочным человеком. Так вот, степень честности и порядочности народ знает лучше, чем кто бы то ни было. И это будет очень сильным сдерживающим началом против коррупции.

Надо, чтобы наши люди могли решать проблемы, которые от них зависят. Чтобы слово народа было решающим. Чтобы действительно реализовалось положение Конституции, гласящее: единственным гарантом суверенитета и государственной власти в стране является народ. Это значит, что мы должны предоставить людям право принимать решения по вопросам, касающимся их жизни.

— Как это должно быть оформлено?

— Во-первых, должны быть четко определены полномочия органов, работающих на уровне села, района, города и области. Свои проблемы люди должны иметь право решать через советы. А, во-вторых, получить возможность проводить местные референдумы по принципиальным вопросам. Нам надо покончить с совершенно неправильной организацией власти, когда есть совершенно бесправный совет и государственная администрация. Они и на уровне районов, и на уровне областей должны быть ликвидированы.

А предложения иметь каких-то префектов, которые на уровне области наблюдали бы за законностью — неприемлемы, потому что жизнь показывает: как только на любом уровне, то ли в области, то ли в районе, есть две инстанции, обязательно начинается «торговля», кто из них «старший». А от этого страдает дело.

Есть совет, он должен избирать исполком. Если мы хотим повысить ответственность председателя совета – давайте его тоже избирать. И никаких «надсмотрщиков» не должно быть над ними.

Нельзя уходить и от того, чтобы прокуратура, которая в наших условиях имеет очень существенные возможности влияния на соблюдение прав человека, была от этого отстранена. Сейчас всячески хотят избавить прокуратуру от функций общего надзора. Конечно, когда прокуратура начинает вмешиваться в хозяйственные дела – это не нужно. Но когда речь идет о защите прав человека, прокуратура должна иметь полные права. Специалисты подсчитали, что примерно 1 млн человек в год обращается в прокуратуру за защитой своих прав в Украине. Несколько сот тысяч обращений признаются справедливыми, и вопросы решаются оперативно. Говорят, что надо, чтобы это было демократично, через суд. Да, суд – более демократичная форма. Но значит обращаться туда? Подавать заявление, нанимать адвоката, тратить деньги и время.

Боюсь, что если мы на это пойдем – добавим к другим возбуждающим факторам и этот. И никогда не «расхлебаем» недовольство, возникающее в нашем обществе. Тем более, что нас ждут очень нелегкие времена: повышение платы за коммунальные услуги, рост цен, подорожание лекарств. Это в ближайшее время вызовет такое недовольство!

— Есть ли принципиальные отличия в федерализации и децентрализации?

— Конечно, все вопросы местной жизни должны быть переданы в регионы и пусть регионы их и решают — так, как они посчитают нужным. В том числе и отношение к истории, оценке исторических деятелей. Мы не найдем сегодня согласия в обществе по этим вопросам. И не надо сражаться, давайте отдадим эти вопросы последующим поколениям. Они, возможно, будут умнее и смогут с этим разобраться. Мы слишком заинтересованы, потому что все это пережили.

А вот проблемы, касающиеся бюджета, планирования должны быть отданы на места. В то же время, должна быть и четкая централизованная вертикаль – вопросы, связанные с обеспечением единства государства, его территориальной целостности, внешней политики, обороны. Должна быть очень сильная централизованная власть. В большинстве государств эти вопросы четко отработаны, нормально действуют. Но мы за 24 года кроме болтовни ничего не достигли, только разваливали страну.

Читайте также по теме